«Делимобиль»: трудности коммунистического роста
Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании и наконец сделать ее прибыльной. Планируемые инвестиции в 350 млн долларов дадут «Делимобилю» шанс удержаться в лидерах российского рынка услуг каршеринга
Коммунизм на российских дорогах выходит на новый уровень развития — пионер рынка услуг совместного использования автомобилей в России компания «Делимобиль» подала заявку в Комиссию по ценным бумагам и биржам США на проведение IPO: она хочет разместить свои акции на Нью-Йоркской бирже с целью получить новый импульс для укрепления бизнеса, что позволит удержаться на гребне все еще поднимающейся волны рынка услуг каршеринга.
График 1: Основные собственники «Делимобиля» – компании, подконтрольные основателю Винченцо Трани
В преддверии IPO компания раскрыла интересные показатели своей деятельности. «Делимобиль», который был основан в 2015 году в Москве итальянским предпринимателем Винченцо Трани, согласно представленному официальному проспекту IPO, принадлежит холдингу Delimobil Holding S. A., зарегистрированному в Люксембурге. На 38% им владеют международная MK Impact Finance, а также Mikro Fund (16,9%), D-Mobility Worldwide (13,4%), бенефициаром всех трех компаний является Винченцо Труни. Еще одному крупному акционеру, «ВТБ Капиталу», принадлежит 13,4%. Прочие акционеры компании — сооснователь «Делимобиля» Артем Сергеев (11,1%) и другие менеджеры компании (7,3%, см. график 1).
С момента основания «Делимобиль» демонстрирует динамичные темпы развития на рынке каршеринга: если в момент своего запуска осенью 2015-го парк компании насчитывал всего 100 автомобилей, то к настоящему времени он вырос до 18,4 тыс. машин. И если компания шесть лет назад присутствовала только в Москве, то сейчас ее сервис развивается еще в десяти российских городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Тольятти и Туле. Растет и число пользователей: с отметки несколько тысяч человек в год в момент старта до 7,1 млн зарегистрированных пользователей сервиса к середине текущего года.
Однако финансовые показатели компании при таком стремительном росте не столь оптимистичны. С одной стороны, у нее существенно растет выручка: за 2020 год, даже несмотря на пандемию, она составила 6,4 млрд рублей, на 28,6% больше, чем годом ранее (5 млрд рублей). А в первом полугодии 2021-го выручка составила уже 4,9 млрд рублей, и это на 119% больше, чем за аналогичный период прошлого года (2,24 млрд рублей). Но при этом «Делимобиль» остается пока убыточным.
График 2: Штрафы являются вторым источником выручки «Делимобиля»
Номинально компания заявляет о валовой прибыли: в 2020 году она составила 72 млн рублей, за первое полугодие 2021 года уже миллиард рублей. Однако чистой прибыли нет: после затрат на маркетинг, налоги, административные и другие расходы 2020 год закончился для «Делимобиля» с убытком три миллиарда рублей. В первом полугодии 2021-го убыток получился хотя и меньшим, но все равно внушительным: один миллиард рублей.
В своем проспекте IPO «Делимобиль» указывает интересные подробности своих затрат и выручки. Например, из отчета видно, что на втором месте после собственно оплаты услуг каршеринга клиентами идут штрафы, которые собираются с пользователей за нарушение правил, повреждение машин и другие нарушения договора пользования автомобилем: скажем, за первую половину текущего года компания получила доход от них в размере 682 млн рублей, или 13,8% всей выручки за этот период (см. график 2).
Одновременно компания раскрыла данные и о своей существенной задолженности. Ее активы насчитывают 19 млрд рублей, при этом задолженность перед третьими лицами составляет 22 млрд рублей — в основном это обязательства за взятые в лизинг машины. В эту сумму также входят акции на 5,4 млрд рублей, которые получит ВТБ в обмен на объявленные ранее инвестиции.
