Директор АО «Башкирская содовая компания» — о развитии и ставке на науку

ЭкспертРепортаж

«Ключевая задача сегодня — консолидация на всех направлениях»

Эдуард Давыдов, генеральный директор АО «Башкирская содовая компания», рассказывает, как живет компания в условиях санкционного давления, о дальнейшем развитии и о ставке на науку

Ксения Клепча

Основная задача Башкирской содовой компании (БСК) — перестройка всех логистических маршрутов экспорта продукции, после того как европейский рынок оказался для компании закрыт: такую цель ставит глава БСК Эдуард Давыдов. «Эксперт» поговорил с ним о том, как компания живет в условиях санкционного давления и как намерена развиваться в дальнейшем.

— С какими трудностями столкнулась компания за последнее время?

— Три главных вызова — это сырье и комплектующие, логистика и рынки. Первые два удара мы ощутили на себе практически сразу. Крупнейшие морские перевозчики ушли из России, и наши товары зависли на складах. Одновременно «надежные партнеры» в один миг прекратили уже предоплаченные поставки катализаторов и реагентов. Потом еще целый ряд позиций европейцы запретили поставлять нам в рамках шестого пакета санкций. А восьмой пакет закрывает с 1 января 2023 года весь европейский рынок сбыта для нас. А ведь до сих пор самым большим иностранным потребителем нашей пищевой соды был Евросоюз.

— Что будете делать?

— Почему «будете»?! Мы в ежедневном режиме работаем по каждому из этих вызовов. К маю практически решили вопросы логистики, проработали новые транспортные маршруты, к середине года стало примерно понятно, чем заменить западные поставки: что будем делать сами, что закупим у российских коллег, что найдем на Востоке.

— Многие предприятия жалуются, что из-за санкций они не могут привезти современное оборудование, провести трансфер технологий. Как у вас?

— Мы тут не исключение. Европейские лицензиары, например, отказались от переговоров с нами о продаже лицензий на мембранный электролиз. Это наилучшая доступная технология в хлорном производстве. Пока мы используем потенциально более опасные ртутный и диафрагменный. Однако по Минаматской конвенции Россия взяла на себя обязательства к 2030 году отказаться от ртути в промышленности. И мы уверены, что все так и будет. Или будем разрабатывать собственные технологии — это, кстати, тоже неплохо. Или переориентируемся на дружественные страны. Переговоры о лицензии тот же на мембранный электролиз мы сегодня ведем с китайской компанией.

— А как решаются проблемы с запчастями и прочими расходными материалами, которые вы раньше импортировали?

— Нам, наверное, повезло больше, чем многим другим компаниям, потому что у нас в структуре предприятия давно существует своя ремонтно-монтажная группа, которая проводит весь объем плановых ремонтных работ. А это большие объемы, поскольку зачастую химические реакции происходят в агрессивных средах. По основным позициям мы решаем вопросы. Некоторые элементы и детали нашли у российских производителей, причем отличного качества.

— Как в свете всех этих сложностей вы оцениваете производственные итоги года в БСК?

— Понятно, что никаких рекордов, как в прошлом году, не будет. Только из-за отказа в поставке инициатора полимеризации наше производство ПВХ потеряло более 20 процентов объемов. С другой стороны, удалось сохранить все производства, трудовой коллектив. Никаких колоссальных снижений объемов производства нет. В целом можно сказать, что план мы выполнили. Двигаемся вперед, и вполне уверенно.

В России, мне кажется, есть четкое понимание, что все кризисы рано или поздно заканчиваются. Другое дело, что сегодня очень высок уровень неопределенности. К этому надо привыкнуть, научиться с этим жить, а также оперативно приспосабливаться к меняющимся условиям ведения бизнеса. Собственно, это как раз то, чем весь российский бизнес достаточно успешно занимался почти весь этот год. Не зря же премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что «пессимисты ошиблись» и спад нашей экономики окажется по итогам года даже ниже трех процентов.

Объединяя усилия

— Буквально пару недель назад вас выбрали председателем Совета директоров предприятий Стерлитамака. Зачем понадобилось реанимировать этот орган?

— Я вообще считаю, что ключевая задача сегодня — консолидация на всех направлениях. Такую задачу диктует новая реальность. Президент Владимир Путин обозначил перед всеми нами приоритет — благосостояние россиян. В связи с этим объем задач на всех уровнях власти увеличивается, а возможности бюджетов небезграничны. Значит, необходимо мобилизовать субъекты бизнеса.

Социальная ответственность для нас не пустые слова. Конечно, прежде всего в зоне внимания работники нашего предприятия, их семьи, наши уважаемые ветераны. Однако все последние годы наша социальная политика была гораздо шире. Башкирская содовая компания ежегодно оказывает масштабную благотворительную помощь республике, помогает в реализации проектов в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. Только в этом году на эти цели компания выделила более 1,3 миллиарда рублей.

И это логично. Успешное развитие БСК возможно только в том случае, если будет развиваться республика, будет расти Стерлитамак, если людям будет удобно и комфортно здесь жить, учиться, работать. Сегодня задача — вместе определить приоритетные направления и объединить финансовые усилия с другими предприятиями.

— Уже есть какие-то конкретные идеи?

