О подарках под ёлочку

ЭкспертОбщество

О подарках под ёлочку

Александр Привалов

Минпрос составил очередную распорядительную бумагу — новый порядок аттестации педагогов. О содержании бумаги чуть позже и очень коротко, ибо форма представления бумаги это самое содержание вполне характеризует. Форма же такова: проект, в полном соответствии с законом, вывешен на правительственном сайте для обсуждения интересующимися гражданами. Вывешен он 20 декабря, срок для замечаний и предложений — до 2 января. Интересующиеся этой бумагой граждане суть педагоги; у них в эти дни конец четверти (конец полугодия), то есть дым коромыслом на работе втрое гуще обычного плюс, возможно, предпраздничные хлопоты. А третьего января, когда у кого-то из них и мог бы выдаться наконец свободный час для этой бумаги, поезд уже уйдёт. По мне, понять это издевательство можно одним-единственным способом: сами авторы считают свою бумагу так явно неприятной её объекту, то есть педагогическому сообществу, что и слышать его мнение не хотят. Понимаете, не учесть не хотят — мнения нечиновных критиков и никогда не учитываются в сколько-нибудь важных вопросах, — а именно слушать стоны не хотят. Берегут свои нежные нервы. Хотя ничего очень уж неожиданного бумага не содержит, всё в прежнем русле. Основная новация: начальство на местах сможет отныне изобретать какие угодно способы оценки педагога, претендующего на первую и высшую категории. Как, например, учитывать при аттестации «практические результаты инновационной деятельности» аттестуемого школьного учителя? А как захочешь, так и учитывай. То есть начальникам жить станет ещё чуть лучше, педагогам — ещё чуть труднее. Привычное дело.

Впрочем, возможно, труднее станет не «чуть», а весьма ощутимо — во всяком случае, от аттестации, проводимой по очень похожей методе, стоном стонут сейчас преподаватели детских школ искусств (ДШИ) Москвы. Действующее образовательное начальство помешано на идее, что можно и нужно объективно судить о качестве образования, не глядя ни на учителя, ни на ученика, а глядя исключительно в бумажки, — это у них называется «педагогические измерения», и в упомянутой кампании оно царит в неправдоподобной, гомерической степени. Бедные педагоги ДШИ будут проходить аттестацию заочно. По баллам. Как обучаемые педагогом детишки играют на скрипочках или танцуют па-де-патинёр, никому вообще не интересно. Интересно, как педагог ответит на компьютерный тест (знаешь, какая система образования в Сингапуре или, там, когда разразился маньеризм, — получи балл, не знаешь — не прогневайся, и таких вопросов с полста) и как напишет мотивационное письмо. В нём педагог должен объяснить, почему посмел претендовать на первую или высшую категорию (даже если он её давным-давно имеет). Потратьте минуту и прикиньте, как бы подобное письмо написали вы, — правда же, весёленькое заданьице? К письму надо приложить портфолио, которое тоже будут оценивать в баллах: проектные деятельности, инновации, эффективности и прочая того же рода бессмысленная в этом контексте шелуха. Прежде в основе аттестации был открытый урок, который затем члены комиссии обсуждали с педагогом, теперь — да кому ты нужен, на уроки твои ходить. Подвесь видеозапись на YouTube, а мы её, если выдастся минутка, посмотрим. А не выдастся, так и не посмотрим. А результаты мы тебе сообщим через два месяца… Пока действует ст. 282 УК РФ в её нынешней редакции, я не вижу возможности печатно комментировать описанное измывательство.

В соцсетях и на форумах очень принято возводить генезис подобных начальственных действий к знаменитым майским указам. Действительно, установленные тогда требования к величине зарплат в образовании труднодостижимы везде, а в иных местах (регионах, муниципиях) и совсем недостижимы. Чтобы как-то выползать на заданные средние цифры, локальное начальство увидело себя вынужденным резко сокращать численность педагогического персонала, а для масштабных сокращений нужен свирепый инструментарий — такие ломы, против которых и приёма нет. Например, аттестации обсуждаемого здесь рода. Но такое толкование, хоть и вполне справедливо, раскрывает скорее повод, чем причины; причины всё-таки в другом — ведь и до майских указов вожди нашего образования шли ровно по той же дороге, дороге абсолютного недоверия ко всякому живому человеку.