Впереди планеты всей
Российский рынок каршеринга продолжает динамично развиваться, он занимает лидирующие позиции в мире. В частности, согласно данным международной аналитической компании Frost & Sullivan, по парку каршеринговых автомобилей — 25 тыс. единиц — Москва является городом номер один на планете, обгоняя по этому показателю Токио, где парк каршеринга на 20% меньше. Всего же, по данным Russian Automotive Market Research, по итогам 2020 года парк каршеринговых компаний в России насчитывал 45,3 тыс. автомобилей и представлен в 26 российских городах. В мировом разрезе, по данным Frost & Sullivan, российский рынок каршеринга находится на втором вместе в мире, уступая только Китаю (200 тыс. машин) и обгоняя Индию (12,3 тыс.), США (11,8 тыс.), Великобританию (5,3 тыс.), Францию (4,9 тыс.), Бразилию (1,7 тыс.; см. график 3).
График 3: Россия занимает второе место в мире по каршерингу
В деньгах, по оценкам «ТИАР-Центра» и РАЭК, весь рынок каршеринга в России в 2020 году составил 22,4 млрд рублей, показав прирост на 9%. Самым крупным и перспективным рынком в России остается Москва, здесь в прошлом году из-за локдауна прирост парка автомобилей совместного использования хоть и приостановился, составив 25 тыс. автомобилей (столько же, сколько в 2019 году), однако, по прогнозу Frost & Sullivan, к 2025-му он увеличится еще почти в два раза, превысив отметку 49 тыс. машин.
В настоящее время в России насчитывается более двух десятков компаний, предоставляющих услуги каршеринга. При этом степень консолидации уже довольно высока: 90% каршеринга в России контролируют четыре компании — «Делимобиль», «Яндекс.Драйв», «Ситидрайв» и «Белка кар». Отчаянная схватка за лидерство идет между «Делимобилем» и «Яндекс.Драйв». Казалось, что в прошлом году «Яндексу» удалось прочно занять место ведущей российской каршеринговой компании: по итогам 2020 года он обладал самым значимым автопарком (16,3 тыс. единиц) и выручкой 8,5 млрд рублей. Однако в текущем году «Делимобиль» нажал на акселератор: согласно данным Frost & Sullivan, по итогам первого полугодия 2021-го компания все же вышла на первое место по автопарку — 16,6 тыс. машин, лидирует по числу городов присутствия (11) и средней продолжительности поездки (35 минут). Но главное, что в текущем году «Делимобилю» удалось занять самую большую долю — 44% — самого значимого столичного рынка услуг каршеринга (см. таблицу).
Ударники коммунистического труда
О планах выхода на IPO «Делимобиль» сообщал еще в 2019 году. Ранее представители компании заявляли, что планируют пустить в свободный оборот порядка 40% акций и привлечь около 350 млн долларов. Сейчас в «Делимобиле» не подтверждают и не опровергают эти планы, сообщая только, что на бирже компания будет продавать депозитарные расписки (ADS), их покупатели не будут считаться полноценными акционерами. После размещения в США «Делимобиль» планирует также провести листинг акций на Московской бирже.
График 4: Парк каршеринга в Москве к 2024 году увеличится вдвое по сравнению с прошлым годом
На вопросы «Эксперта» о планах IPO в «Делимобиле» не ответили, агентство Reuters со ссылкой на три источника на финансовом рынке, со своей стороны, сообщает, что с помощью выхода на биржу сервис действительно намерен привлечь около 350 млн долларов. При этом в числе банков — организаторов размещения источники агентства назвали Bank of America, Citi, UBS, Sberbank CIB, «ВТБ Капитал» и «Ренессанс Капитал».
С помощью новых инвестиций «Делимобиль» планирует дальше развивать бизнес: увеличивать автопарк, осваивать новые регионы, а также снижать долговую нагрузку и превращаться в прибыльную компанию. В «Делимобиле» признают: бизнес быстро вырос за последние годы, но дальнейший рост требует значительных инвестиций.
