Зачем потребовалось перекрашивать скафандр и что нового предложили конструкторы?

ТехИнсайдерHi-Tech

Лунные костюмы

Текст: Михаил Котов

XEMU. Последний прототип лунного скафандра NASA включает элементы защиты от попадания пыли, микрометеоритов, радиации и рассчитан на перепады температуры от –120 до +120 °C.

Новые времена требуют новых решений. Американская программа Artemis все ближе к своей главной цели – высадке астронавтов на Луну. А значит, людям потребуется удобный скафандр, который позволит находиться в безвоздушном пространстве. Компания Axiom Space представила свою версию такого костюма – правда, почему-то в черно-оранжевой гамме. Зачем потребовалось перекрашивать скафандр и что нового предложили конструкторы?

Когда-то, выходя на поверхность Луны, американские астронавты надевали скафандры A7L. Впрочем, только Луной их использование не ограничивалось. В течение всего срока эксплуатации трехместных кораблей Apollo A7L применялись и для обычных работ в открытом космосе. Гораздо эффективнее и удобнее была бы связка из легкого аварийно-спасательного скафандра (например, аналогичного советскому «Соколу») и отдельного для выходов за пределы корабля (такого как советский же «Орлан»). Увы, для подобного варианта на Apollo просто не хватило бы свободного места, поэтому A7L пришлось делать с упором на универсальность.

A7L. Полноценный скафандр для выхода на поверхность Луны включал внутренний гермокостюм и внешнюю многослойную оболочку, которая давала защиту и несла все нужные системы жизнеобеспечения.

Лунный скафандр разрабатывался совместными усилиями компании ILC Dover, которая отвечала за оболочки, и Hamilton Standard, которая создавала систему жизнеобеспечения. Оболочек у A7L было две: внешняя и внутренняя. Внутренний гермокостюм (Torso Limb Suit Assembly, TSLA) включал системы воздушного и жидкостного охлаждения. Все члены экипажа носили его постоянно в качестве аварийно-спасательного скафандра. Уже одна эта часть получалась довольно тяжелой и весила (на Земле) 28,1 кг – почти втрое больше «Сокола», который к тому же имел специальные перчатки и сапожки.

Первый лунный

Внешняя теплоизоляционная и противометеорная оболочка A7L надевалась исключительно для работ за бортом, в том числе и при выходах на лунную поверхность. Она содержала до 13 слоев, включая самый нижний, нейлоновый с неопреновым покрытием, пять слоев алюминированного майлара, для устойчивости переложенных полиэтилентерефталатом, и два слоя алюминированной полиамидной (каптоновой) пленки: один покрытый бета-маркизетом и еще один с тефлоном – для защиты от огня. В сумме эта оболочка весила почти 35 кг, а если добавить внутреннюю плюс полностью заправленную систему жизнеобеспечения, скафандр тянул уже на 91 кг – немалая нагрузка, которая сильно сокращает возможности для работы.

Конечно, на Луне A7L весил примерно вшестеро меньше, а в открытом космосе и вовсе почти ничего. Однако второй закон Ньютона («сила действия равна силе противодействия») никто не отменял, и, чтобы привести в движение такой тяжелый скафандр, требовалось потратить немало сил. Кроме того, вся эта многослойная «капуста» сильно сковывала космонавтов. И хотя исключительно вежливый Нил Армстронг писал, что A7L был «жестким, надежным и почти удобным», скафандр вряд ли можно было назвать комфортным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Боевой друг Боевой друг

Что принципиально нового можно сделать с АК?

Популярная механика
Автомобили Автомобили

Лимитированные версии и прорывные технологии в автомобильной сфере

Robb Report
«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
Кто и зачем покупает премиальную недвижимость в Москве Кто и зачем покупает премиальную недвижимость в Москве

Почему желающих вложить миллионы в трофейные московские метры по-прежнему много

СНОБ
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
Нанопластика волос: состав для процедуры и уход после нее Нанопластика волос: состав для процедуры и уход после нее

Плюсы, минусы и особенности нанопластики

РБК
Разум толпы Разум толпы

Усредненный прогноз группы может быть более точным, чем суждения специалистов

ТехИнсайдер
«Государство не может идти на поводу у бизнеса» «Государство не может идти на поводу у бизнеса»

Михаил Беляев рассказал о новых трендах экономического развития России

FP. BusinessReview
Как ускорить борьбу с табакокурением Как ускорить борьбу с табакокурением

Почему нужно различать потребление никотина и затяжку сигаретой

Наука
ЧВК «Рюрик» ЧВК «Рюрик»

Около 838 года в поле зрения Византии попали люди, называвших себя русами

Дилетант
Топливо больших скоростей Топливо больших скоростей

Прогресс привнес новейшие технологии в систему обеспечения лайнеров топливом

Популярная механика
Часы Часы

В списке трендов — зелёные циферблаты, титан и спецэффекты

Robb Report
Одним махом Одним махом

Как гиперзвуковые технологии меняют мир и почему Россия «впереди планеты всей»

Популярная механика
Привлечь и удержать Привлечь и удержать

Кадровая проблема в АПК остается системной

Агроинвестор
По дороге в Нальчик По дороге в Нальчик

Автопутешествие в горы мне запомнилось прежде всего невероятным смешением красок

Отдых в России
Старые песни о главном: что происходит с музыкальной индустрией и почему выходит так много каверов? Старые песни о главном: что происходит с музыкальной индустрией и почему выходит так много каверов?

Почему все так полюбили каверы и что это значит для индустрии?

Правила жизни
Ловушка интеллекта: как IT-гиганты обучают ИИ Ловушка интеллекта: как IT-гиганты обучают ИИ

«Красные команды» по искусственному интеллекту — кто они и зачем нужны?

Forbes
Особенности туристической подготовки внедорожников Особенности туристической подготовки внедорожников

Что такое комплексная экспедиционная подготовка? Как правильно её провести?

4x4 Club
Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением» Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением»

Я работаю с детьми, очень за них переживаю и всегда пытаюсь включаться

Коллекция. Караван историй
Уметь = преуспеть Уметь = преуспеть

Есть такие особенные умения, которые пригодятся везде и всегда

Добрые советы
Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы

Вспоминаем фильм мастера Куросавы «Семь самураев» и раскрываем его секреты

Правила жизни
Фёдор Сологуб Фёдор Сологуб

Русский поэт и писатель Фёдор Сологуб глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека» Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека»

Что ждет человечество в 2050 году и какие тренды уже сейчас влияют на общество?

РБК
Домашний офис Домашний офис

Создаем интерьер для комфортной удаленки

Лиза
Импульсивный инвестор Импульсивный инвестор

Как уроженец Шанхая стал легендарным американским финансистом

Деньги
Парк Никола-Ленивец: что делать в Калужской области Парк Никола-Ленивец: что делать в Калужской области

Парк Никола-Ленивец — крупнейший в Европе парк ленд-арта

Psychologies
Животный мир Животный мир

Как вписать анималистический принт в интерьер, чтобы это не выглядело безвкусным

Лиза
Ругаться буду! Ругаться буду!

Почему нам так нравится скандалить в соцсетях (и стоит ли этим заниматься)

VOICE
Если друг оказался вдруг... Если друг оказался вдруг...

Владельцы собак рассказали о диких советах от незнакомцев

Лиза
Первый Берлинский кризис Первый Берлинский кризис

Берлинский кризис стал первым крупным испытанием на прочность послевоенного мира

Дилетант
Открыть в приложении