Промышленный потенциал Самарской области обеспечивает региону перспективы

ЭкспертБизнес

На прочном базисе

Промышленный потенциал Самарской области обеспечивает региону перспективу для экономического и социального развития

Николай Ульянов

С помощью ракеты-носителя «Союз-2.1б» РКЦ «Прогресс» на орбиты выведены 574 космических аппарата. Фото: TASS

Самарская область — регион с диверсифицированной экономикой, с уклоном в доминирование высокотехнологичных обрабатывающих производств. Именно в этом секторе занято наибольшее число работников, на него приходится самая большая доля в ВРП. Здесь развиты сельское хозяйство, машиностроение, в том числе автомобиле- и авиастроение, двигателестроение, нефтяная и химическая промышленность, цветная металлургия. На территории действуют известные всей стране предприятия — АвтоВАЗ, «Тольяттиазот», «ОДК-Кузнецов», «Тяжмаш», «Авиакор» — авиационный завод, «РКЦ-Прогресс» и другие. Самара носит неофициальное звание космической столицы России: именно здесь в середине прошлого века была изготовлена ракета, на которой первым в мире отправился в космос Юрий Гагарин, и с тех пор все пилотируемые корабли выходят на орбиту с помощью ракет-носителей самарского производства. Впрочем, и лунная миссия — автоматическая станция «Луна25» — была отправлена на спутник Земли посредством ракеты-носителя «Союз-2.1б» самарского производства.

Индустриальный потенциал региона подкреплен серьезной научнообразовательной базой. В регионе действует самый крупный из 15 созданных в России по указу президента научнообразовательных центров мирового уровня (НОЦ) «Инженерия будущего», объединяющий ученых и производственников с целью создания конкурентных, востребованных продуктов и технологий. В НОЦ входит около 30 вузов, восемь научных организаций и более 30 индустриальных партнеров.

Самарская область — один из тех российских регионов, которые попадают в число бенефициаров сложившейся геополитической ситуации. Развитая промышленность, эффективное сельское хозяйство и серьезный научный потенциал региона позволяют ему быть среди тех, кто загружается заказами на производство востребованной из-за сокращения или исчезновения импорта продукцией. И это не говоря о заказах для предприятий оборонно-промышленного комплекса.

За последние годы регион существенно улучшил свое реноме в глазах инвесторов, поднявшись за последние пять лет в национальном рейтинге инвестиционного климата (АСИ) с 65-й позиции в 2017 году до девятого места в 2022-м. В рейтинге АСИ по направлению «Инфраструктура и ресурсы» Самарская область вошла в топ-5 российских регионов.

Есть что производить и есть где

Экономика Самарской области на подъеме. Об этом свидетельствуют последние данные Росстата. Так, по итогам первых шести месяцев этого года промышленное производство в области составило 108,3% относительно первого полугодия 2022-го. Это существенно выше, нежели в целом по России: 102,6%.

Два наиболее емких в структуре ВРП региона сектора — добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность — показали рост на 9,5 и 10,6% соответственно.

И взятая траектория роста, как представляется, продолжится.

В ОЭЗ «Тольятти» реализуется крупный инвестиционный проект по производству беспилотных авиационных систем (БАС) общей стоимостью порядка 20 млрд рублей. Беспилотные авиационные системы — перспективное направление, поддерживаемое государством. Минпромторг России подготовил проект постановления правительства о предоставлении производителям БАС субсидий на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям их продукции. «За счет этого механизма только в ближайшие три года могут быть обеспечены закупки почти 14 тысяч отечественных БАС на сумму более 4,5 миллиарда рублей», — отметил первый заместитель главы Минпромторга России Василий Осьмаков. Рассчитывать на субсидию смогут те производители, которые получат заключение, подтверждающее выпуск БАС на территории РФ. Ее размер составит до 50% от цены договора реализации беспилотников и до 1 млн рублей на один аппарат.

Помимо выдачи субсидий производителям проект постановления предусматривает и поддержку эксплуатантов БАС самолетного и вертолетного типов. Компенсация в зависимости от типа беспилотника предполагается в размере 95 тыс. рублей за один летный час. Очевидно, что поддержка со стороны правительства будет стимулировать спрос на БАС, которые начнут массово производиться в Самарской области уже в следующем году.

В центре внимания властей находится и автомобилестроение: после ухода из России западных автоконцернов наиболее приемлемый вариант — развивать собственную автомобильную промышленность. Правда, учитывая массовость продукта, на нашем рынке серьезно усилились позиции китайских производителей. И тем не менее АвтоВАЗ после серьезного провала 2022 года наращивает объемы производства, выстраивает систему поставок комплектующих и собирается выходить на новые рынки.