Что они, не понимают, что проектная да инновационная деятельность, которую им будет вынужден демонстрировать всякий учитель — неважно, английского языка, химии или сольфеджио, – есть в огромном большинстве случаев бессмысленная туфта? Понимают, конечно, — взрослые же люди. Однако альтернатива их, прости господи, «педагогическим измерениям» для них неприемлема категорически, потому что всякая альтернатива непременно сводится к тому или иному изводу того самого простодушного открытого урока, к суждению о качестве образования, исходящему как раз из внимательного взгляда на ученика и учителя, а не на цифирь. Известно, что опытный педагог, посидев на уроке, всегда безошибочно скажет, насколько проводивший его учитель хорош (плох), а обычно ещё и посоветует аттестуемому, над чем и как тому стоит поработать для повышения своего уровня. Почему так нельзя? Нам говорят: потому что это необъективно и потенциально коррупциогенно. На самом же деле образовательные начальники считают, что так нельзя, поскольку в этом случае оказалось бы под сомнением их право безапелляционно командовать.

Не только в образовании так — посмотрите, что делается в медицине, что происходит в науке. Во всех этих областях мнение профессионалов, мнение людей, репутация которых говорит сама за себя, год за годом и месяц за месяцем планомерно лишается веса и значения. Безоговорочную власть имеют теперь в этих сферах менеджеры (в основном эффективные, конечно), которые не отличат хорошего учителя (врача, физика) от плохого, даже если будут глядеть на них в упор целый год. Отсюда — немыслимые, противоестественные, постоянно растущие горы отчётности, отсюда надуманные KPI там, где в принципе нечем заменить живой человеческий взгляд. Поэтому люди уже не учат и не лечат, а заполняют формы и выполняют заданные показатели. И от того, что этих людей так демонстративно не уважают, лучше учить и лечить они точно не станут.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусственный интеллект на грани нервного срыва Искусственный интеллект на грани нервного срыва

В 2018 году искусственный интеллект вышел «на свободу»

Эксперт
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Неравенство и бедность Неравенство и бедность

Неравенство в России слишком велико

Эксперт
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
«Ты должна встать в шесть утра и к восьми быть в форме». Правила бизнеса Аллы Вербер «Ты должна встать в шесть утра и к восьми быть в форме». Правила бизнеса Аллы Вербер

6 августа на 62-м году жизни скончалась вице-президент компании Mercury

Forbes
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Основной драйвер — бюджет Основной драйвер — бюджет

Прогноз на 2020 год от главного экономиста ВЭБ.РФ

Эксперт
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
В кругу друзей В кругу друзей

Новый год – самое время, чтобы исправить ошибки и наладить контакт с окружающими

Лиза
Три мира Три мира

Духи этих мест приглашают за хлебосольный стол дархана, настоящего Мастера

Seasons of life
Правила съемок: метод Румянцева Правила съемок: метод Румянцева

Говорит и показывает Станислав Румянцев

Men Today
Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный» Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный»

Дмитрий Чеботарев рассказал о погружении в физику и секретных объектах

Grazia
Салман Рушди: «Нож». Отрывок из новой книги писателя Салман Рушди: «Нож». Отрывок из новой книги писателя

Генетика против рака: как клеточная инженерия спасла жизнь Эмили Уайтхед

СНОБ
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье

Как пропадают месячные и при чем здесь расстройства пищевого поведения

Forbes
Инвесторы здесь не ходят Инвесторы здесь не ходят

Абхазия: экономика и инвестиции

Монокль
Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея

Какие картины студии Disney вызывали недовольство публики?

СНОБ
Щавель, персик и трансформер: что значит странный сленг подростков и почему взрослые его запрещают Щавель, персик и трансформер: что значит странный сленг подростков и почему взрослые его запрещают

Почему сленговые выражения подростков так злят старшие поколения?

Psychologies
Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо

Что мы знаем о трех родоначальниках Возрождения: Данте, Петрарке, Боккаччо?

Знание – сила
Как правильно выражать гнев: 4 этапа проживания негативных эмоций Как правильно выражать гнев: 4 этапа проживания негативных эмоций

Всегда ли стоит выражать свой гнев и как прожить его без вреда?

Psychologies
Как создать пространство для партнерства после рождения ребенка: 4 простых упражнения Как создать пространство для партнерства после рождения ребенка: 4 простых упражнения

Как избежать угасания эмоциональной связи после рождения ребенка?

Psychologies
Вот сбитень! Вот горячий! Вот сбитень! Вот горячий!

Старинный русский напиток сбитень появился XV—XVI веках

Наука и жизнь
«Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии «Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии

О слабости Люка к фастфуду и увлечении компьютерными играми

Forbes
9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине 9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине

Посудомоечная машина способна мыть не только посуду

ТехИнсайдер
20 популярных вопросов о посудомоечных машинах 20 популярных вопросов о посудомоечных машинах

Гид по посудомоечным машинам: всё, что вы хотели бы спросить

CHIP
Трофеи Вьетконга Трофеи Вьетконга

Во время Вьетнамской войны почтовые марки выпускала не только Республика Вьетнам

Дилетант
Открыть в приложении