Зачем смотреть правдивые военные драмы об Африке

ЭкспертСобытия

Сурово? Слишком!

Зачем смотреть правдивые военные драмы об Африке, если ничего, кроме ужасов и трагедий, в них нет

Татьяна Одинцова

В фильме «Безродные звери» суровая реальность гражданской войны превращает мальчика Агу в мужчину за считаные недели: он становится озлобленным, бескомпромиссным. Но вопреки всему ужасу не теряет себя

Завтра будет драма. И война. Ощущение, что Африка жила так всегда. Огромные пустыни, непроходимые джунгли, вечный зной, голод, бедность, истощенные дети, страх, постоянные войны — в голове всплывает самый разный ассоциативный ряд, когда думаешь об Африке. Какая она на самом деле? Лучше увидеть собственными глазами, хотя бы на экране. Мировой кинематограф переосмысляет этот континент с точки зрения истории и значимых событий, военных конфликтов. Вместе с африканскими странами и актерами Голливуд снимает и показывает военные драмы, в основу которых положены реальные исторические эпизоды. И это не те фильмы, какие смотришь, пытаясь убежать в другую реальность. Нет. Здесь кино становится инструментом глобальной и массовой рефлексии.

Смотреть и рассказывать о военных драмах сложно. Когда на экране беспросветный мрак, жестокость, кровь, страдания, становится не по себе даже в уютной московской квартире со всеми удобствами. Несколько раз увиденное было настолько жутким, что я буквально ощущала физическую боль. Объяснения этому насилию нет. И конца, видимо, тоже.

«Голод в Африке», «дети войны», «очередной конфликт» — когда эти понятия успели стать штампами? Мы перестали понимать, что это реальная жизнь, реальные люди, живущие в нищете и грязи, под постоянной угрозой смерти. Мы не представляем, как они существуют, какими вырастают, как влияют на них междоусобицы, что они ощущают, когда теряют близких, и как находят силы идти дальше. Можно, конечно, и не начинать об этом думать — зачем, если многое в прошлом, а континент далекий и непонятный? Но это прошлое, с которым будет жить еще не одно поколение, прошлое, которое впиталось в их сознание и кровь. В ситуации, когда мы активно развиваем российско-африканские отношения, стоило бы понять, что это за страны, кто там живет, что ими движет и чего от них ждать.

Мой африканский друг рассказывает, что фильмы об этом континенте напоминают ему о силе духа и разума, стойкости и упорстве, с которым африканцы всегда защищают свои территории. Что он черпает вдохновение в таких историях и видит в них надежду на будущее. Когда я слушаю это голосовое сообщение, присланное из Сенегала, то понимаю, что меня определенно воодушевляют африканцы. Люди страдают, переживают гонения и зверства, их игнорирует мировое сообщество. А они не сдаются, верят, идут до конца! Может быть, и нам есть чему у них поучиться. И не когда-нибудь, а прямо сейчас.

Ребенок. Пленник. Убийца

Фильм: «Безродные звери»/Beasts of No Nation.

Производство: США, Netflix.

Год: 2015.

Конфликты в Африке не затихают на протяжении всего прошлого века. Один из них разворачивается на западе, на приграничной территории. Мальчик Агу сначала теряет мать, а потом его отца расстреливает армия повстанцев. Счастливое детство с игрой с фантазийным телевизором без кинескопа и походами с семьей в церковь заканчивается. Ребенок оказывается в отряде повстанцев и, чтобы выжить, становится таким же жестоким и бескомпромиссным убийцей, как они.

Противоречивые эмоции разрывают сердце, когда видишь, что делает с детьми война. Малышей учат быть бесчеловечными, поят зельями и проводят с ними шаманские обряды, настраивая на победу любой ценой. Фильм наполнен перестрелками, убийствами, кровью.

Агу превращается из ребенка в мужчину за считаные недели. Он становится озлобленным, жестоким, безжалостным. Вместе с тем каким-то парадоксальным образом его сознание не перестает бороться. Все 137 минут фильма зрители слышат, что он говорит самому себе. Например: «Теперь я знаю, как пахнут мертвецы: очень сладко, как в банке с сахаром, и с гнильцой, как пальмовое вино. А если оставить их на солнце, они начинают раздуваться, как коричневое манго».

Пронизанную безысходностью картину «Безродные звери» в 2015 году снял Netflix. В основе сценария — книга и история Узодинмы Ивеалы. Картину снимали в Гане на протяжении 36 дней. Некоторых актеров во время съемок задержали — решили, что они наемники, вместо них позвали местных жителей.

«Смотреть нельзя пропустить» — в этом предложении сложно поставить единственно верную запятую. Стал ли мой личный мир краше после фильма? Определенно нет. Буду ли я уважать больше африканцев, которые пережили этот ад и находят силы жить после подобных катастроф? Точно да.

Африка. XIX век

Фильм: «Королева-воин»/The Woman King.

Производство: США, TriStar Pictures.

Год: 2022.

