Контрабанда табака может нанести российской экономике ущерб в 100 млрд рублей

ЭкспертОбщество

Короли нелегального рынка

Сто миллиардов рублей может составить для российского бюджета ущерб от продажи нелегального табака в этом году. Это на 15% больше, чем годом ранее. Резкое повышение акцизов с начала 2021-го, а также по-прежнему беспрепятственный ввоз товаров из стран ЕАЭС усложняют борьбу с контрабандой.

Ксения Клепча

Фото: из открытых источников

Доля нелегального табака на российском рынке, согласно исследованию аналитического агентства Kantar TNS, по итогам первого квартала 2021 года составила 10,7%, после того как в третьем квартале 2020-го она опустилась до 7% (по данным исследовательской компании Nielsen). Несмотря на все прилагаемые усилия, ключевая проблема — нелегальный ввоз сигарет из стран ЕАЭС.

В лидерах по поставкам по-прежнему Белоруссия. Возможность получать огромный доход белорусским производителям дает крайне низкая акцизная нагрузка внутри страны. В итоге они активно эксплуатируют преимущества единого таможенного пространства.

Только за прошлый год доля нелегальных сигарет из этой страны выросла более чем в полтора раза. По данным того же Kantar TNS, порядка 22% занимают сигареты под брендом «Корона», а в целом белорусские сигареты занимают 45% всего нелегального импорта в Россию. Ключевое преимущество нелегальных сигарет — их стоимость, которая, как правило, в рознице в два, а то и в три раза ниже, чем у маркированной пачки: 50–70 рублей против 120130 рублей за пачку в 2021 году.

«Введение дополнительных акцизов только способствует развитию теневого рынка. Его игроки не подконтрольны никому, и рост цены только делает их бизнес все более выгодным. Кроме того, нельзя не учитывать, что население возвращается к потреблению обычных сигарет. Этому способствуют законы, которые приравнивают электронные сигареты, вейпы к обычным сигаретам. Плюс сейчас многие торговые центры вновь организуют места для курения», — отметил член общественного совета территориального органа Росздравнадзора правительства Москвы Юрий Капштык.

Война с переменным успехом

Итоги прошлого года подарили российскому рынка надежду: доля нелегального табака впервые за пять лет снизилась — по данным Nielsen, по сравнению с 2019-м она сократилась почти на 45% в третьем квартале 2020-го (с 15,6 до 7%).

Системные меры государства и бизнеса, направленные на борьбу с теневым рынком, сказались и на табачной промышленности. Так, объемы производства табачной продукции в стране выросли на 2,5%. При том что годом ранее, в 2019-м, индекс промпроизводства по этой категории провалился на 10 пунктов по сравнению с 2018 годом.

Помимо коронавируса и очевидных проблем с пересечением границ и разрывом налаженных нелегальных цепочек сбыта эксперты и участники рынка называли еще несколько причин.

Во-первых, полномасштабный запуск цифровой маркировки табачной продукции. С 1 июля 2020 года была запрещена продажа сигарет без цифрового кода, при этом годом ранее было запрещено производство и ввоз сигарет без маркировки. Теперь на каждой пачке есть информация о том, где и когда она была произведена и какой путь проделала от конвейера до прилавка.

Во-вторых, выход из тени некоторых игроков рынка, связанный с введением маркировки. По данным Роспотребнадзора, таких за прошлый год было как минимум 18, а это порядка 45% их общего числа на рынке.

В-третьих, усиление контроля и активности правоохранительных органов. По данным МВД, в 2020 году сотрудники органов внутренних дел выявили свыше 1700 преступлений, это почти на четверть больше, чем в 2019-м.

Но рост акцизов на сигареты с 1 января 2021 года усложнил ситуацию: активизировались контрабандисты. «Нелегальная торговля ни в одном сегменте, ни в одной группе не растет так, как растет в табаке. Это смертельная угроза для легального ритейла. Достаточно сделать стоимость табака ниже, и ты в выигрыше. Согласно подсчетам, только за прошлый год (2019-й. — “Эксперт”) ритейл потерял десять миллиардов рублей по всей стране. Пандемия ухудшила ситуацию. Легальные точки должны были соблюдать пандемийные меры, а нелегальным все равно, так как они уже за рамками правового поля», — отмечал еще в августе прошлого года президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.

И проблема даже не в том, что в России растет налоговая составляющая, дело в другом: она не растет в соседних странах ЕАЭС, делая контрабанду и нелегальную торговлю суперприбыльной.

Прерванный транзит

С 1 января ставка акциза на сигареты и папиросы в России увеличилась сразу на 20%. При средней цене пачки сигарет в Белоруссии 60 рублей средняя цена в России должна достигнуть 130140 рублей. Такой диспаритет при условии прозрачных границ и близости стран создает огромные преимущества для контрабанды.

«Пока мы не сделаем так, что нарушителю будет экономически невыгодно реализовывать товар, мы никуда не сдвинемся. <…> Надо ужесточить ответственность. Ввести наложение ареста, уничтожать продукцию, проводить конфискацию транспортных средств, на которых продукция перемещается, ввести уголовную ответственность. Если бы транспортное средство изымалось на границе, то контрабанду на нем снова нельзя было бы перевозить. А так они платят незначительные штрафы и снова перевозят продукцию на тех же машинах», — отметил на одном из тематических круглых столов начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Смоленской таможни Дмитрий Васюков.

