«Московская кофейня на паяхъ» хочет потеснить иностранных производителей кофе

ЭкспертБизнес

Кофе, который растет

Увеличив производство сублимированного кофе в два с половиной раза, «Московская кофейня на паяхъ» рассчитывает потеснить иностранных производителей растворимого кофе на российском рынке

Вера Кузьмина

Потребление кофе в России обогнало потребление чая. Фото: Олег Сердечников

Известный российский производитель кофе «Московская кофейня на паяхъ» до конца года планирует завершить строительство своего второго завода, на котором будут производить сублимированный растворимый кофе: «Этот вид кофе сейчас в России основной по потреблению вне кофеен, он занимает 70 процентов рынка, и у нас порядка 70 процентов от всего объема производства приходится на него», — поясняет «Эксперту» Дмитрий Бабков, заместитель генерального директора компании «Московская кофейня на паяхъ». Помимо сублимированного кофе компания производит кофе в зернах, молотый, кофе молотый в растворимом, кофе «три в одном» и кофе в капсулах, а также сублимированный цикорий. Вся ее продукция выпускается под брендом «Московская кофейня на паяхъ».

По итогам 2019 года оборот «Кофейни» составил более 3,5 млрд рублей, доля компании в общем объеме продаж на розничном кофейном рынке составляет шесть–семь процентов. Открыв второй завод по производству сублимированного кофе, компания планирует увеличить свою рыночную долю еще на несколько процентов за счет конкуренции с более дорогим импортным сублимированным кофе.

Дмитрий Бабков, заместитель генерального директора компании «Московская кофейня на паяхъ». Фото: Олег Сердечников

На волне роста

В последние годы кофейный рынок стабильно рос (12% в прошлом году в натуральном выражении) за счет кофейного бума, возникшего после того, когда стало модно пить кофе в стаканчиках на ходу и начали активно расти точки с кофе навынос. Наша традиционно чайная страна стала смещаться по типу потребления в сторону кофе, и в конце прошлого года кофе впервые обогнал по объемам потребления чай: в 2019 году потребление напитков из кофе в России достигло 180 тыс. тонн, а потребление чая — 140 тыс. тонн. При этом рост потребления кофе происходил за счет жареного кофе в зернах, которые используют кофейни, а спрос на растворимый кофе в целом оставался стабильным. В прошлом году потребление жареного кофе составило 99,5 тыс. тонн, а растворимого — 80,5 тыс. тонн.

Несмотря на то что рынок растворимого кофе в целом не растет, «Московская кофейня на паяхъ» видит растущий спрос на свою продукцию: в последние годы производство в компании росло на 20–30% ежегодно. В итоге компания достигла предела своих производственных мощностей — 2500 тонн сублимированного кофе в год (объем потребления в России — 30 тыс. тонн). Такие объемы производства считаются небольшими среди других производителей сублимированного кофе. Компаний, которые производят его в России, всего три, и это крупнейшие мировые игроки — Nestle, Jacobs (каждая из них производит в десять раз больше кофе, чем «Московская кофейня на паяхъ») а с прошлого года в тройку лидеров попала и группа компаний «Орими», которая открыла в Ленинградской области свой завод по производству растворимого сублимированного кофе. Все эти предприятия — полного цикла производства, от сырья до готового продукта в упаковке.

На российском рынке также есть кофе и от небольших производителей с достаточно известными брендами, такими как Egoiste, который производят в Европе и поставляют затем в Россию. И есть огромное количество мелких производителей, который завозят готовый растворимый кофе, часто непонятного качества, в больших объемах и фасуют его уже внутри страны.

По данным Российской ассоциации производителей чая и кофе, российская кофеперерабатывающая промышленность обеспечивает на 70% производство жареного и молотого кофе, на 88% — расфасовку растворимого кофе и только на 53% — переработку кофе полного цикла.

Особая технология для кофе

Поначалу, в середине 1990-х, «Кофейня на паяхъ» специализировалась на производстве жареного кофе, а сублимированный кофе под своей торговой маркой импортировала из Европы. Увидев стабильный рост спроса на него несколько лет подряд, компания в начале 2000-х решила построить собственный завод полного цикла по производству сублимированного кофе. Завод был запущен в 2004 году. Это первый завод на территории постсоветского пространства и Восточной Европы по производству сублимированного кофе полного цикла. Новейшие технологии позволили добиться стопроцентного контроля над производственным процессом.

