Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты»
Продюсер и исполнитель главной роли в исторической драме «Седьмая симфония» Алексей Гуськов — о том, как создавался сериал и почему он в нем не только актер, но и продюсер
На телеканале «Россия» — премьера сериала Александра Котта «Седьмая симфония». Его действие происходит в блокадном Ленинграде. Весной 1942 года дирижер Большого симфонического оркестра Радиокомитета Карл Элиасберг получает задание исполнить Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Но прежде ему нужно найти в осажденном городе недостающих исполнителей: от оркестра осталось лишь несколько музыкантов. В сериале играют актеры Елизавета Боярская (в фильме она самостоятельно исполняет партию флейты), Алексей Кравченко (откомандированный в помощь дирижеру лейтенант НКВД Анатолий Серегин), Наталья Рогожкина (самостоятельно исполнила партию фортепиано), Тимофей Трибунцев (брал в процессе работы над ролью уроки игры на альте), Виктория Толстоганова (играет роль поэтессы Ольги Берггольц), Лидия Вележева (осваивала навыки игры на гобое с нуля).
Роль Карла Элиасберга в «Седьмой симфонии» исполняет Алексей Гуськов. Для него это вторая роль дирижера в его актерской карьере. Для того чтобы снова встать за дирижёрский пульт в кадре, он три месяца оттачивал дирижерские навыки под руководством композитора Юрия Потеенко. Кроме того, Алексей Гуськов выступает в качестве одного из продюсеров сериала. На его счету уже больше двадцати продюсерских проектов и свыше ста ролей в кино, в том числе в таких фильмах, как «Граница. Таежный роман» Александра Митты, «Рагин» Кирилла Серебренникова, «Концерт» Раду Михэйляну — в этом фильме он сыграл роль дирижера в первый раз. Он исполнил главную роль в фильме Андреа Порпорати «Иоанн Павел II: Святой человек». Он играет на сцене Театра имени Евгения Вахтангова в пяти спектаклях: «Вахтангов. Путь к Турандот», «Евгений Онегин», «Люди как люди», Улыбнись нам, Господи» и «Фальшивая нота». Накануне премьеры «Седьмой симфонии» Алексей Гуськов ответил на вопросы «Эксперта».
— Тема блокады: как вы на нее решились и что было образцом в поиске нужной интонации для рассказа об этом историческом периоде?
— Мы хотели рассказать не о блокаде, а о людях. Многие знают, что 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония Шостаковича, но мало кто назовет имя дирижера оркестра, скажет, как этот оркестр назывался, и тем более вспомнит кого-то из музыкантов. Переживших блокаду осталось очень мало, и думаю, что для сегодняшнего молодого поколения война стала чем-то далеким, выраженным в сухих цифрах и фактах, либо осталась исключительно в истории их собственной семьи. А мы хотели вернуть музыкантам оркестра имена, лица, сделать историю исполнения симфонии по-настоящему живой и осязаемой.
— Визуальный образ блокадного города — как вы его выстраивали, какие усилия пришлось предпринимать, чтобы его создать?