Как малобюджетным израильским сериалам удается покорять мир

ЭкспертСобытия

Война как повод для сериала

Как малобюджетным израильским сериалам удается покорять мир

Вячеслав Суриков

В сериале «Фауда» израильские кинематографисты поделились собственным опытом жизни в зоне непримиримого противостояния двух сторон. Фото NETFLIX

Сериал «Фауда» — первый из израильских сериалов, получивший мировое признание в своем первозданном виде. Премьера первого сезона «Фауды» состоялась в 2015 году, а уже в 2016-м права на его показ купил Netflix. Международная премьера второго сезона состоялась в этом году в конце мая. В России, как и во всем остальном мире, сериал легально доступен на смеси арабского языка и иврита с англоязычными субтитрами.

До сих пор мировая слава к израильским создателям сериалов приходила опосредованно — после того, как успеха добивались адаптации созданных ими историй. Это произошло с Гидеоном Раффом, который придумал сериал «Военнопленные», и с Хагаем Леви — создателем сериала «Пациенты». Но как бы ни были масштабны достижения американских версий (сериалу «Родина» удалось достичь феноменального успеха: в 2012 году по версии «Эмми» он был признан лучшим драматическим сериалом), это в первую очередь успех американской сериальной индустрии и только во вторую — израильтян.

Первое, что выделяет израильские сериалы среди всех остальных, —предопределенная скромными масштабами местной телевизионной индустрии малобюджетность. Сериал Хагая Леви «Пациенты» в этом отношении образцовый: количество декораций в нем сведено к минимуму. Основное действие протекает в кабинете психотерапевта, где мы день за днем наблюдаем за тем, как он ведет прием, а потом перемещаемся в другой кабинет, где психотерапевт сам оказывается пациентом. В России он был адаптирован под названием «Без свидетелей» с Ксенией Кутеповой в главной роли. Российская адаптация продержалась два сезона по 45 эпизодов. В американской версии, производством которой занимался канал HBO, всего лишь на 16 эпизодов больше. Сериал «Пациенты» стал звездным для американского актера Гэбриэла Бирна, получившего за исполнение главной роли «Золотой глобус» как лучший исполнитель главной роли в драматическом сериале. Хагай Леви был призван в Голливуд и отметился в создании еще одного сериального хита HBO — «Любовники».

Пока создатель «Военнопленных», а затем и один из авторов сценария «Родины» Гидеон Рафф учился снимать сначала в Израиле, а потом в США, Ави Иссахаров и Лайор Раз шли в кинематограф намного более извилистым путем. Оба служили в израильских спецподразделениях. Раз успел побывать в роли телохранителя Арнольда Шварценеггера, а Иссахаров работал военным репортером и писал об арабо-израильском конфликте. Скорее всего, именно этот опыт и позволил им привнести в сериал ощущение достоверности происходящих на экране событий.

«Фауда» демонстрирует зрителям всего мира, что представляет собой арабо-израильский конфликт в его нынешней фазе. В нем нет прямых столкновений между военными. Это тайная война, позволяющая и палестинцам, и израильтянам, которые не вовлечены в нее напрямую, легко забыть о происходящем вокруг них и наслаждаться мирной жизнью, наблюдая по телевизору за тем, что творится на соседней, враждебно настроенной территории.

В «Фауде» почти каждая серия заканчивается эффектным, насыщенным действием эпизодом. Основное достоинство сериала — образцовый и продуманный сценарий. Софья Квашилава, директор по контентной политике Viasat, в интервью «Эксперту» обращает внимание на «потрясающее сочетание качества картинки и сильной сюжетной линии и невероятно яркие и сильные эмоции, переживаемые героями на экране. Все это применимо и к сериалу “Фауда”, в котором сюжет строится вокруг острого геополитического конфликта. Столкновение противоборствующих сторон, игра на чужом поле, кровь, смерть, страх — вот они, ингредиенты успешного продукта». Писатель Александр Генис в эфире радио «Свобода» подметил еще одну составляющую международного успеха сериала: «Почему именно в Нью-Йорке этот сериал пользуется таким сенсационным успехом? Я знаю людей, которые смотрели не отрываясь двенадцать серий подряд. Мне кажется, дело в том, что ньюйоркцы увидели совершенно новый для себя тип еврея. Ведь что такое нью-йоркский еврей? Это Вуди Аллен. Но что может быть дальше от Вуди Аллена, чем люди, которых нам показывают в “Фауде”? Это израильтяне, библейское племя, о которои сам Бог сказал: “жестоковыйный” народ. Именно таких евреев в Нью-Йорке еще не видели».

«Фауда» рассказывает о деятельности израильского спецназа, проводящего операции на палестинской территории. Его бойцы выдают себя за арабов: они не только говорят на арабском языке, но и выглядят как арабы и ведут себя как арабы. Их цель — террористы, которые поддерживают то тлеющий, то пылающий огонь арабо-израильского конфликта, организуя один теракт за другим. Чтобы уничтожить каждого из них, израильтяне применяют все средства, имеющиеся в их распоряжении: если нужно взять заложника, берут заложника. Если нужно добыть информацию у того человека, кто ею обладает, не ограничиваются психологическим давлением, а применяют пытки. Малейшая ошибка может стоить им жизни. Тем более если они совершат ее, находясь среди палестинцев: те набрасываются на них, стоит им догадаться, кто перед ними на самом деле. Тогда в эфире раздается кодовое слово «фауда», означающее, что в ходе операции что-то пошло не так и спецназовцам грозит смертельная опасность.

Лайор Раз играет в сериале главную роль. Он и в самом деле не похож на типичного кинематографического еврея. Но он не похож и на типичного положительного кинематографического героя. Его харизма (а она у него, несомненно, наличествует) носит скорее отрицательный характер. Однако концепция сериала как раз и предполагает, что подразделение псевдоарабов, хотя и сражается на стороне добра, действует, чтобы выжить, по законам, которые навязывает сторона противника.

«Фауда» иллюстрирует, как в реальной жизни работает классическая формула «насилие рождает насилие». Рано или поздно противостояние перерастает в личную вражду. В первом сезоне одна из героинь сериала совершает теракт только из желания отомстить за смерть своего жениха, случайно убитого во время спецоперации. Она не просто проносит взрывчатку в кафе, по предположению организаторов теракта, каким-то образом связанное с участниками спецоперации, но остается в нем и взрывается вместе со всеми, хотя у нее есть время, чтобы уйти и остаться в живых.

На стороне израильтян — технологии и деньги. Они ценят жизнь каждого еврея и готовы пойти на любой компромисс, чтобы ее сохранить. На стороне арабов — вшитый в их сознание религиозный код, который позволяет воспринимать смерть как высшее благо, особенно если им при этом удается унести с собой на тот свет жизнь хотя бы одного еврея. В «Фауде» есть ряд сцен, демонстрирующих, как сознание жителей палестинских территорий деформируется с самого детства. Но настоящими фанатиками все же становятся лишь некоторые из них. Большинство, а в их число по сюжету входят и жены ключевых фигур в арабском сопротивлении, готовы пойти на попятную и воспользоваться достижениями израильской медицины, например когда здоровью их детей грозит опасность. В их глазах разумной альтернативой небесному раю представляется Европа, где можно насладиться мирной жизнью. Возможность уехать в Париж или Берлин нередко становится разменной монетой в переговорах с арабами, обладающими ценной информацией.

Но главным своим достижением создатели сериала считают то, что в их фильме арабы предстают не только как достойные противники, но и как люди, вызывающие симпатию. И хотя зритель не сочувствует тому, что они делают, он понимает их мотивацию. В первом сезоне протагонист главного героя — участник палестинского движения сопротивления, не согласующий свои действия с его лидерами и пытающийся с небольшой группой единомышленников совершить крупный теракт, который, по его замыслу, должен спровоцировать конфликт между арабами и евреями. Он мужественен, бесстрашен, любит жену и детей. Во втором сезоне у главного героя появляется новый противник, как и его предшественник, не страшащийся смерти. Он пришел, чтобы отомстить за смерть своего отца, он безжалостен и умен, за его спиной вздымается тень огромной террористической организации. Но именно этот персонаж создатели сериала считают секс-символом второго сезона. Играющий его актер Фирас Нассар и в самом деле дьявольски красив.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Восточный базар в Сочи Восточный базар в Сочи

Как прошли российско-турецкие переговоры

Эксперт
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Дело сделано Дело сделано

Творцы заряжают верой в то, что любимое занятие может вырасти в небольшое дело

Seasons of life
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Разработана умная роботизированная инвалидная коляска Разработана умная роботизированная инвалидная коляска

Как умное кресло-коляска позволяет находить оптимальный путь к пункту назначения

ТехИнсайдер
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил

Как выбрать подходящую зубную пасту и каких результатов от нее ждать?

ТехИнсайдер
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
На пути к Иудейской войне На пути к Иудейской войне

Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа

Знание – сила
Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы

Из чего были созданы первые зубные протезы и как их носили

ТехИнсайдер
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Открыть в приложении