«Кортеж» поворачивает на экспорт
Проект «Кортеж» выходит на международные рынки. Продавать за границей автомобили нового люксового российского бренда критически важно, так как внутренний рынок, скорее всего, не сможет обеспечить нужный объем заказов
«Шейхомобиль» — так между собой называли белый сверкающий лимузин Aurus Senat посетители выставки IDEX в столице Объединенных Арабских Эмиратов, где машину президентского проекта «Кортеж» представили на прошлой неделе в статусе мировой премьеры. Для его презентации в Абу-Даби высадился внушительный десант из официальных лиц: глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов, гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев, глава НАМИ Сергей Гайсин, руководитель Республики Татарстан Рустам Минниханов лично участвовали в показе Aurus наследному принцу эмирата Абу-Даби, заместителю верховного главнокомандующего вооруженных сил ОАЭ Мухаммеду Бен Заид Аль-Нахаяйну, министру иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ Абдалле Аль-Нахайяну и другим важным персонам принимающей стороны.
Мероприятие прошло успешно, по результатам встречи было подписано значимое соглашение: арабский инвестиционный фонд Tawazun стал крупным инвестором проекта «Кортеж». Согласно подписанным в Абу-Даби документам, Tawazun в течение ближайших трех лет вложит в проект 110 млн евро. За это он получит долю 36% в ООО «Аурус», при этом оставшиеся 63,5% останутся у ФГУП НАМИ, а доля ПАО «Соллерс» сократится с прежних 25 до 0,5%. Одновременно фонд Tawazun станет генеральным дистрибутором модельной линейки Aurus в странах Ближнего Востока и Северной Африки и, возможно, в будущем наладить производство этой машины на своих мощностях в ОАЭ и других странах региона.
Визит в Абу-Даби лишь начало международного турне новой российской люксовой автомобильной марки. В начале марта Aurus будет представлен на одной из самых значимых мировых автомобильных выставок — Женевском автосалоне.
Коммерческая фаза
Появление автомобилей Aurus на международных выставочных площадках знаменует собой вхождение проекта президентского автомобиля в коммерческую фазу. Свою представительскую функцию Aurus успешно выполняет почти год: начиная с церемонии инаугурации 7 мая 2018 года новый президентский лимузин возил главу государства на многих официальных мероприятиях, включая заграничные.
Напомним, что создание президентского автомобиля «Кортеж» началось в 2013 году, проект получил официальное название «Единая модульная платформа» (ЕМП). Инжиниринг автомобиля осуществлялся российскими специалистами, компоненты для него тоже использовались преимущественно российские — их создавали свыше 150 российских компаний и организаций. Весной прошлого года президентский автомобиль получил официальное название Aurus (лат. aurum «золото» плюс Russia). Согласно официальным документам, заказчиком проекта выступает Минпромторг России, а исполнителем — Центральный научно-исследовательский и автомоторный институт (НАМИ). Представители НАМИ заявляют, что разрабатываемая ими единая модульная платформа станет основой для целого семейства автомобилей: сам Aurus предполагается выпускать в четырех моделях кузова: седан, лимузин (удлиненная версия седана), а также внедорожник и минивэн. Есть планы выпускать и мотоцикл. Все модели семейства Aurus будут называться в честь башен Кремля: «Сенат» (седан и лимузин), «Арсенал» (минивэн) и «Комендант» (внедорожник).
Пятнадцатого февраля официально объявлено о начале приема заказов на автомобиль Aurus в России. Официальные дилеры новой марки «Авилон» и «Панавто» начали принимать заказы на лимузин Aurus Senat L700 и седан Aurus Senat S600. Эти модели оснащаются гибридной силовой установкой на основе 4,4-литрового бензинового двигателя V8, который работает вместе с компактным электромотором и девятиступенчатой автоматической коробкой передач, суммарная мощность автомобиля составляет 600 л. с. Для приобретения Aurus нужно внести предоплату в размере 1,5 млн рублей. При этом официальные точные цены на машины все еще не объявлены. Ожидается, что это будет сделано после Женевского автосалона, но, по предварительной информации, российская цена Aurus составит 10–12 млн рублей. Сообщается также, что весь тираж Aurus на текущий и следующий году уже распродан; тем, кто не успел, автомобиль предлагается приобретать начиная с 2020 года, когда машина пойдет в массовое производство.
Обогнали Rolls-Royce
Пока автомобили Aurus собираются мелкосерийно на мощностях НАМИ в Москве, здесь возможно выпускать не более 200–250 автомобилей в год. Согласно заявлению Дениса Мантурова, в текущем году в общей сложности будет произведено 120 автомобилей. Более же массовое серийное производство машин будет налажено на заводе Sollers в ОАЗ «Алабуга» в Татарстане (где работает совместное предприятие Ford Sollers), и здесь предполагается собирать порядка пяти тысяч автомобилей в год. Кстати, сокращение доли Sollers в ООО «Аурус» означает, что компания Вадима Швецова остается на ролях индустриального партнера, а весь инжиниринг и продвижение марки теперь сконцентрируется в НАМИ и у нового иностранного инвестора.
Но одно дело продавать новый автомобиль сотнями экземпляров и совсем другое, когда счет идет на тысячи. И здесь Aurus трудно будет рассчитывать только на внутренний российский рынок. Продажи автомобилей класса люкс в России не столь значимы: согласно данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 2018 года объем рынка новых люксовых машин в России составил 1400 единиц (что, кстати, почти на два процента больше, чем в 2017-м).