В последнее время компания старается диверсифицировать свою деятельность: в 2018 году она приобрела каршеринговый сервис Anytime, который сейчас специализируется на развитии услуг долгосрочной аренды. Компания также планирует дальше идти в российские регионы: сервис видит каршеринговый потенциал как минимум в 38 городах с населением более 500 тыс. человек. Не исключается и международная экспансия: в 2018 году «Делимобиль» запустил свои сервисы в Белоруссии, Казахстане, а в 2019-м — в Чехии. За пределами России компания работает под брендом Anytime и, вероятно, в будущем станет осваивать другие страны.
Кстати, чтобы придать больший вес в международных кругах в преддверии IPO, совет директоров Delimobil Holding S. A. пополнился видным европейским политиком — известным итальянским сенатором, бывшим премьер-министром Италии Маттео Ренци. Правда, при этом Delimobil Holding честно оповещает своих инвесторов, что Ренци является фигурантом нескольких расследований, инициированных прокуратурой его родной Флоренции, а также Рима, и в случае негативного исхода разбирательств политик будет вынужден покинуть совет директоров.
В России коронакризис стал для «Делимобиля» катализатором вывода на рынок новых услуг: чтобы в разгар пандемии машины не простаивали, «Делимобиль» запустил сервис доставки товаров для бизнеса, а сейчас это направление стало дополнительным сегментом бизнеса, который в прошлом году принес компании выручку в размере 153 млн рублей. Еще одним перспективным направлением деятельности «Делимобиль» указывает свою систему контроля и обслуживания машин; он планирует предлагать эти сервисы сторонним компаниям.
Таблица 1: Ключевые показатели ведущих участников рынка каршеринга в России
Потолок через четыре года
В целом опрошенные «Экспертом» аналитики убеждены, что выход «Делимобиля» на биржу — это оправданный инструмент развития бизнеса компании, когда важно сохранять высокий темп и лидерство. «Финансовому рынку очень не хватает компаний с большой долей розничной выручки — это каршеринги, фитнес-центры, другие предприятия. Накопление долга — стандартная проблема быстрорастущих компаний. Отрицательный финансовый результат “Делимобиля” обусловлен высокими финансовыми расходами. Огромный рынок и низкий собственный капитал позволяют завоевать заметную долю рынка только за счет роста долга, и единственный выход для продолжения бизнеса — докапитализация, например через IPO», — считает Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке компании «Фридом финанс».
«Основная проблема развития рынка каршеринга — большие инвестиции на входе, — соглашается Анна Бодрова, старший аналитик информационно-аналитического центра “Альпари”. — У кого больше автопарк, тот и становится лидером рынка: чем шире предложение автомобилей, тем проще пользоваться этой услугой. В этом свете выход “Делимобиля” на IPO вполне оправдан. Для бизнеса такого сегмента и масштаба некоторые убытки в момент обкатки системы вполне нормальны». При этом, чтобы увеличить доходность, компания не может поднимать цены из-за острой конкуренции, а также ограниченной платежеспособности клиентов. В настоящее время расценки «Делимобиля» за минуту аренды автомобиля, например в Москве, составляют восемь рублей, примерно за столько же сейчас предлагают свои услуги «Яндекс» и другие каршеринговые компании. Кстати, эти цены ниже зарубежных: в Европе минута аренды стоит в среднем 20–30 евроцентов, или 16–25 рублей в пересчете по курсу.
Вполне оправданно, по мнению аналитиков, «Делимобиль» делает ставку на дальнейшее развитие рынка услуг каршеринга в России. «Личный автомобиль в России давно не воспринимается как предмет инвестиций или гарантия какой-то социальной устойчивости, — продолжает Анна Бодрова. — В крупных городах, где есть проблемы с парковочным пространством, своя машина становится, скорее, причиной постоянной головной боли, чем механизмом, обеспечивающим комфорт. В этом свете развитие каршеринга вполне объяснимо: не нужно думать о техническом обслуживании, страховке, прочих нюансах владения транспортом, но всегда есть возможность точечно располагать комфортом и удобством».