— Самым первым делом нашего Совета стало решение организовать городской центр поддержки семьям мобилизованных, добровольцев и военнослужащих — участников СВО. Мы, безусловно, должны облегчить жизнь семьям участников военной операции. А это ведь не только финансовые вопросы, но и юридическая помощь, и психологическая. Вторая задача, которой также будет заниматься центр, — сбор помощи для наших бойцов. Третье — об этом надо думать уже сегодня — помощь тем, кто будет возвращаться с фронта. Есть и другие идеи. Еще раз повторю: время требует от нас объединения усилий.

— С объединением на уровне города понятно. А что вы имели в виду, говоря об объединении «по всем направлениям»?

— Я убежден, что эффективным решением многих бизнес-проблем может и должно стать внедрение кластерного принципа в химической промышленности. Собранные на относительно небольшой территории предприятия создают целые цепочки взаимосвязанных производств. С одной стороны, это удешевляет логистику и обмен технологиями, позволяет быстрее замещать выпавшую из-за санкций номенклатуру продукции. С другой — не препятствует здоровой конкуренции. В химической отрасли именно в рамках кластеров удобнее всего развивать малотоннажную химию, выстраивать линии с гибкими технологиями производства, на которых можно получать десять–пятнадцать продуктов. В общем, как сейчас модно говорить, синергетический эффект.

— Мы вообще двигаемся в эту сторону? На уровне властей есть одобрение такого подхода?

— Руководство Республики Башкортостан, представители Минпромторга четко говорят, что ставка делается на развитие промышленных кластеров. Но главное, как мне кажется, в данном случае — инициатива «снизу». Мы, например, уже создали содовый кластер, в который входят Башкирская содовая компания, Березниковский и Крымский содовые заводы. Другим очень важным проектом в этой сфере должен стать хлортитановый кластер. Дело в том, что именно хлор — основа для импортозамещения огромного спектра химической продукции. Потребителями здесь являются химпром и машиностроение, нефтедобывающая и электронная промышленность, металлургия и фармацевтика. Опыт и компетенции, накопленные БСК за десятилетия успешной работы, позволяют рассматривать нас как базу для импортозамещения в этой сфере. В этот кластер помимо нашей площадки «Каустик» входит предприятие «Крымский титан», которому БСК помогла восстановить производство. Поэтому — да, мы на пути к кластеризации.

С прицелом на будущее

— Какие вы видите резервы роста и для компании, и для отрасли в целом?

— Химический комплекс — это очень капиталоемкая сфера. Причем у нас достаточно длинный инвестиционный цикл. Мы многократно проверяли это. Даже не очень крупный проект — это минимум пять-шесть лет строительства, а потом еще лет десять работы, чтобы окупить затраты. Поэтому рецепт преодоления санкционного давления включает два обязательных ингредиента. Первое — дать предприятиям доступ к долгосрочному финансированию (на десять–пятнадцать лет) под приемлемый процент. И второе — вкладываться в науку, развивать собственные технологии, чтобы мы не зависели от иностранных технологий.

— Надежда есть?

— Знаете, в начале декабря я выступал на Конгрессе молодых ученых в «Сириусе». Говорил как раз о том, какой рывок мы можем сделать за счет тесной кооперации предприятий химической промышленности с большой наукой. О том, что нужно возрождать модель, которая показала свою надежность в советское время. И я видел горящие глаза молодых ученых, видел, что они с полуслова понимают, о чем я говорю. Видел желание внести свой вклад в это большое и благородное дело. И это, безусловно, рождает уверенность, что мы на правильном пути.

Фото: Предоставлено БСК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Светлое будущее с сердцем свиньи Светлое будущее с сердцем свиньи

Главные тренды науки в 2022 году

Эксперт
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
«Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти «Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти

Почему сериал корейского режиссера Хван Дон Хека так популярен

Эксперт
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Вот это поворот Вот это поворот

Ищем (и находим) новую профессию в любом возрасте

VOICE
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Дело жизни Дело жизни

Известные шеф-повара об их истоках и пути в профессии

Grazia
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Порно и предубеждение Порно и предубеждение

«Соперники»: чисто английские 1980-е

Weekend
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы

Очистить гору орехов можно в домашних условиях и без особых усилий

ТехИнсайдер
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
Энергетика: маневры за перекрестком Энергетика: маневры за перекрестком

Масштабы перекрестного субсидирования в энергетике сильно преувеличены

Монокль
Алмаз из пробирки Алмаз из пробирки

Российские ювелиры — о лабораторно выращенных бриллиантах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
Славянская гимнастика Славянская гимнастика

Упражнения для гармонии тела и духа, которые стоит попробовать

Лиза
Бьюти-словарик Бьюти-словарик

Сплэш, мист, тонер, эссенция – как не запутаться в названиях уходовых средств?

Лиза
От Винни-Пуха до биткоина От Винни-Пуха до биткоина

9 вещей, которые запрещены в Китае

Лиза
Жизнь Ли Жизнь Ли

Кейт Уинслет о своем новом фильме «Ли» и истории Ли Миллер

Grazia
Тайный путь Тайный путь

Ювелирный эксперт Елена Веселая рассказала RR о своих ювелирных путешествиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Водитель для зомби Водитель для зомби

«Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор

Weekend
Открыть в приложении