Схожая с автомобилестроением ситуация и в авиастроении. Причем здесь приходится справляться исключительно собственными силами, поскольку страны с развитым авиастроением можно пересчитать по пальцам одной руки, и китайские товарищи в этом случае вряд ли смогут помочь. В июне этого года в Самаре Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») открыла современный центр конструкторских разработок и научных исследований. Объем инвестиций в проект превысил 1,5 млрд рублей. Как сообщается, оснащенный передовой техникой и современной IT-инфраструктурой центр займется разработкой перспективных силовых установок для авиации, космоса и энергетики. Здесь организовано 500 высокотехнологичных рабочих мест для инженеров-конструкторов и работников технических служб. По словам первого заместителя главы госкорпорации «Ростех» Владимира Артякова, создание центра позволит формировать будущее двигателестроения на ближайшие десятилетия, а его оснащение позволит разрабатывать новые газотурбинные двигатели полностью в виртуальной среде с применением цифровых двойников и существенно сократить сроки создания — до четырех-пяти лет.

В свою очередь, генеральный директор ОДК Вадим Бадеха отметил, что «ОДК-Кузнецов — одно из самых высокотехнологичных предприятий страны, имеющее современную производственную базу. В модернизацию мощностей уже инвестировано более 40 млрд рублей, открыты 12 новых объектов, на подходе еще несколько. Новый центр — это современная научно-исследовательская база, которая позволит не только сократить время разработки новых изделий, привлечь молодых специалистов, но и задать качественно новый вектор развитию всей корпорации».

Еще одно предприятие из авиастроительной отрасли, находящееся на территории региона, «Авиакор» представило на международном военно-техническом форуме «Армия-2023» судно-амфибию на воздушной подушке, что позволяет ему перевозить пассажиров в течение всего года, даже в период ледохода и ледостава. Судно способно развивать скорость до 100 км/ч по льду и 80 км/ч по воде.

«Сегодня судно уже прошло опытную эксплуатацию. И я надеюсь, что в 2025 году это судно на воздушной подушке будет запущено в серию на территории Самарской области, конкретно на “Авиакоре”», — заявил губернатор региона Дмитрий Азаров.

По его словам, уже поступили запросы со стороны МЧС, Росгвардии и Минобороны по поводу судна-амфибии. «Но мы видим потенциал использования этого судна на воздушной подушке для гражданских целей, для перевозки пассажиров. Очень востребованное судно, особенно в межсезонье», — отметил Дмитрий Азаров.

В ходе форума глава региона также обсудил возможность возобновления на заводе «Авиакор» выпуска пассажирского самолета. По его словам, есть договоренность о приезде в регион заместителя главы Минпромторга с целью оценки возможности размещения производства.

О каком именно самолете идет речь, Дмитрий Азаров не уточнил. Ранее сообщалось, что на заводе «Авиакор» возможно производство регионального турбовинтового самолета ТВРС-44 «Ладога». Тем более что по контракту с Уральским заводом гражданской авиации «Авиакор» должен изготовить для него четыре фюзеляжа. Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, предполагается, что в 2025 году должно быть выпущено 15 самолетов «Ладога», а начиная с 2025-го — по 25 штук. Всего же к 2030 году должно быть выпущено 140 этих региональных лайнеров (см. «Авиапром берет свое», «Эксперт», № 8 за 2023 год). Кроме того, в 2014–2015 годах обсуждался проект о запуске на самарском заводе производства самолета Ил-114-300. Тогда Минпромторг не поддержал эту инициативу, но сейчас ситуация изменилась, так что не исключено, что этот проект будет реанимирован: стране нужны свои самолеты, и много.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лунные костюмы Лунные костюмы

Зачем потребовалось перекрашивать скафандр и что нового предложили конструкторы?

ТехИнсайдер
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Рынок жилья охлаждается, но неохотно Рынок жилья охлаждается, но неохотно

Квартирный рынок входит в этап развития, связанный с отменой льготной ипотеки

Монокль
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Гроссмейстеры больших данных Гроссмейстеры больших данных

Как стать гроссмейстером по машинному обучению

ТехИнсайдер
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Оман: сто миль вдоль Аравии Оман: сто миль вдоль Аравии

Почему сегодня стоит совершить круиз по Оману на яхте?

Y Magazine
Приключения генерала Зорича Приключения генерала Зорича

Генерал Семен Зорич: «хороший человек, что творил плохие дела»

Знание – сила
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд

Команда астрономов обучила нейросеть предсказывать столкновение нейтронных звезд

ТехИнсайдер
Пора сажать Пора сажать

Даже если на земле еще лежит снег, пора подумать о посадках

Добрые советы
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
За свободу Ирландии! За свободу Ирландии!

Событие, благодаря которому яхта Asgard стала знаменитой на весь мир

Y Magazine
Открыть в приложении