«Бурное развитие каршеринга в ряде российских городов обусловлено двумя причинами, — считает Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. — В первую очередь это жесткая парковочная политика с введением платного парковочного пространства на большей части города, как это произошло в Москве. И второе — активным пользованием мобильными приложениями и гаджетами большей части населения российских городов, особенно молодежи. Людям очень нравится быть независимыми, самостоятельными в принятии решений, например о краткосрочной аренде автомобиля, при помощи только лишь своего мобильного устройства. Это и определяет популярность таких сервисов, как “Делимобиль”».
Впрочем, в «Делимобиле» признают, что рынок каршеринга в России продолжает развиваться скорее от бедности и невозможности значимой доли населения купить себе личный автомобиль. «Мы видим из статистики, что большинство наших клиентов — это люди, у которых недостаточно денег, чтобы купить свой автомобиль, и которые не имеют доступа к кредитованию. Да, Москва стала первым городом в мире по развитию каршеринга, во многом это связано с тем, что сюда приезжает много людей, которые хотят работать, при этом у них недостаточно денег, чтобы купить свой автомобиль. Это характерно для развития каршеринга в странах с развивающимися экономиками, к которым относится и Россия. Получается, что каршеринг в России — это не какая-то услуга уровня люкс, а сервис, позволяющий решить элементарные потребности в мобильности», — рассказывал Винченцо Трани в интервью «Эксперту» в прошлом году (см. «Каршеринг вытеснит такси», № 12 за 2020 год).
Однако потенциал роста российского рынка каршеринга не бесконечен, его экстенсивное развитие скоро закончится, рынок достигнет потолка через три-четыре года. «Рынок каршеринга может быть насыщен предложением уже к 2025 году, — прогнозирует Анна Бодрова. — Тогда, когда в этом сегменте услуг будут работать четыре-пять устойчивых брендов с хорошим автопарком, причем не только легковых автомобилей — сектор грузоперевозок тут практически не освоен».
Не столь однозначно выглядят радужные планы развития каршеринговых компаний в регионах, где не везде есть ограничения по парковкам и хорошо развит общественный транспорт. «Участники рынка каршеринга говорят, что потенциально рынок услуг краткосрочной аренды автомобилей состоит из 38 городов с населением более 500 тысяч человек, — говорит Георгий Ващенко. — Но вопрос развития сервиса в городах с населением менее одного миллиона человек, на наш взгляд, недостаточно проработан. Региональная экспансия — это не только шанс, но и высокий риск. Нужно учитывать развитие общественного транспорта в том или ином городе, наличие платных парковок, сложности с парковкой личных автомобилей и так далее. Немаловажно и сотрудничество с местной администрацией: появится каршеринг в городе или нет, в конечном счете решают власти — в том плане, будет ли этот бизнес обеспечен комфортными условиями».
Значимые риски для каршеринговых компаний несут и крупные автопроизводители, которые все больше смотрят в сторону предоставления своей продукции в разные формы совместного использования: в России Hyundai, Volvo и другие компании активно развивают так называемые услуги по подписки на автомобили, когда машину можно взять в аренду сроком от одного дня. Автопроизводители предлагают машины узнаваемых брендов, имеют развитую экосистему дилеров и несравнимо более значимые финансовые ресурсы, которые они могут направлять на скидки и другие маркетинговые акции.
Все это в ближайшем будущем будет стимулировать каршеринговые компании улучшать свое ценообразование, придумывать новые тарифы и сервисы. «Для дальнейшего развития сегмента арендных автомобилей каршеринговым компаниям стоит использовать международный опыт, например вводить специальные выгодные тарифы на дальние поездки с оплатой за ежедневный пробег и развивать peer-to-peer (народный) каршеринг, — отмечает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. — Однако это никак не повлияет на спрос на личные автомобили — доля владельцев транспортных средств в целом сохраняется из года в год, каршеринг используется лишь в редких случаях: поездки по курортным городам или в ситуации, когда личное авто на сервисе. Хотя стоит признать, что пандемия коронавируса частично повлияла на смену потребительских предпочтений: каршеринг стал более безопасной альтернативой общественному транспорту и более выгодным, чем такси».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl