Казахстан намерен выйти на зарубежные рынки железнодорожных колес

ЭкспертБизнес

Рынок отбалансирует колесо

В Павлодарской области (Республика Казахстан) на базе предприятия «Проммашкомплект» запущен комплекс по производству железнодорожных колес, расширяющий проектную мощность предприятия до 350 тыс. штук в год. Ранее Казахстан импортировал эту продукцию, теперь же намерен не только обеспечивать собственные потребности, но и выйти на зарубежные рынки. По словам председателя правления компании «Проммашкомплект» Даулета Сыздыкова, две трети продукции она будет отправлять на внешние рынки, в том числе в Россию.

В нашей стране в последнее время наблюдается дефицит железнодорожных цельнокатаных колес (ЦКК). Сегодня в России два крупных производителя этой продукции: Объединенная металлургическая компания (ОМК) и «Евраз». ОМК способна производить 850–900 тыс. колес, «Евраз» — 480–525. На отечественном рынке также присутствует продукция украинского «Интерпайпа». По оценкам участников рынка, несмотря на антидемпинговую пошлину в 34,22%, в России в нынешнем году будет куплено порядка 160 тыс. колес этого производителя.

Суммарно это более полутора миллионов ЦКК в год (сюда можно уже добавить и колеса из Казахстана). И их сейчас не хватает. Представитель Новой вагоноремонтной компании Максим Кленов полагает, что появление нового игрока на рынке ЦКК будет способствовать нормализации ситуации, которую он считает самой тяжелой с момента появления операторского рынка: «Связано это с тем, что с рынка исчезли “бэушные” колеса, которые появились после массового списания вагонов. Их “разделка” очень сильно разбалансировала рынок. Сначала был резкий спад спроса на колеса, из-за того что резали вагоны, а теперь случился резкий отскок назад».

Начиная с 2014 года в течение трех лет из железнодорожной сети ушло более 250 тыс. вагонов, и их парк, по данным Института проблем естественных монополий, сократился на 10,9%, до 1,09 млн. Колеса — это, по сути, расходный материал, который в процессе эксплуатации вагона сначала неоднократно ремонтируют (в том числе подтачивают гребень колеса), а затем уже меняют. Несмотря на то что колеса были сняты со старых вагонов, они вполне еще могли послужить (срок службы осей сопоставим со сроком службы самого вагона). В связи с большим наплывом бывших в употреблении колес отпала необходимость покупать в значительных объемах новые колеса у производителей. Это привело к провалу загрузки производственных мощностей: она снизилась менее чем до 40%. «При такой катастрофически малой загрузке мощностей для удовлетворения перспективной потребности ключевых отечественных потребителей мы продолжали инвестировать в поддержание и развитие колесопрокатного цеха (2,8 миллиарда рублей), сохранили персонал, ввели в строй линию высокоскоростных колес, разрабатывали новые виды продукции. При этом долгое время стоимость колес на российском рынке была недооценена и оставалась самой низкой в мире», — говорит Дмитрий Цхе, директор по продажам колесной продукции Выксунского металлургического завода (ВМЗ, входит в ОМК).

Однако использование старых колес с более коротким, чем у новых, сроком эксплуатации через два-три года привело к тому, что они стали массово выбывать и спрос на новые колеса начал расти лавинообразно. После трех лет стагнации подъем спроса, а также увеличение цен на сырье привели к росту цен на них. При этом рост цен на колесные пары (в данном случае это конечная продукция вагоноремонтных предприятий) происходил значительно быстрее. Директор ОМК по взаимодействию с госструктурами Андрей Шиханович объясняет эту ситуацию так: «В 2016 году колесная пара стоила 64 тысячи рублей. По нашим расчетам, эта цена складывалась из цены двух новых колес — 48 тысяч рублей, затрат на формирование колесной пары — десять тысяч рублей и маржи вагоноремонтной компании — шесть тысяч рублей. Когда возник ажиотажный спрос из-за того, что бывшие у употреблении колеса закончились, а потребность в ремонтах выросла, цена на колесные пары выросла до 150 тысяч рублей и более. Но при этом цена собственно колес в паре с учетом роста цены на них сегодня составляет 70 тысяч, затраты на формирование колесной пары остались те же — десять тысяч, а все остальное, 70 тысяч рублей, — это выросшая в разы маржа ремонтников». По словам Андрея Шихановича, спекулятивная составляющая в настоящее время определяет цену на колесные пары, цена на них постоянно растет, и это вызывает у игроков желание придерживать их в надежде на дополнительный рост цены.

Рост цен на колеса в ОМК объясняют увеличившимся спросом, необходимостью компенсировать понесенные во время резкого снижения загрузки мощностей убытки, потребностью окупить уже сделанные и запланированные инвестиции, в том числе в расширение мощностей (ранее ОМК заявляла «Ведомостям», что при подтверждении спроса на колеса готова потратить 2,3 млрд рублей на наращивание потенциальных мощностей ВМЗ до 970 тыс. колес). В ОМК говорят: если при росте цен на колесо производители колесных пар захотят сохранять свою маржу, цена на их продукцию увеличится настолько, что потребители просто не захотят ее покупать. Если же рост стоимости колес начнет снижать маржу тех, кто делает колесные пары, смысла придерживать продукцию и создавать искусственный дефицит в надежде на дальнейший ее подъем уже не будет, наступит баланс спроса и предложения и ажиотаж спадет. Рынок отрегулирует все сам.

Впрочем, и регулирующие органы не остаются в стороне: в октябре ФАС России возбудила антимонопольное дело против ВМЗ и Нижнетагильского меткомбината («Евраз»). Оно пока не закончено, и выводов о том, кто же все-таки виноват в росте цен, еще нет.

Директор группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства Максим Худалов напоминает, что рынок подвержен циклическим колебаниям и на два-три года высокого спроса приходится три-четыре года охлаждения: «Думаю, в течение полугода-года ситуация нормализуется, цена вернется на разумный уровень». Производители также прогнозируют падение загрузки к концу 2019 года.

Ранее в Министерстве путей сообщения запас колес и колесных пар исчислялся миллионами штук. Возможно, имеет смысл вернуться к такой практике. Понятно, что это определенное отвлечение оборотных средств компаний, однако в долгосрочной перспективе запас позволит не допускать резких скачков цен, так что понесенные на создание запаса расходы могут стать доходами.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первый визит Оззи Осборна в СССР: как это было и к чему привело Первый визит Оззи Осборна в СССР: как это было и к чему привело

Как Оззи Осборн впервые оказался в России в 1989 году на фестивале в Лужниках

Maxim
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Белое на белом Белое на белом

В суперъяхте Extra Time верфи Conrad Yachts есть много загадочных решений

Y Magazine
Когда пушки человеческих эмоций молчат Когда пушки человеческих эмоций молчат

Как выглядел бы мир, если бы все сомнительное объяснялось бы безумием

Правила жизни
Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы? Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы?

Почему спутник Юпитера Европа — перспективный объект исследования?

Наука и техника
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Прогулка по Казани Прогулка по Казани

«Третья столица» – одно из популярных направлений для короткого путешествия

Лиза
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Вечный двигатель Вечный двигатель

Белла Филатова о том, как «чужое» место может стать «своим»

Seasons of life
Открыть в приложении