Российские рестораны и кафе начали тестировать роботов-официантов

ЭкспертHi-Tech

Мурлыкающие роботы-официанты

Российские рестораны и кафе начали тестировать роботов-официантов. Вопреки обещаниям производителей пока роботы не способны полноценно заменить обслуживающий персонал, однако их наличие приводит к увеличению числа посетителей и общей выручки заведений

Екатерина Новикова

Роботы-официанты могут поднимать груз до 40–52 кг в зависимости от модели

В научно-фантастическом романе роботы-официанты наверняка выглядели бы как андроиды, а в реальной жизни они напоминают этажерки с подносами на колесиках и с дисплеем, где схематично изображены глаза и улыбка. Сегодня робота-официанта уже можно встретить в кафе и ресторанах российских городов, причем в регионах спрос на них со стороны рестораторов даже выше, чем в столице. Роботы умеют приветствовать посетителей, доставлять меню и заказ, забирать посуду, ставить музыкальный фон в кафе, а также поздравлять с праздниками и общаться с гостями заведения, например мурлыкать.

Появление роботов уже привлекает дополнительный трафик любопытных посетителей в заведения. Пока большой экономической выгоды от их использования для ресторанов нет — роботам еще многому нужно научиться, и полностью обходиться без поддержки человека они не могут, однако все больше российских заведений общественного питания подключаются к этому эксперименту.

Белла и Пуду развлекают гостей

Популярные модели роботов-официантов — BellaBot (Белла) и PuduBot (Пуду), которые уже используются в кафе и ресторанах, родом из Китая — их производит китайская компания Pudu Robotics. Они изготовлены из авиационного алюминиевого сплава, весят от 35 до 57 кг, могут поднимать груз до 4052 кг (10 или 13 кг на одном подносе) в зависимости от модели робота. Работоспособность такого официанта — от 12 до 24 часов, затем роботу нужно зарядить батарею — полная зарядка занимает около четырех часов. Российские дистрибьюторы обещают, что робот окупится за девять месяцев исходя из затрат на человека-официанта (зарплата, налоги, спецодежда, питание и прочее). Средняя зарплата официанта в России — около 35 тыс. рублей, в столице существенно выше — от 80 тыс. рублей. Робот-официант стоит от 750 тыс. рублей. Пока рестораторы предпочитают брать их в лизинг, цена аренды робота с установленным программным обеспечением в среднем составляет около 60 тыс. рублей в месяц.

«Нельзя сказать, что робот-официант сильно экономит время работы другого персонала, он требует вовлеченности сотрудников. Но робот развлекает гостей: люди улыбаются, разговаривают с ним, у них поднимается настроение», — поделилась опытом тестирования робота директор по маркетингу сети ресторанов «Сушкоф и Дель Песто» в Екатеринбурге Елена Лучанская.

Робота Pudu начали тестировать в «Сушкоф и Дель Песто» в августе этого года в одном из заведений сети. Киберофициант уже за первый месяц увеличил посещаемость в заведении. Причем на робота приходят посмотреть уже не только любители суши, но и местные знаменитости, а однажды даже приезжало китайское телевидение и снимало репортаж в ресторане. «Если раньше в среднем гость заходил в ресторан 2,8 раза в месяц, то в сентябре — три раза. А количество заказов в ресторане вместе с доставкой и самовывозом выросло с 12,3 тысячи до 12,9 тысячи в сентябре», — рассказала г-жа Лучанская.

В компании решили продлить аренду робота, а в декабре и вовсе планируют его выкупить; с учетом скидки за продолжительную аренду он обойдется сети в 400 тыс. рублей. В «Сушкоф и Дель Песто» присматриваются и к другим видам роботов, например, в заведении может появиться робот-няня, который будет следить за маленькими гостями.

Но, кажется, роботы-официанты уже выполняют работу няни: новые официанты очень нравятся детям, поэтому использование робота — особенно удачное решение для семейных кафе и ресторанов среднего сегмента.

«На данный момент в мире около 800 заведений использует роботов-официантов. В российских заведениях, конечно, пока их единицы, — отмечают в компании Smart Protection Items (SPI — официальный дистрибьютор роботов Pudu Robotics в России). — Однако пандемия повышает интерес к обслуживающим роботам: и здоровьем сотрудника не надо рисковать, и посетители чувствуют себя комфортно».

Роботам добавят голоса

В Казани такой «официант» присутствует в ресторане татарской кухни «Алан-Аш». Там нарядили робота в национальный костюм. А в кафе «Разжигатели» в Уфе робот-официант по имени Валя даже «завела» свой аккаунт в соцсетях, где регулярно хвастается чаевыми и делится подробностями своей работы. Используя одно и то же средство для привлечения гостей, кафе и рестораны находят индивидуальный подход, подчеркивая специфику именно своего заведения.