Развитие кофеен в стране привело к значительному росту потребления кофе в прошлом году

Однако компания хотела контролировать качество не только в процессе переработки зерен, но и на этапах их выращивания. Для этого в 2012 году она приобрела плантации в Колумбии и Доминикане. Правда, собственные плантации дают только 25% нужного объема сырья для производства. Остальные 75% сырья обеспечивают производителю множество сторонних поставщиков из Колумбии, Доминиканской Республики, Папуа — Новой Гвинеи и Перу. Поставляемое ими сырье также жестко контролируется. «Недобросовестные компании могут производить растворимый кофе из не очень качественных зерен, мы же производим наш сублимированный кофе из тех же высококачественных кофейных зерен, что используем для производства жареного кофе в зернах», — говорит г-н Бабков.

Так как спрос на сублимированный кофе как наиболее качественный до сих пор продолжает расти до сих пор, логичным решением в развитии компании стало строительство второго завода (в планах есть и увеличение площадей своих плантаций).

Сублимированный кофе является разновидностью растворимого кофе (в категорию растворимого кофе также входит порошковый и гранулированный) и производится по технологии сухой заморозки (Freeze Dried), при которой влага из зерен после обжарки и заваривания удаляется путем замораживания. Порошковый и гранулированный кофе производятся по технологии Spray Dry — лишняя вода удаляется путем сушки кофе в потоке горячего воздуха, что лишает продукт яркого кофейного аромата. «Freeze Dried — самая современная технология, которая позволяет сохранить вкусо-ароматические свойства продукта. Эта технология дороже, но продукт получается более качественный, и у него выше маржа», — говорит Рамаз Чантурия, глава ассоциации «Росчайкофе».

Новый завод будет располагаться на территории существующего — в поселке Тучково Московской области. Большая часть инвестиций пойдет на закупку автоматизированного оборудования в Германии и Дании. С точки зрения производственного процесса делать сублимированный кофе сложнее. Сначала зерна поступают в обжарочный аппарат, после этого жареный кофе поступает на мельницу, дальше проходит через экстракционную колонну, где кофе заваривается, как в чашке, кипятком. Затем из него удаляется молотый жмых, а оставшийся экстракт отправляется на сгущение в концентратор, который испаряет лишнюю воду. После этого кофе охлаждается, становится густым ликером, он попадает в морозильные камеры и уже замороженный разбивается на гранулы и направляется в сублимационную камеру. Это самый важный этап производства — здесь кофе несколько часов высушивается: за счет снижения давления и температуры кипения лед переходит в пар, минуя жидкую фазу, благодаря этому гранулы не теряют форму. «Сублимированный кофе делается по самой передовой технологии, когда экстракт из зерен после помола и заваривания не распыляют при температуре 180–200 градусов, как делают для создания порошкообразного и гранулированного кофе, чтобы выпарить воду, а наоборот, экстракт охлаждают, замораживают и высушивают при низкой температуре в вакууме. Благодаря отсутствию экстремального нагрева такой кофе получается значительно вкуснее и ароматнее», — говорит г-н Бабков. При этом в процессе производства используется всего два сырья — кофе и очищенная вода.

В планах — дальнее зарубежье

Инвестиции в новое производство составят порядка пяти миллиардов рублей, большая часть которых — заемные средства. Компания рассчитывает вернуть вложения через десять лет.

При существующих объемах производства проблем со сбытом у «Кофейни» нет. За все время своего существования компания развивала продажи только через один канал — розничные федеральные и региональные продуктовые сети по всей стране и за ее пределами (продукция компании продается в нескольких странах СНГ — Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии).

Она представлена во всех известных сетях — «Перекресток», «Пятерочка», «Дикси» и «Магнит». В продажах на федеральные сети у компании приходится 50%, еще 25% продукции компания продает в региональных сетях и оставшиеся 25% — в несетевых магазинах.

С увеличением объемов производства в два с половиной раза конкуренция с другими игроками возрастет. Такие производители, как Nestle и Jacobs, в основном ориентированы на производство массового продукта. «Московская кофейня на паяхъ» утверждает, что производит более качественный продукт, чем эти известные компании, себестоимость производства ее продукта может быть в два раза выше, чем у других производителей, прежде всего за счет использования качественного сырья, поэтому и розничная цена на получаемый кофе выше на 15–20%.