Из этого объема львиная доля принадлежит Maybach — Mercedes-Benz Maybach S-Class, за прошлый год в России было куплено 716 этих машин. За ним идет Bentley с показателем 298 экземпляров. Идущий следом Rolls-Royce сумел продать в России лишь 96 своих автомобилей, далее показатели еще ниже: Lamborghini (72 штуки), Ferrari (30), Aston Martin (13).
Таким образом, можно констатировать, что с проданными 120 автомобилями в текущем году Aurus, скорее всего, обойдет по продажам в России Rolls-Royce, хотя и сильно отстанет от Maybach. Конечно, это объясняется тем, что к новому автомобилю сейчас повышенный интерес (на старте продаж новой модели покупатели всегда особенно активны), но стоит отметить, что Aurus существенно дешевле конкурентов со схожими техническими характеристиками. Например, Mercedes-Benz Maybach S650 сейчас предлагается в России по цене от 17 млн рублей, Bentley Mulsanne — за 21,5 млн рублей, а Rolls-Royce Wraith стоит 25 млн. При наращивании производства Aurus теоретически может побороться за лидерство в люксовом сегменте на российском рынке, однако вряд ли годовые продажи этой машины в России превысят отметку 1000–1500 тысячи единиц.
Поэтому для коммерциализации проекту жизненно важны экспортные поставки, и участие инвестора из ОАЭ здесь весьма значимо для будущего развития производства Aurus. «Инвестиции в размере 110 миллионов евро вполне достаточны для того, чтобы продвинуть марку на целевых рынках, — считает Андрей Кочетков, ведущий аналитик компании “Открытие Брокер”. — В частности, один из важных целевых рынков для Aurus — Ближний Восток, где популярны дорогие и очень дорогие автомобили, и здесь Aurus может найти своего покупателя. Особенно это касается индивидуальной сборки под клиентские требования».
Представители Минпромторга заявляют, что в общей сложности из бюджета на проект «Кортеж» предполагается потратить 12,5 млрд рублей. Сможет ли в будущем марка Aurus выйти на заявленный объем продаж и стать коммерчески выгодной — вопрос открытый. Например, тот же Rolls-Royce по итогам прошлого года достиг глобальных продаж в четыре тысячи автомобилей, что считается рекордным за всю историю марки. «Инвестиции в 110 миллионов долларов — это недостаточная сумма, если говорить об общей окупаемости проекта. Бюджет современного автомобильного завода составляет 600 миллионов — один миллиард долларов. Мы видим это на примере таких автомобильных холдингов, как BMW и Mercedes-Benz, на которых равняется Aurus, — говорит Дмитрий Шиманов, генеральный директор консалтинговой компании MAR Consult. — Добиться окупаемости новой марки “Кортежу” будет особенно сложно. Проблема в том, что у него нет коммерчески эффективного ядра в продуктовой линейке. Rolls-Royce, к примеру, производит авиационные двигатели. Другие конкуренты, на которых ориентируется “Кортеж” (тот же Mercedes-Benz), имеют большой модельный ряд в куда более широком ценовом коридоре, от полутора миллионов до 15 миллионов рублей. Это позволяет наладить массовый выпуск агрегатов, применяемых в широкой линейке продукции, и таким образом обеспечить маржинальность».
Интернет-торговля автомобилями ускоряется
Все больше автомобилей в России приобретаются через интернет-агрегаторы. Так, по итогам 2018 года через одного из крупнейших в России автомобильных онлайн-агрегаторов портал Autospot.ru было реализовано свыше 11,5 тыс. новых машин на общую сумму 17,9 млрд рублей, что соответственно в два и два с половиной раза больше, чем в 2017-м. В прошлом году компании Mitsubishi и Mail.Ru Group вложили в Autospot.ru 4,1 млн долларов. По словам генерального директора компании Дмитрия Андреева, через три года Autospot.ru планирует увеличить продажи автомобилей через интернет в десять раз, охватить еще больше регионов и запустить ряд сопутствующих сервисов, таких как автокредитование и автострахование.
Двигатели на экспорт
Volkswagen Group Rus объявила о выпуске 400-тысячного двигателя на своем заводе в Калуге. Этот показатель был достигнут за три с половиной года с момента начала работы калужского завода по производству двигателей Volkswagen. Ранее для производства 200 тыс. двигателей потребовалось два года. По словам представителей немецкого концерна, это стало возможным благодаря растущему спросу на российском рынке и высокому уровню эффективности локальной сборки. Только в 2018 году с конвейера производственной площадки сошла 161 тыс. двигателей, что на 56,3% больше показателя 2017 года. На загрузку производственных мощностей повлиял и экспорт: в 2018-м 44 тыс. двигателей калужского производства было поставлено на различные производственные площадки по всему миру, в том числе на заводы концерна Volkswagen в Испании и Чехии.
На зарядку по порядку
Hyundai Motor Company представила систему автоматизированной постановки автомобиля на место временной стоянки. Она предполагает автоматическое передвижение автомобилей к зарядным станциям. Управление перемещениями автомобиля осуществляется при помощи смартфона, машина автоматически перенаправляется к свободной станции беспроводной зарядки, и когда зарядка завершается, машина перемещается на свободное парковочное место. В Hyundai рассчитывают, что эта технология будет готова к коммерческой эксплуатации ориентировочно в 2025 году. А к 2030-му компания ставит перед собой цель вывести на рынок полностью автоматизированные транспортные средства. При этом уже через два года Hyundai планирует начать частичную коммерческую эксплуатацию автопилотируемых автомобилей в ряде населенных пунктов.
ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl