Отечественные ученые предложили технологию переработки старых литиевых батарей

ЭкспертHi-Tech

Вскрытие покажет

Отечественные ученые предложили технологию переработки старых литиевых батарей, которая позволяет удешевить производство новых

Сергей Куликов

В общей куче даже обычные батарейки могут оказаться взрывчатым веществом. Александр Щербак/ТАСС

Сотрудники НИТУ МИСиС разработали технологию безопасной утилизации аккумуляторных батарей, содержащих литий. Они представили всю технологическую цепочку переработки — от вскрытия батарей до возможного повторного использования составляющих их материалов (стали, никеля, титана и лития). По их мнению, этот метод позволит снизить себестоимость новых источников питания на 30–40% за счет использования при их изготовлении вторичных материалов. Предлагаемая технология в первую очередь может быть использована в рамках программы развития электротранспорта в Москве, где сегодня эксплуатируется около 600 электробусов и зарегистрировано порядка 10% отечественных электромобилей.

Как плавить литий

Специалисты МИСиС разработали универсальный метод вскрытия батарей, ресурс которых выработан, при помощи криогенно-вакуумной установки, которая является их ноу-хау и защищена патентом.

«В настоящий момент существует свыше 50 типоразмеров электрохимических систем, которые используются в бытовой и специальной технике, — поясняет директор Центра инжиниринга промышленных технологий НИТУ МИСиС Вадим Тарасов. — Для каждой из них необходим свой метод вскрытия и извлечения полезных компонентов, который должен быть не только эффективным, но и безопасным».

По словам разработчиков, установка, на которой они предлагают перерабатывать литий-ионные аккумуляторные батареи, представляет собой специальную вакуумную печь. В ней после всех процессов можно получать такие материалы, как гидроксид диалюминат лития, алюминат лития и т. д., поясняет Вадим Тарасов. «Технологическая площадка для нашей вакуумно-термической установки, способной перерабатывать тысячу батарей в месяц, занимает примерно 50–60 квадратных метров, не более, — уточняет он. — У нас сейчас разработано порядка пяти–шести вариаций, которые могут отличаться в зависимости от того, какие требования предъявляет заказчик».

Процесс прост: если батарея крупноразмерная, то предполагается ее механическая разборка: снимается крышка, вынимается электродный пакет, который опускается в специальный раствор. В итоге источник тока разделяется на литий и диоксид марганца. А корпусные детали отмываются и отправляются дальше по технологической цепочке либо на переработку, либо для повторного использования. Главная задача — отработать до мелочей процесс пожаровзрывобезопасного вскрытия батареи — решается как раз за счет использования в технологической цепочке вакуумной установки.

Накопление накопителей

Как считает директор по отраслевым решениям компании КРОК в энергетике Алексей Борисов, провозглашенная декарбонизация экономики предполагает ускоренное распространение литий-ионных аккумуляторов, используемых в системах накопления энергии и на электротранспорте. Так что технология переработки отслуживших свое аккумуляторных систем на основе лития более чем актуальна.

Да и статистика использования электротранспорта свидетельствует о неуклонном росте интереса к нему потребителей. По данным международного агентства JATO Dynamics, за январь–ноябрь 2020 года было зарегистрировано на 72% больше электроавтомобилей, чем за аналогичный период 2019 года. Разумеется, переход на «зеленый» транспорт займет какое-то время, но его количество с каждым годом растет, и этот фактор уже нельзя сбрасывать со счетов. По оценке Bloomberg NEF, доля электромобилей в общем автопарке планеты сегодня составляет около 1%, а к 2040 году вырастет до 31%. Так что счет использованным аккумуляторным батареям пойдет на миллионы штук.

Отсюда и потребность в том, чтобы искать новые способы эффективной переработки литий-ионных аккумуляторов.

Часть отработанных источников тока из электромобилей, еще сохраняющих какую-то часть заряда, используется в промышленных резервных накопителях энергии, где не так важны массогабаритные параметры. Однако и они в будущем все равно подлежат утилизации.

«Нас как ученых сейчас беспокоит вопрос о том, что в ближайшее время автобусный парк Москвы будет разгружать источники тока, установленные на электробусы, — поясняет Вадим Тарасов. — По моим подсчетам, уже к лету начнется съем крупноразмерных источников тока — литий-ионных систем на основе оливина (фосфата железа). И куда их девать, пока не совсем решено…»

Алексей Зотов/ТАСС

По его словам, неизвестно, какой срок службы был заложен в источниках питания для этого вида транспорта. «Скорее всего, рассчитаны они на три, максимум пять лет, — полагает Тарасов. — Но, судя по тому, что после холодов электробусы стали вставать на подзарядку все чаще, срок эксплуатации подходит к концу. Все зависит от окружающей температуры: чем она ниже, тем быстрее батарея требует замены».

При этом сами аккумуляторы для электромобилей имеют довольно внушительные весовые характеристики. Более того, их показатели тоже могут меняться, особенно в российских условиях. Например, такая популярная марка электромобиля, как Nissan Leaf, имеет батарею со средней продолжительностью жизни шесть–восемь лет. «Однако в условиях российского климата это срок сокращается до четырех–шести лет, при этом масса батареи составляет около 270 килограммов, — напоминает Алексей Борисов. — С электробусами, курсирующими по дорогам Москвы, ситуация еще сложнее — там масса батареи около двух тонн, так что для утилизации таких объемов требуются специальные предприятия, которых у нас пока нет».

На нет и сырья нет

Ответ директора Национальной ассоциации производителей источников тока «Русбат» Сергея Орлова на вопрос о том, как обстоят дела с внедрением в России технологий переработки литий-ионных аккумуляторов, краток: «Никак!». По его словам, в России не так много этих аккумуляторов, чтобы их сбор и переработка были рентабельными. И это учитывая и те источники, которые используются в мобильных телефонах, ноутбуках, планшетах и прочем. Плюс маленькие литиевые батарейки для различных бытовых электронных устройств.

«Можно, конечно, внедрять различные установки по утилизации таких аккумуляторов, но они вряд ли будут загружены, — констатирует Сергей Орлов. — К тому же предлагаемые сегодня технологии переработки не имеют под собой экономического обоснования».

Эксперт считает, что на выходе получается продукт, цена которого раз в десять выше начальной, что ставит крест на его повторном использовании: кому нужно вторичное сырье для производства источника питания, если его цена выше, чем у используемого впервые? И даже в случае со столичными электробусами ситуация, по его словам, не столь однозначна: «Эксплуатационный срок службы их источников питания — около пятнадцати лет, — отмечает Орлов. — Это максимум, но в любом случае лет пять-шесть они прослужат».

Так что время для того, чтобы решить вопрос об их дальнейшей судьбе, еще есть, считает Сергей Орлов.

Сбор литиевой «мелочи» в России не организован. Эти элементы питания если не выбрасываются в мусор, то сдаются вместе с обычными батарейками. Но это, как говорят специалисты, опасно.

«Нельзя забывать, что литий-ионные элементы даже по окончании срока годности сохраняют заряд на уровне 15–20 процентов, и, когда их выбрасывают, они могут взрываться», — предупреждает Вадим Тарасов. При этом в общей куче «пальчиковые» и «мизинчиковые» обычные батарейки могут служить взрывной массой, а какая-нибудь литий-ионная батарейка — детонатором.

Руководитель отдела исследований компании «Атол» Дмитрий Архангельский также отмечает, что ситуация с утилизацией таких аккумуляторов. «Если свинцово-кислотные батареи утилизируются практически на 90 процентов за счет денежной компенсации, то с литиевыми аккумуляторами все сложнее, — говорит он. — Крупные торговые сети в России осуществляют сбор бытовых аккумуляторов, но этих усилий недостаточно».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Большая голубая гасконская гончая Большая голубая гасконская гончая

Эта гончая — аристократ, обладатель белой кости и голубой крови

Weekend
Как сыграть на гитаре с помощью киберруки Как сыграть на гитаре с помощью киберруки

Компания «Моторика» привлекла 400 млн рублей венчурных инвестиций

Эксперт
«Зеленый» разворот: опасна ли политика Байдена для нефтегазового бизнеса «Зеленый» разворот: опасна ли политика Байдена для нефтегазового бизнеса

Новый президент Америки провозгласил курс на «зеленую» энергетику

Forbes
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
Алкогений: Эрик Клэптон Алкогений: Эрик Клэптон

Гитарист и певец Эрик Клэптон шел навстречу бутылке извилистыми путями

Maxim
«Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой» «Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой»

Тимур Турлов — об истинной рентабельности брокерского бизнеса

Эксперт
«Да» значит «да», но можно передумать»: юрист Анна Ривина — о концепции согласия в отношениях «Да» значит «да», но можно передумать»: юрист Анна Ривина — о концепции согласия в отношениях

Как зафиксировать сексуальное согласие?

Forbes
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Порнокороль и борец за свободу слова: история Ларри Флинта и журнала Hustler Порнокороль и борец за свободу слова: история Ларри Флинта и журнала Hustler

Как порножурнал Hustler влиял на политическую обстановку в штатах

Esquire
Особенности национальной ловли СО2 Особенности национальной ловли СО2

Как произвести матрасы и диваны из углекислого газа

Эксперт
«Зай, а что тут нажать?»: почему мужчины беспомощны в быту (или делают вид) «Зай, а что тут нажать?»: почему мужчины беспомощны в быту (или делают вид)

Почему мужчины верят, что не в состоянии справиться с домашними обязанностями

Cosmopolitan
Искусственный интеллект: что он может и чего не может Искусственный интеллект: что он может и чего не может

Технологии искусственного интеллекта находятся на стадии быстрого внедрения

Эксперт
«Иуда и черный мессия» – кривоватый, затянутый и поверхностный фильм «Иуда и черный мессия» – кривоватый, затянутый и поверхностный фильм

«Иуда и черный мессия» — фильм о людях, которым больше всех было надо

GQ
По пути к программному суверенитету По пути к программному суверенитету

Почему протекционизм в области ПО вполне уместен

Эксперт
Люк Бессон Люк Бессон

Правила жизни Люка Бессона

Esquire
Ботокс: что нужно знать, прежде чем принимать решение Ботокс: что нужно знать, прежде чем принимать решение

Что лучше знать до инъекций ботокса и как он влияет на красоту и здоровье

РБК
Что приготовить из консервированного тунца, найденного в холодильнике: 8 крутых рецептов Что приготовить из консервированного тунца, найденного в холодильнике: 8 крутых рецептов

Что приготовить из тунца, консервированного в масле?

Playboy
Операция «медиация»: как сохранить лицо во время конфликта без суда и следствия Операция «медиация»: как сохранить лицо во время конфликта без суда и следствия

Адвокат — о том, как решить конфликтные вопросы без суда

Forbes
Не делай так: 6 признаков того, что твой интерьер давно устарел Не делай так: 6 признаков того, что твой интерьер давно устарел

Какие детали интерьера способны выдать плохой вкус его владельца.

Cosmopolitan
«Кажется, я чувствую себя хуже, чем когда-либо в жизни»: репортаж Forbes из очереди к спецприемнику в Сахарово «Кажется, я чувствую себя хуже, чем когда-либо в жизни»: репортаж Forbes из очереди к спецприемнику в Сахарово

Фоторепортаж Forbes из очереди к спецприемнику в деревне Сахарово

Forbes
Выход из тупика: почему Голливуд все время снимает новые франшизы по старым блокбастерам Выход из тупика: почему Голливуд все время снимает новые франшизы по старым блокбастерам

Продолжения и ремейки успешных картин становятся основной стратегией киностудий

Forbes
20 привычек, которые улучшат вашу жизнь 20 привычек, которые улучшат вашу жизнь

Простые действия, которые сделают каждый ваш день чуточку лучше

Psychologies
Задачи маршрутизации адаптировали к квантовым вычислениям Задачи маршрутизации адаптировали к квантовым вычислениям

Правильная формулировка задачи может уменьшить число кубитов

N+1
Профессора Стэнфордской школы бизнеса дали 5 советов, как шутить на работе, чтобы стать лучшим руководителем Профессора Стэнфордской школы бизнеса дали 5 советов, как шутить на работе, чтобы стать лучшим руководителем

Шутки в команде влияют на вовлечённость сотрудников и мотивацию

Inc.
Погода, климат и жизнь птиц Погода, климат и жизнь птиц

Изменение поведения птиц — верный признак смены климатического сезона

Наука и жизнь
Почему мы можем быть такими счастливыми и самодовольными в ущерб всякой логике Почему мы можем быть такими счастливыми и самодовольными в ущерб всякой логике

Жестокая правда о механизмах психологической защиты

Maxim
«Хочу перестать каждый день плакать»: Ольга Бузова о жизни после разрыва с Давой «Хочу перестать каждый день плакать»: Ольга Бузова о жизни после разрыва с Давой

Ольга Бузова призналась, что не считает себя сильной женщиной

Cosmopolitan
Самые странные вещи, которыми снабжали заключенных в тюрьмах мира Самые странные вещи, которыми снабжали заключенных в тюрьмах мира

О самых странных вещах, которыми в разные времена снабжали заключенных в тюрьмах

Maxim
Самые интересные факты о Майкле Бэе Самые интересные факты о Майкле Бэе

Майкл Бэй подарил нам больше огня и взрывов, чем все другие вместе взятые

Maxim
Открыть в приложении