Скорее, конкурентами компании будут импортный сублимированный кофе таких брендов, как Egoiste и Bushido. Продукт у этих компаний по цене значительно выше (на 50–80%), чем у «Московской кофейни на паяхъ», при том что качество аналогичное. Поэтому «Кофейня» ориентирована на то, что ее конкурентное преимущество перед ними будет в более низкой цене.

Учитывая, что продукция компании уже представлена во всех продуктовых сетях, «Кофейня на паяхъ» рассматривает возможность выхода в новые каналы продаж (Horeca), а также на новые рынки, где продукция компании еще не представлена, однако есть на нее спрос, — но только после ввода новых мощностей: «Нам поступают запросы на поставки продукции, в том числе из стран дальнего зарубежья, однако на сегодняшний день наши мощности полностью загружены, что не позволяет нам удовлетворить эти запросы до запуска нового завода», — говорит Дмитрий Бабков.

Что касается кофеен, то пока в этот сегмент компания выходить не планирует. «Нам не очень интересно поставлять кофе в кофейни, потому что, как правило, речь идет о небольших для нас объемах поставок, но, чтобы их осуществлять, необходимы большие затраты», — объясняет Дмитрий Бабков. Правда, у «Московской кофейни на паяхъ» есть и две собственные кофейни, но они играют скорее имиджевую роль, и их дальнейшего развития в планах компании пока нет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За вас подумает Тагил За вас подумает Тагил

iRidium Mobile развивает перспективную платформу автоматизации умных домов

Эксперт
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Кризис, предопределенный жадностью и близорукостью Кризис, предопределенный жадностью и близорукостью

Адам Туз — о причинах и последствиях кризиса 2008 года для мира в целом

Эксперт
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Индивидуальная мобилизация Индивидуальная мобилизация

Рынок электросамокатов быстро растет и срочно требует норм регулирования

Эксперт
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Из тьмы веков, из топи блат Из тьмы веков, из топи блат

Кто жил на землях, на которых в XIII веке возникла литовская держава?

Дилетант
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Когда стройка ждет железобетон Когда стройка ждет железобетон

Как Кемеровский ДСК втрое увеличил производство

Эксперт
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
«Мы всех обошли» «Мы всех обошли»

Глава ОСК — о перспективных технологиях в судостроении

Эксперт
Второе дыхание крипты Второе дыхание крипты

Почему криптоиндустрия возлагает надежды на Дональда Трампа

Ведомости
Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады

Что такое тинт, как его правильно выбрать, наносить, а также смыть

РБК
Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять

Травля: что раскручивает маховик агрессии и как его затормозить?

Psychologies
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни

Почему резкое исчезновение партнера может стать испытанием для психики?

Psychologies
Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков

Чем опасен непрерывный мониторинг здоровья и продуктивности?

Forbes
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему выставка «Алексей Моргунов. Среди первых» не только о конкретном авторе

Наука и жизнь
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Йога для двоих Йога для двоих

Йога для двоих – идеальный способ провести время вместе

Лиза
«Порочная королева»: как мораль XVI века приводила женщин на казнь за измену мужу «Порочная королева»: как мораль XVI века приводила женщин на казнь за измену мужу

Отрывок из романа «Порочная королева» о жене Генриха XVIII, Кэтрин Говард

Forbes
Колбаса и хлеб на ветках: топ необычных деревьев с самыми странными плодами Колбаса и хлеб на ветках: топ необычных деревьев с самыми странными плодами

Могут ли на деревьях расти огурцы?

ТехИнсайдер
Как понять, что у человека высокий интеллект Как понять, что у человека высокий интеллект

Высокий интеллект: что скрывается за этим термином?

Inc.
Как социальные контакты могут сохранить здоровье вас и вашего мозга Как социальные контакты могут сохранить здоровье вас и вашего мозга

Почему быть социально активным — важный фактор здоровой жизни

ТехИнсайдер
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит

Нина Чусова о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны

Караван историй
«Мы совершили инженерный подвиг» «Мы совершили инженерный подвиг»

Генеральный директор Группы ПТК — о создании путевых машин в России

Монокль
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Ученые назвали главные факторы того, почему вы чувствуете себя уставшим Ученые назвали главные факторы того, почему вы чувствуете себя уставшим

Почему взрослые люди чувствуют себя постоянно уставшими?

ТехИнсайдер
Контролируя неравновесность Контролируя неравновесность

Программа для анализа CO₂ поможет в космосе и на Земле

Санкт-Петербургский университет
Открыть в приложении