Африканскую Дагомею сравнивали со Спартой: это королевство тоже прославили женщины-воительницы. Из одного отряда в XVII веке выросла целая армия. Будущих амазонок — членов отряда Агоджи тренировали и закаляли с детства: они были терпеливы, смелы и умели переносить любую боль. Визитная карточка элитного войска — обезглавливание жертв. Воительницы не выходили замуж, не рожали детей и блюли целибат. Любовников казнили. Часто в ряды амазонок попадали несговорчивые дочери, надоевшие жены и рабыни, которые стоили дешевле рабов. Эпоха женского воинства закончилась в 1894 году, когда территорию Дагомеи захватила Франция. Позднее там появилось новое государство — Республика Бенин.

Амазонки королевства Дагомея — реальные члены элитного женского войска. Их история — в центре сюжета фильма «Королева-воин». Роль предводительницы и генерала исполняет выдающаяся актриса Виола Дэвис

Действие фильма «Королева-воин» происходит в 1823 году. Зрелищно и эпично показан женский отряд Агоджи и его служба королю Дагомеи — Гезо. Дагомея процветает за счет работорговли с европейцами, но при этом воюет с государством Ойо. Критики пишут, что в фильме множество исторических погрешностей, но все же он имеет право на существование.

Продюсер и автор сценария — американка Мария Белло. Несколько лет назад она посетила Бенин и узнала историю местных амазонок, которая ее потрясла. Заручившись поддержкой оскароносной актрисы Виолы Дэвис, Мария стала изучать исторические документы и готовить сценарий. Самым сложным оказалось убедить Голливуд в будущем успехе, но Белло справилась и с этим. В мировой прокат картина вышла в прошлом году и уже собрала 97 млн долларов.

Виола Дэвис играет главную героиню, генерала Наниску. Под ее предводительством элитные женские войска сражаются за независимость Дагомеи. Фильм вызывает смешанные чувства: полураздетые амазонки, бои на ножах, кровь, жестокость. Причем резня здесь занимает половину ленты. Но вместе с тем проникаешься контекстом: хочется узнать больше о непростом периоде африканской истории.

Брошенные. И забытые

Фильм: «Отель “Руанда”»/Hotel Rwanda.

Производство: Великобритания, США, ЮАР, Италия.

Год: 2004.

1994 год. Руанда. Противостояние двух этносов, веками проживающих на одной территории. Племя хуту пытается истребить тутси. Слово «истребить» сильное, но даже оно не передает масштаба бедствия: тогда, почти тридцать лет назад, в ходе гражданских столкновений погибло от полумиллиона до миллиона человек. То есть в цивилизованном XX веке люди убивали друг друга ножами на улице по этническому признаку. А по местному радио при этом рассказывали, как правильно расправляться с жертвами. Звучит кощунственно и чудовищно. Но еще страшнее другое: миротворцы ООН просто сбежали из региона, прихватив с собой граждан Европы и США. А остальной мир не придавал значения происходящему.

Фильм «Отель “Руанда”» рассказывает историю глазами Пола Русесабаджина — управляющего бельгийским отелем в столице Кигали. Пол — хуту, но женат на Татьяне из племени тутси и воспитывает с ней двух детей. В момент обострения конфликта он укрыл и спас 1200 человек. Русесабаджина подкупал полицию, поил их дорогим алкоголем, просил помощи у бельгийского начальства, снабжал продовольствием беженцев, которых прятал в отеле, и создавал видимость обычной работы, чтобы не вызывать подозрений.

В основу культового фильма «Отель “Руанда”» легла история менеджера отеля Пола Русесабаджина. В 2021 году власти обвинили его в причастности к террористической деятельности и приговорили к 25 годам заключения. Несколько месяцев назад Пола освободили досрочно

Снятый американским режиссером Терри Джорджем фильм держит в напряжении и не дает ответов на вопросы, как, зачем и почему все это произошло, но откровенно показывает жестокость гражданской войны. С другой стороны, мы видим силу духа африканского народа, бескомпромиссность, бесстрашие и решимость идти до конца.

Вышедшая на экраны в 2004 году картина была номинирована на несколько престижных премий и получила множество восторженных отзывов зрителей по всему миру. Сборы в мировом кинопрокате составили 34 млн долларов. А реальный Пол Русесабаджина позднее получил одну из высших наград США — президентскую медаль Свободы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Ковёр» на Ковентри «Ковёр» на Ковентри

«Любое нападение с воздуха на гражданских противоречит законам ведения войны»

Дилетант
Освещение с датчиком движения: какой светильник выбрать Освещение с датчиком движения: какой светильник выбрать

Вопрос комфортного освещения может быть решен светильником с датчиком движения

CHIP
Античный коммунизм Античный коммунизм

Кто всех суровее в Древней Греции?

Дилетант
Стадный инстинкт Стадный инстинкт

Что нам мешает быть объективными?

