Почему фильмы Данелии всегда любили зрители

ЭкспертКультура

О Георгии Данелии

Александр Привалов

В поздние годы он даже оправдывался: «Я потому так полюбил Москву, что вернулся из Арктики, где полгода снимал “Путь к причалу” и тосковал, естественно. Приехал, а здесь тепло, представляете? И это вызвало такой восторг, что я снял совершенно счастливое кино. Больше со мной такого не случалось, так что один раз, я думаю, простительно». Шутки шутками, но после «Я шагаю по Москве» с ним и правда такого не случалось: улыбки без слёз больше он зрителю не предлагал — как, впрочем, и слёз без улыбки. Безоговорочная, с первых кадров узнаваемость автора в любой его ленте отчасти этим и определяется: неразложимый фирменный сплав насмешки — часто весьма злой, — и глубокого сочувствия, и пронзительного понимания, и любви. И абсолютной, неопределимой словами свободы, и лёгкости дыхания. Неудачные фильмы у него были (один, помню, так и назывался: «Совсем пропащий»), лживых и несвободных — не было.

В сотню лучших кинокартин XX века, составленную после миллениума по опросу критиков разных стран, Данелия вошёл с чудесным фильмом «Не горюй!». Я бы включил туда же ещё парочку его работ, но и этот выбор всей душой одобряю. Если в раю есть телевидение, по нему должны то и дело крутить именно «Не горюй!»: и сцены в духане с пьяным попом, и Леонова, уже не поющего, а слушающего про Марусеньку и её белые ножки, и конечно, конечно же, сцену прощания с умирающим Леваном — одну из лучших сцен во всём отечественном кинематографе, а то и не только в отечественном. В ней всё очень просто (той самой неслыханной простотой, в которую не всякому дано впасть даже «к концу», а тут автору и сорока не было), очень смешно и очень горько. Как в этой сцене, да и во всём фильме играет Закариадзе, описывать глупо, но ведь не он один — там и на третьем плане все играют как Брандо или Грибов.

Фильмы Данелии всегда любили зрители — в частности, именно из-за помянутой внешней простоты: «Вот стихи, а всё понятно, // всё на русском языке». На самом же деле художник он был изощрённый и весьма склонный к экспериментам, просто весьма несклонный своими изобретениями тыкать зрителю в нос; так и говорил: терпеть не могу режиссёрские приёмы. Ни один из его фильмов невозможно сколько-нибудь адекватно кратко пересказать; каждый из них сложносочинён, неоднозначен и многоразлично связан с духом времени, когда снимался, даже если действие происходит в XIX веке. Фарс «Тридцать три» немыслим вне оттепели, хоть и катящейся к финишу; трагикомедия «Не горюй!» — это начало застоя, ещё не заслужившего своего поносного имени: мир не меняется, и не так уж это плохо*; «Афоня», «Осенний марафон» и «Слёзы капали» — это уже застой, застой в квадрате и в кубе. Дальше нарастающими темпами пошли перемены, и на самом их взлёте Данелия снимает ещё один гениальный фильм с восклицательным знаком в названии: «Кин-дза-дза!».

Непонятно, как они, Данелия с друзьями, это сделали, но эта панк-трагикомедия не просто пророчество, а пророчество сбывшееся и продолжающее сбываться. Посмотрев его тогда, в 1986 году, я мало в нём понял — вероятно, не я один. Мы тогда думали о будущем очень по-разному, но едва ли кто-нибудь думал вот так: жёстко и страшно. И поэтому мы далеко не сразу поняли, что уже знаем, что нас ждёт впереди, — просто ещё не знаем, что знаем это. Со временем стали понимать. В «Кин-дза-дза!» многое угадано чуть не буквально: трудно не узнать и пепелацы, и эцилопов, и визаторы, и луц, и «До чего довёл планету этот фигляр ПЖ! Пацаки чатланам на голову сели!», — да и вообще, общество, не имеющее цветовой дифференциации штанов, не имеет цели. Но это не главное. Главное, что там найдено, и найдено абсолютно безошибочно — тон и смысл провидимого мира, пронизывающая его свирепость, бесконечный визг железа по стеклу. Я в эти дни полистал, конечно, какие-то фрагменты, но пересматривать фильм целиком не стану — просто страшно. Конечно, покуда планета Земля несравненно комфортабельнее планеты Плюк, у нас и вода ещё имеется, и еда не только пластмассовая. Но интонации, слышимые в ежедневных новостях, всё меньше отличаются от плюковских. Может плохо кончиться, родные. Да что там может — почти наверняка кончится.

На вопрос же о том, почему фильмы Данелии всегда любили зрители, ответ не так уж сложен: его фильмы никогда не о чём-то, но всегда о ком-то. Он придумывал человека и обстоятельства вокруг него, а потом показывал нам, как именно такой человек будет поступать в именно таких обстоятельствах. Придумывал он всё это хорошо, что давалось непросто: работа над сценарием шла месяцами; варианты сценария «Кин-дза-дзы», например, будучи сложены вместе, весили пять килограммов. Так герои его фильмов — даже инопланетяне — получались живыми, а не картонными, наблюдать же за живыми героями зрители как раз и любят. Далее; как известно с античных времён, зрители любят смеяться и любят плакать. Данелия же заставляет их и плакать, и смеяться, и в лучших своих фильмах непременно выводит на самый настоящий, известный с античных же времён катарсис — переживание нечастое, а потому ценимое.

С Данелией работали лучшие операторы и лучшие сценаристы; я сказал бы, что у него снимались лучшие актёры, но это будет не совсем точно: ещё и многие актёры становились лучшими, снимаясь у него, — некоторые потом среди лучших и оставались. Но совсем особую роль в его работах сыграл композитор Гия Канчели. Ни резкой жути Плюка, ни загулов «Не горюй!», ни мрачной ауры в «Слёзы капали» без именно этой музыки не получилось бы — как не получились бы фильмы Феллини без музыки Нино Рота. Поэтому понятно, что, когда пришло сообщение о смерти Георгия Николаевича, в соцсетях сразу стали кидать друг другу ссылки на «Маленькую Данелиаду» Канчели — она сейчас более чем уместна.

Старик Леван в «Не горюй!» долго не соглашается с проектами траурной речи на предстоящих вскоре его похоронах, но принимает фразу, предложенную Бенжаменом: «Прохожий! Брось цветок на его могилу!». Остановимся на этом и мы.

*«Паспорт» (1990) в этом смысле антипод «Не горюй!»: изменилось всё, страны больше нет — и оказалось, что не так уж это хорошо.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Это еще не крах, но очень неприятно Это еще не крах, но очень неприятно

Нестыковки в нацпроектах отодвигают начало ускорения экономического роста

Эксперт
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3 Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3

Починить автомобиль по страховке часто невозможно из-за самих страховщиков

РБК
Сидящие под дождём Сидящие под дождём

У насекомых и пауков особые взаимоотношения с окружающим миром

Наука и жизнь
7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег 7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег

Что действительно нужно для получения результата и своевременного омоложения

VOICE
5G в России: на «китайских» частотах 5G в России: на «китайских» частотах

Президент поддержал предложение Совета безопасности РФ

Эксперт
Какую разницу в возрасте с партнером предпочитают мужчины и женщины: ответ психологов Какую разницу в возрасте с партнером предпочитают мужчины и женщины: ответ психологов

Правда ли: чем мы старше, тем больше стремимся заводить романы с молодежью?

Psychologies
Подсказанный Солнцем Подсказанный Солнцем

Какое вещество сперва нашли не на Земле

Санкт-Петербургский университет
Европейцы и потомки азиатов почти не смешались на западе Аварского каганата Европейцы и потомки азиатов почти не смешались на западе Аварского каганата

Авары господствовали над этнически и культурно неоднородным населением

N+1
Что такие кислые Что такие кислые

В авангарде бьюти-индустрии сегодня кислоты

Лиза
«Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья «Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья

Считается, что первым, кто взялся за воспитание народа, был Петр I. Так ли это?

ТехИнсайдер
Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама

TANK 500: Бензиновый внедорожник, в котором, если порыться, можно найти гибрид

4x4 Club
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы

Как женщины создавали духи-бестселлеры и нишевые ароматы и запускали бренды

Forbes
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
Как снег на голову Как снег на голову

Правила зимнего ухода за волосами

Лиза
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь» Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь»

Десять острых вопросов режиссеру Андрею Житинкину

Коллекция. Караван историй
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему выставка «Алексей Моргунов. Среди первых» не только о конкретном авторе

Наука и жизнь
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
Чисто-начисто Чисто-начисто

7 неожиданных вещей которые можно мыть в посудомойке

Лиза
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Открыть в приложении