Для пересечения границы контрабандисты используют разные схемы. Однако главных каналов поставки два. Первый — классический: мелкие закупщики провозили товар якобы для своих нужд и распространяли, как правило, в торговых точках приграничных регионов. При пересечении таможни предъявить им было нечего: партии были небольшие и никаких ограничений на человека при провозе не устанавливалось. Впрочем, с этой схемой, кажется, почти покончили, теперь возможен ввоз на территорию РФ для личного пользования не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака на человека (совершеннолетнего). Белоруссии это правило тоже касается. Осталось ввести штрафы — пока соответствующий законопроект только рассматривается.

Второй канал — так называемый прерванный транзит. Именно она обеспечила взрывной рост нелегальной продукции на российском рынке. Выглядит она примерно так: по документам фура с сигаретами идет в Узбекистан, однако до пункта назначения так и не добирается, растворившись где-то в России. Если фура идет за пределы Таможенного союза, то документы о прибытии в место назначения закрываются фиктивно.

«Например, когда наша продукция идет из Калининграда на материк через территорию Белоруссии, Белоруссия берет гарантийную плату в размере суммы налогов, которые были бы уплачены при реализации продукции в стране. То есть они себе в этом вопросе обеспечивают безопасность, а мы почему-то в ответ нет. Мы не берем с белорусского поставщика при транзите никакой платы, и в итоге товар успешно растворяется в стране», — отметил руководитель информагентства «Русский табак» Максим Королев.

Инициатива уже прорабатывается Минфином совместно с таможней, но только для тех товаров, которые поедут за пределы ЕАЭС.

Проблема прерванного транзита давно обсуждается между странами, но конкретного решения до сих пор нет. Но идея решения есть: помимо гарантийных платежей можно добавить контроля за грузами. В век высоких технологий это не так сложно — согласованные маршруты, пломбы, датчики. Впрочем, тема сложная и потребует серьезных затрат на техническое вооружение таможни.

Бороться с первопричиной

В целом одна из тем, которая больше всего сейчас интересует экспертов, — откуда соседние страны берут столько товара для нелегальной продажи: на Белоруссию приходится порядка 45% всех нелегальных сигарет в России.

В Белоруссии три официальных производителя: «Неман», «Табак-Инвест» и «Интер Тобакко». При этом в стране существуют лимиты на производство сигарет для реализации на внутреннем рынке, а частное лицо не может купить оптовую партию напрямую у фабрики. Впрочем, по словам экспертов, внутренние квоты сильно завышены: так, при потреблении примерно 15 млрд сигарет квота составляет порядка 30 млрд.

Сигареты под маркой «Корона», всплывающие в России чаще всего, производит минская компания «Табак-Инвест». Интересно, что в общем объеме контрабандной продукции, поступающей на российский рынок, бренд занимает сейчас целых 22%, что делает его лидером «антирейтинга». При этом на внутреннем белорусском рынке марка представлена весьма скромно, ее доля порядка 3,3%. Стоит отметить, что нелегальные потоки сигарет производства «Табак-Инвест» в Россию стабильно растут из года в год: по данным Kantar, в 2020 году доля этого производителя в общем объеме отечественного нелегального рынка составляла 13,9%, а в этом году почти вдвое выше — 21,8%.

В декабре 2020 года почти 900 тыс. пачек «Короны» изъяли сотрудники Тульской таможни — их обнаружили в ходе оперативно-розыскных мероприятий на складе в Туле в большегрузном автомобиле. Товар направлялся на экспорт транзитом через Россию, однако был разгружен в Тульской области для последующей реализации на внутреннем рынке. Рыночная стоимость изъятых сигарет превысила 40 млн рублей.

Проблему призвана решить гармонизация ставок акциза в странах ЕАЭС. К сожалению, ратификация соответствующего соглашения затягивается некоторыми странами и механизм сближения ставок акциза, предусмотренный в нем, пока буксует. Возможно, это дает белорусским властям основания откладывать начало повышения ставок опережающими темпами, чтобы плавно выйти на индикативную ставку к 2024 году.

«Еще один вариант решения проблемы — маркировка на всем пространстве ЕАЭС. Отмечу, что изначально в Евросоюзе цифровая маркировка и задумывалась как инструмент для трансграничного контроля. Чтобы можно было сразу определить, где конкретно была произведена партия, кому предназначалась поставка и так далее. Но процесс идет медленно: у нас она полностью внедрена, Казахстан и Киргизия постепенно включаются, в Белоруссии — тишина», — говорит Максим Королев.

При этом очевидно: когда у государства появляется политическая воля, решения о введении особых мер принимаются стремительно. Так произошло, в частности, с транзитными спецрежимами для провоза санкционной продукции. А поскольку производство нелегального табака для завоза в соседние страны ЕАЭС стало одной из серьезных статей дохода, во введении дополнительных процедур контроля никто, кроме России, пока не заинтересован.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ландшафт после американских выборов Ландшафт после американских выборов

Что может ждать США в новом политическом цикле

Эксперт
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
«Новгороду быть!» «Новгороду быть!»

Почему Нижний Новгород Нижний и Новый

Дилетант
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Авиадвижкам поддали тяги Авиадвижкам поддали тяги

На ПК «Салют» пущен в строй участок по производству деталей авиадвигателей

Эксперт
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Летающий крейсер — бородач Летающий крейсер — бородач

Бородач — птица в целом неопасная, но очень специфическая

Знание – сила
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Большой вояж Большой вояж

Сравнение Astondoa 377 Coupe и ее модификации с подвесными моторами

Y Magazine
Наиболее сохранившиеся животные ледникового периода Наиболее сохранившиеся животные ледникового периода

Эти доисторические животные дают возможность заглянуть в прошлое

ТехИнсайдер
Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Давайте разберемся, где правда, а где – вымысел, когда дело касается ЭКО

Добрые советы
Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях

Настоящие шекспировские страсти в теориях заговора вокруг литераторов

Правила жизни
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Открыть в приложении