Один из путей поддержки экспортного потенциала России

ЭкспертБизнес

Тяжеловесные возможности

Одним из путей поддержки экспортного потенциала России и повышения эффективности железнодорожных перевозок становится расширение использования вагонов повышенной грузоподъемности

Сергей Кудияров

На протяжении последних лет добыча угля в нашей стране уверенно росла, за 2000–2017 годы она увеличилась более чем в полтора раза — с 258 млн до 407 млн тонн. Главным триггером роста выступило развитие экспорта. Объемы экспортных отправок угля из России на внешние рынки, по данным ФТС, за 2001–2017 годы выросли более чем в четыре раза, с 44 млн до 181 млн тонн (см. график 1). При этом все большее значение для российских угольщиков приобретают рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Если в 2001 году на поставки в Азию пришлось 39% всего российского угольного экспорта, то в 2017-м уже 56%. В натуральном выражении рост еще более впечатляющий — с 16,4 млн до 102,1 млн тонн.

На мировом угольном рынке у России есть свои преимущества. Как отмечают эксперты, отечественные поставщики отличаются высокой конкурентоспособностью как по качеству продукции, так и по стоимости ее добычи.

Но есть у российского угля и большая проблема. Отечественные поставщики проигрывают своим основным зарубежным конкурентам по протяженности сухопутного плеча доставки продукта от шахты к экспортному порту. Для Австралии этот показатель не превышает 300 км, в Индонезии находится в пределах 100–150 км. В России основные угольные месторождения расположены далеко во внутренних районах страны, поэтому средняя дальность экспортных поставок угля железнодорожным транспортом по итогам 2017 года превысила 4500 км. Если говорить о поставках из Кузбасса, крупнейшего и важнейшего каменноугольного бассейна страны, в порты Дальнего Востока, обслуживающие поставки российского угля на наиболее перспективные азиатские рынки, то здесь сухопутное плечо доставки достигает 5500–6000 км. Разница с конкурентами — несопоставимая.

Поэтому для угольщиков очень важным становится достижение как можно большей эффективности железнодорожных перевозок, особенно в восточном направлении.

Поворот на восток

Возможность железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, то есть железных дорог восточнее Кузбасса, справиться с возрастающим грузопотоком справедливо вызывает опасения. Например, БАМ на значительной части своей протяженности не электрифицирован и представляет собой однопутную линию с разъездами для пропуска встречных поездов.

Необходимость развития железнодорожной инфраструктуры восточных регионов страны не осталась без внимания государства. В 2013 году президент и правительство России приняли решение предоставить государственную поддержку РЖД в реализации проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».

«К 2020 году объемы вывоза продукции с основных месторождений Восточного полигона прогнозируются на уровне 124,9 миллиона тонн, на 66,8 миллиона тонн больше, чем в 2012 году. При условии освоения этих перспективных объемов перевозок общая протяженность узких мест на полигоне резко возрастет. Именно поэтому становится актуальным проект развития инфраструктуры БАМ-2», — рассказывает руководитель отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Скок.

Президент России Владимир Путин в начале марта в своем послании Федеральному собранию заявил, что пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока должна быть в течение шести лет увеличена в полтора раза — до 180 млн тонн. По словам генерального директора РЖД Олега Белозерова, на это потребуется до триллиона рублей.

Но угольная отрасль и портовая инфраструктура тоже не стоят на месте. Согласно намерениям угольных компаний, объемы вывоза с месторождений за тот же период могут вырасти до 260,8 млн тонн, это на 76,1 млн тонн больше запланированных возможностей инфраструктуры (см. график 2).

Таким образом, уже на горизонте ближайших пяти лет может возникнуть существенный дисбаланс пропускной способности железных дорог и объектов портовой инфраструктуры.

Грузить больше

Одним из вариантов решения проблемы становится усиление организационнотехнических мероприятий по оптимизации технологии перевозочного процесса. В том числе развитие тяжеловесного движения — обеспечение пропуска грузовых поездов с весовой нормой не менее 7100 тонн и эксплуатации вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось, о чем говорится в паспорте инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».

Больших усилий для этого прилагать не надо. В России такие вагоны уже несколько лет производятся массово. Модели нового поколения предлагают «Объединенная вагонная компания» (ОВК), «Уралвагонзавод», «Завод металлоконструкций» (Энгельс), «РМ-Рейл».

Одно из преимуществ вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось — повышенная грузоподъемность при стандартных габаритах. Это увеличивает погрузку в один вагон на 6–8 тонн и эффективно при перевозках всех грузов, но особенно массовых — строительных, руд и, конечно же, угля. На железных дорогах России на массовые грузы приходится две трети всего объема перевозок.

Более того, вагоны именно такого типа сегодня определяют лицо российского вагоностроения. Их доля в объеме производства выросла с 30% в 2014 году до 62% в 2017-м, в сегменте полувагонов они занимают почти 85%.

«По состоянию на апрель 2018 года доля инновационных полувагонов составляет порядка 15 процентов общего парка полувагонов», — говорит Игорь Скок.

«У нас есть довольно большой опыт работы с инновационными вагонами. К концу прошлого года у нас было более 15,6 тысячи вагонов грузоподъемностью 75 и 77 тонн. В ближайшие два года мы планируем довести их число до 27,7 тысячи, — говорит заместитель генерального директора СУЭК Денис Илатовский. — Такие вагоны имеют увеличенный кузов, что позволяет провозить большие объемы грузов, а это весьма выгодно для грузоотправителей. Я уверен, что для развития российских железных дорог и угольной индустрии развитие тяжеловесного движения критически важно».

В России уже появились компании, полностью ориентированные на использование вагонов нового поколения. В числе крупнейших можно отметить «Первую тяжеловесную компанию» (ПТК). Она была создана группой «Промышленные инвесторы» только в 2016 году, но уже имеет в своем распоряжении парк численностью более 40 тыс. вагонов.

Как отмечают в ПТК, уже по итогам 2017 года более 20% прироста экспорта угля обеспечено вагонами повышенной грузоподъемности. В перспективе их доля будет расти и уже к 2021 году достигнет 25% российского парка полувагонов.

«Каждые 10 тысяч вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн — это дополнительно более миллиона тонн перевезенного груза без увеличения вагонопотока и необходимости вложений в инфраструктуру», — говорят в ПТК.

Кузбасс — Находка без лишних осмотров

«Другое значительное преимущество вагонов нового поколения заключается в увеличенном ресурсе узлов и деталей и увеличенных межремонтных пробегах. За счет этого вагон может дольше находиться на сети в рабочем парке и приносить больше прибыли владельцу», — рассказывает Игорь Скок.

В характеристиках полувагонов ОВК от постройки до первого деповского ремонта указывается восемь лет или 1 млн километров пробега, в то время как для подвижного состава старых моделей эти показатели составляют три года и 210 тыс. км соответственно. Инновационные вагоны, по статистике РЖД, в пять раз реже сталкиваются с необходимостью текущего отцепочного ремонта (когда вагон вынужденно отцепляется от состава из-за неисправности).

В ПТК отмечают, что вагоны повышенной грузоподъемности лучше зарекомендовали себя в плане экономичности и безопасности. Рессорное подвешивание обеспечивает различную жесткость для вагона в порожнем и груженом состоянии, что увеличивает устойчивость против схода с рельсов. Рациональные характеристики подвешивания и конструкция гасителя колебаний снизили динамическое воздействие на путь и на саму конструкцию тележки. Это, а также применение в износостойких элементах тележки новых решений и материалов позволило производителю существенно повысить ее надежность, а РЖД — организовать движение с гарантийным плечом 6000 км, на котором не нужно проводить осмотр вагонов в пути следования.

Еще не предел

По данным научно-технического совета РЖД, при использовании вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось вес поезда увеличивается на 500 тонн, что снижает потребность в локомотивах и локомотивных бригадах на 11% и увеличивает провозную способность инфраструктуры на 6%.

Отметим, что нагрузка 25 тонн на ось для железнодорожного транспорта в мировой практике далеко не предел. Например, в Австралии на путях общего пользования осевая нагрузка составляет 27 тонн, а на отдельных линиях даже достигает 40 тонн. В Китае внедрена осевая нагрузка 30 тонн. В США на железных дорогах первого класса осевая нагрузка может достигать 35 тонн.

В России испытания вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось производства ОВК проходят с лета 2017 года. Парк работает на участке Качканар—Смычка Свердловской железной дороги, чтобы оценить уровень воздействия на путь, затраты на тягу и так далее.

По мнению заведующего кафедрой вагонов и вагонного хозяйства Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) Юрия Бороненко, воздействия на путь при организации движения с использованием вагонов 27 тонн на ось не избежать. «У них большая осевая нагрузка и уменьшенная динамическая нагрузка», — отмечает он и уточняет, что расходы РЖД заключаются не только в содержании инфраструктуры. Есть также затраты на локомотивную тягу, которые подвижной состав с нагрузкой 27 тонн на ось как раз и позволит сократить, поскольку уменьшается сопротивление движению и поезд расходует меньше энергии.

Увеличение осевой нагрузки дает непосредственный экономический эффект. Так, в США при росте средней осевой нагрузки полувагонов с 27 тонн в 1983 году до 32 тонн в 2013-м удельные затраты на содержание инфраструктуры сократились с 7,5 доллара на 1000 тоннокилометров грузооборота до 3,6 доллара (см. график 3).

Таким образом, организационно-технические мероприятия по изменению технологии перевозочного процесса способны не только увеличить объемы перевозок по Восточному полигону, но и непосредственно повлиять на оптимизацию инвестиций в модернизацию его инфраструктуры. А рост осевой нагрузки поможет ликвидировать диспропорции между пропускной способностью железных дорог и экспортными амбициями угольщиков.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Понять мэра Понять мэра

Мэр Москвы Сергей Собянин

Эксперт
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
«Падучая» под контролем «Падучая» под контролем

Что такое эпилепсия и какие подходы к ее лечению предлагает современная наука?

Знание – сила
Время раскручивать гайки Время раскручивать гайки

Трамп, санкции и ресурсы: началась новая игра политиков?

Ведомости
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия» Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия»

Макар Хлебников о том, как стал актером, и о партнерстве с Юрой Борисовым

Ведомости
Я тебя — что? Я тебя — что?

Как меняется смысл «ты» в культуре, отношениях и восприятии себя?

Seasons of life
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Открыть в приложении