Лиза
Железная Голда Железная Голда

Экранизация биографии неповторимой Голды Меир

Дилетант
Без денег не останетесь: куда прятать наличные на пляже Без денег не останетесь: куда прятать наличные на пляже

Самые надежные места, куда можно спрятать деньги во время отдыха на море

ТехИнсайдер
Норма, я тебя знаю Норма, я тебя знаю

Михаил Лабковский о понятии «норма», гениальности, детских травмах и счастье

Psychologies
Ароматный бизнес Ароматный бизнес

Как засушить летние дары и приготовить ароматные специи?

Новый очаг
Насквозь Насквозь

Что это за сказка, в которой нет волшебника или хотя бы доброй феи?

СНОБ
Когда не было атомов: что телескоп «Евклид» расскажет о природе Вселенной Когда не было атомов: что телескоп «Евклид» расскажет о природе Вселенной

Телескоп «Евклид»: чем они выделяется среди других огромных телескопов?

Forbes
Средство от хаоса Средство от хаоса

Пора переосмыслить цели и само понятие технического прогресса

Деньги
Превратить грусть в суперсилу: 6 важных идей из книги «Переживание чувств» Превратить грусть в суперсилу: 6 важных идей из книги «Переживание чувств»

Грусть — наша тайная сила

Psychologies
Спутники Starlink излучают радиоволны и создают помехи астрономам Спутники Starlink излучают радиоволны и создают помехи астрономам

Спутники Starlink от SpaceX создают помехи радиоастрономическим наблюдениям

ТехИнсайдер
История одной песни: «Barbie Girl», Aqua, 1997 История одной песни: «Barbie Girl», Aqua, 1997

Мифическую песню и клип, на который извели розовой краски больше, чем на Барби

Maxim
Он мог соперничать с Twitter, но был «убит»: как появился и почему провалился Google Reader Он мог соперничать с Twitter, но был «убит»: как появился и почему провалился Google Reader

Почему руководители Google закрыли один из своих «самых дальновидных» проектов?

VC.RU
Активные тучные клетки заставили мышей избегать аллерген Активные тучные клетки заставили мышей избегать аллерген

Названы главные медиаторы воспаления, опосредующие избегание пищевого аллергена

N+1
«Кормилец» и «хранительница очага»: чему будут учить детей на уроках «Семьеведения» «Кормилец» и «хранительница очага»: чему будут учить детей на уроках «Семьеведения»

Чему посвящены учебные программы по подготовке школьников к семейной жизни?

Forbes
Полиглот, революционерка, посол Полиглот, революционерка, посол

Александра Коллонтай — женщина-миф русской революции

Дилетант
Кроме чая и специй: зачем российскому предпринимателю Индия Кроме чая и специй: зачем российскому предпринимателю Индия

Что мешает нам строить свои фабрики в дружественной Индии?

Forbes
Три мотора и 6 литров на сотню: экономичный тест Chery Tiggo 8 Pro E+ Три мотора и 6 литров на сотню: экономичный тест Chery Tiggo 8 Pro E+

Технологичный, экономичный, солидный кроссовер с роскошным салоном

Maxim
Быть в потоке Быть в потоке

Сейчас в тренде состояние ресурса и потока. Но что это такое?

Лиза
Создаем логотип с помощью нейросетей: 7 полезных сервисов Создаем логотип с помощью нейросетей: 7 полезных сервисов

Нейросети могут генерировать проекты для бизнеса

CHIP
«Бывшие зеки никому не нужны»: зачем Ozon нанимает на работу людей с судимостью «Бывшие зеки никому не нужны»: зачем Ozon нанимает на работу людей с судимостью

Зачем был создан и как работает проект «Ozon без осуждения»

Forbes
90 процентов морепродуктов оказались под угрозой из-за человека 90 процентов морепродуктов оказались под угрозой из-за человека

Антропогенная деятельность загрязняет и нагревает природные воды

N+1
Одни эмоции Одни эмоции

Для чего на самом деле нужны злость, обида и грусть?

VOICE
Сливки европейского edtech: как меняется европейский рынок образовательных технологий Сливки европейского edtech: как меняется европейский рынок образовательных технологий

Как меняется фокус образовательных технологий

Inc.
Свобода лучше, чем несвобода Свобода лучше, чем несвобода

Анджела Дэвис почти полвека остаётся иконой борьбы с несправедливостью

Дилетант
Зарегистрированы самые мощные гравитационные волны в истории наблюдений Зарегистрированы самые мощные гравитационные волны в истории наблюдений

Гравитационные волны возвращаются, и они огромны

ТехИнсайдер
Отдых без сюрпризов Отдых без сюрпризов

5 опасных бактерий, которые могут скрываться в море

Лиза
Математики показали, что аналог GPS может работать на Луне. Ученым помогли идеи, которым уже 800 лет Математики показали, что аналог GPS может работать на Луне. Ученым помогли идеи, которым уже 800 лет

Спутниковой навигации, используемые на Земле, можно перенести на Луну

ТехИнсайдер
Открыть в приложении