Античный коммунизм
Кто всех суровее в Древней Греции? Спартанцы, конечно. Железная дисциплина, аскетизм и бесстрашие. А с 2006 года ещё и крик «Это Спарта!» Но у любого коммунизма есть истоки и смысл. О них и поговорим.
Кто за этим стоит
Основателем политического строя Спарты и главным её законодателем считается Ликург. Античные авторы не подвергали сомнению факт его существования и расходились только в оценке обширности его реформ и биографических подробностях. В более поздние времена учёные воспринимали его как личность мифическую: либо как очеловеченного в сказаниях и легендах бога, либо как некий обобщённый образ, объединяющий под одним именем множество правителей-реформаторов. В конце концов исследователи в большинстве своём пришли к выводу, что Ликург действительно существовал и, более того, реализовал как минимум часть приписываемых ему нововведений.
Античные авторы относят появление законов Ликурга к XI–VIII векам до нашей эры. Современные историки сомневаются, что Спарта могла настолько рано обзавестись чётко структурированным законодательством, и несколько смещают этот диапазон (в некоторых случаях — вплоть до VI века до н. э. в качестве наиболее поздней границы). Отдельные учёные и вовсе разделяют годы жизни Ликурга и время воплощения реформ, которые связывают с его именем.
Так или иначе, Ликург принадлежал к одному из царских домов Спарты. Во всяком случае, так считали сами спартанцы. Возможно, это объясняется их особым отношением к правителям: если другие греческие полисы довольно рано отказались от монархии, в Лаконии басилевсы на протяжении многих столетий считались потомками богов и верховными жрецами, напрямую с ними говорящими. Так что даже если бы Ликург не принадлежал к одной из династий, молва обязательно подправила бы его родословную, чтобы придать ему политической и исторической весомости. С другой стороны, именно авторитет царской семьи мог убедить аристократию и простых граждан подчиниться столь строгим законам.
При этом правителем Ликург не был. После смерти старшего брата, как гласит наиболее популярная версия, он не поддался уговорам захватить власть, свергнув малолетнего племянника. Ликург выступил в качестве опекуна и помог ребёнку закрепиться на троне. А затем отправился в долгое странствие по другим государствам, изучая их политическое устройство и законодательство. Считается, что во время этого путешествия он познакомился с Гомером, вдохновился его произведениями, счёл их крайне поучительными и решил забрать с собой на родину.
Надо сказать, что родина эта уже довольно давно пребывала в упадке. Сменявшие друг друга цари были то не в меру жёсткими, то слишком слабыми. Спарта, будто маятник, колебалась между демократией и диктатурой. Надежды на стабилизацию граждане связывали с Ликургом, который за своё короткое регентство показал себя мудрым правителем. Спартанцы не раз просили его о возвращении, и в конце концов Ликург сдался. Но первым делом отправился к дельфийскому оракулу за советом. Там Ликург получил от Аполлона не только благословение, но и Большую Ретру — древнейший законодательный акт Спарты.