В октябре робот-официант появился и в Москве, в двух кофейнях сети «Шоколадница». Об опыте тестирования роботов рассказал операционный директор ГК «Шоколадница» Юрий Владыкин. В первую очередь необходимо работать с российской озвучкой роботов, считает он, поскольку голос роботов, который записали для российских пользователей, недостаточно звонкий, а это крайне важно в кафе, где много шума: фоновая музыка, разговоры, звук посуды и стульев. «Мы работаем над тем, чтобы изменить тембр голоса Беллы и Пуду, сделать его звонким и выделяющимся на общем фоне кофейни. Вроде бы мелочь, но она очень важна для того, чтобы скорость обслуживания робота была на высоком уровне», — говорит г-н Владыкин.

В «Шоколаднице» столкнулись и с проблемой передвижения роботов в зале. В кофейнях нет одинаковой и постоянной расстановки столов, а значит, посетители могут двигать столы и стулья, размещать на них одежду. «Белла останавливается перед препятствием, и просит ее пропустить, ее тембр голоса может сливаться с фоновыми звуками, тогда гости ее просто не услышат, — говорит Юрий Владыкин. — В итоге она может довольно долго стоять, потому что не находит возможности объехать столик или изменить маршрут».

Движение робота-официанта определяют специальные метки, которые крепятся к потолку заведения. Из-за этого есть определенные технические требования: наклейка с кодом должна находиться на высоте не более пяти метров и на ровном потолке. Система лазерного сканирования местности помогает роботу передвигаться по меткам и обходить препятствия. Однако робот может «обучаться». «После последнего обновления Белла приобрела возможность передвигаться в кофейнях, ориентируясь только на свои радары, без размещения специальных меток на потолке, поэтому количество и варианты кофеен, в которых можно использовать Беллу, резко расширились», — рассказывает Юрий Владыкин.

Насколько выросла производительность кофеен и облегчают ли роботы работу официантам, пока говорить рано, говорят рестораторы. В «Шоколаднице» первые результаты тестирования роботов в кофейнях будут подведены только в январе 2022 года, однако уже сейчас можно сказать, что роботы вызывают большой интерес и позитивные эмоции у посетителей. Гости возвращаются, чтобы еще раз посмотреть на робота-официанта или показать его знакомым. «Иногда люди не успевают с первого раза сориентироваться, достать смартфон и снять на видео робота, делают повторный заказ, чтобы уже приготовиться. Достают смартфон и снимают, как робот приезжает с заказом, привозит чашку кофе, Белла мяукает или желает приятного аппетита — это очень нравится гостям», — рассказал г-н Владыкин.

Скорее всего, роботы-официанты пока не станут массовым явлением, и это выгодно тем заведениям, которые уже приобрели их или взяли в лизинг. И очевидно, что функционал роботов будет расти — например, если раньше официант должен был подойти к роботу, чтобы отправить его в нужное место, то сейчас роботом можно управлять дистанционно. И кто знает, какие сюрпризы приготовили производители.

Фотография предоставлена компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вскрытие покажет Вскрытие покажет

Отечественные ученые предложили технологию переработки старых литиевых батарей

Эксперт
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
«Делимобиль»: трудности коммунистического роста «Делимобиль»: трудности коммунистического роста

Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании

Эксперт
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 2

Esquire
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты» Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты»

Алексей Гуськов — о том, как создавался сериал «Седьмая симфония»

Эксперт
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
На лице написано На лице написано

Термин «кортизоловое лицо» будоражит просторы интернета. Что это такое?

Добрые советы
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Давайте разберемся, где правда, а где – вымысел, когда дело касается ЭКО

Добрые советы
Я всё смогу! Я всё смогу!

7 киногероинь, у которых стоит поучиться здоровой самооценке

Лиза
Время раскручивать гайки Время раскручивать гайки

Трамп, санкции и ресурсы: началась новая игра политиков?

Ведомости
Формула любви Формула любви

Можно ли просчитать совместимость с партнером математически?

Лиза
Григорий Распутин Григорий Распутин

Правила жизни крестьянина и друга царской семьи Григория Распутина

Правила жизни
«Отречение Карла V» «Отречение Карла V»

Драма отречения императора Карла V в картине Луи Галле, прославившей художника

Дилетант
Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов

Пошаговый план действий для родственников человека с зависимостью

Psychologies
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц

Инженеры создали маску, способную изменять форму лица и цвет кожи

N+1
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Себя посмотреть Себя посмотреть

Самые важные открытия, которые я сделал, связаны с кухней родного края

Bones
Открыть в приложении