Он мог соперничать с Twitter, но был «убит»: как появился и почему провалился Google Reader
Агрегатор собирал контент в одном месте и должен был избавить любителей новостей от страха что-то упустить. Разработчики думали, что за ним — будущее соцсетей. Но руководители Google так не считали и закрыли один из своих, возможно, «самых дальновидных» проектов.
С чего начинался Google Reader
«Фиды», ленты публикаций и новостей, — удобный способ следить за контентом со всего интернета в одном окне. Именно это предлагал Google Reader.
В 2004 году менеджер по продукту Джейсон Шеллен, который на тот момент занимался решениями на основе технологий Atom, позвонил разработчику Крису Уезереллу — вместе они развивали сервис для ведения блогов Blogger. Он попросил того придумать решение, которое помогло бы «спарсить» Atom, — просто чтобы «объяснить потенциальным партнёрам, как работает технология», пишет The Verge.
Так, Уезерелл придумал программу Fusion: она преобразовала RSS-ленты разных сайтов в формат Atom и показывала результаты в веб-приложении на JavaScript. Интерфейс выглядел скудно, но работал. Разработчик понял, что пользоваться таким инструментом удобно, и отправил прототип Шеллену. Тот был в восторге.
В начале 2000-х не было десятка соцсетей и лент с алгоритмами рекомендаций, а Facebook* и Twitter только начинали развиваться. В основном пользователи узнавали о новом, вводя конкретные адреса сайтов в браузере и периодически их обновляя.
Несколько вспомогательных сервисов работали — например, RSS-агрегаторы новостей NetNewsWire и Bloglines. Но разобраться в них было сложно, пишет The Verge. Fusion же казался относительно понятным и быстро грузился, чего нельзя было сказать о том же Bloglines.
В то время Google разрешала сотрудникам тратить 20% рабочего времени на личные проекты, и Уезерелл этим воспользовался. Он доработал продукт и вместе с Шелленом показал его команде iGoogle — настраиваемой стартовой страницы, которая прекратила работу в 2013 году. Они рассказали, что в теории Fusion может агрегировать что угодно: не только тексты, но также видео и фотографии.
Команде разрешили продолжить работу неофициально, так что она составила технические спецификации и определила цель: «стать лучшей в мире службой доставки контента».
По сути Fusion задумывался как соцсеть, пишет издание, и должен был походить скорее на Twitter или Instagram*, чем на классический RSS-агрегатор. Его создатели даже пытались избегать слова «читатель», потому что хотели увеличить сценарии взаимодействий пользователя с контентом, но всё пошло не по плану.