Искусство переговоров
Московский Политех в ходе форума «Армия-2021» представил прототип беспилотного электромобиля. Четырехместная машина предназначена для перевозки пассажиров в парковых зонах, а также для демонстрации амбиций и возможностей его создателей
Прототип, пожалуй, первая работа Политеха, которая имеет приемлемый внешний вид. Прежние экспериментальные машины и мотоциклы были явно не предназначены для посторонних глаз и внешне больше напоминали лабораторные стенды, а если говорить прямо, были неказистыми, а то и просто страшненькими.
Эта же выглядит весьма достойно: компактная коробочка в любимом дизайн-экспериментаторами (от Бэнгла до Тербланша) стиле «наивный конструктивизм». Похоже, будущих дизайнеров в Политехе (точнее, в МАМИ, вошедшем в Политех) учат не только делать «как все», но и следить за модой. Особо умиляют щитки колесных арок, напоминающие аттракционы на детских игровых площадках: по замыслу дизайнеров, деформируемые ниши должны оберегать ноги зазевавшихся пешеходов. Ведь машинка предназначена для эксплуатации в пешеходных зонах. В качестве как транспортной, так и экскурсионной.
Машина тихоходная, скорость ограничена 20 км/ч (на выставке же «Армия-2021» гостей катали на вдвое меньшей). Да и неспособен двухкиловаттный (пиковая мощность — 4 кВт) китайский моторчик на большее (хотя, по словам декана транспортного факультета Политеха Пабло Итурралде, на испытаниях разгоняли и до сорока). Зато батарея емкостью 12 кВт·ч обеспечивает довольно-таки длительный пробег — если не 140 обещанных политеховцами километров, то сотню точно.
Из прочих мер безопасности отметим низкий (48 В) вольтаж электропривода, позволяющий механикам обслуживать систему без сертификата электрика, и сминаемые зоны спереди и сзади машины, минимизирующие травмы пешеходов в случае парково-транспортного происшествия.
А чтобы господа пассажиры не нанесли повреждений машине (и не испачкали ее в результате распития горячительного на борту — подвеска здесь мягкая, не как в гольф-карах, может и укачать), за ними присмотрит оператор через систему машинного зрения. Вообще-то ее основное назначение — отслеживать заполняемость салона, но мало ли что?
Автомобильный факультет московского Политеха (экс-МАМИ) дал миру немало конструкторов и автодизайнеров. Но своих собственных концепткаров они не строили лет двадцать
А вот от «Большого брата» в виде GPS- или ГЛОНАСС-позиционирования политеховцы отказались. И от лидаров тоже. «Глаза» машины — ультразвуковые датчики и 4D-радар, предоставленный компанией «Когнитивные технологии». В отличие от обычных радаров 4D-радар способен определять не только координаты и скорость окружающих объектов, но и их форму и тип. Система со своими плюсами и минусами, но решающую роль, видимо, сыграла «всепогодность» системы, ее относительно низкая в сравнении с прочими системами стоимость — и возможность «отвязаться» от спутников.
Напомним, что руководитель группы компаний «Когнитивные технологии», Ольга Ускова активно рассказывала в соцсетях о начале сотрудничества с Политехом вскоре после продажи доли в подразделении Cognitive Pilot Сбербанку. Сам Cognitive Pilot сосредоточился на беспилотности для сельхозтехники и железнодорожного транспорта, отдав нишу автомобильной беспилотности «Сберавтотеху» — и наладил производство 4D-радаров, своего главного изобретения, в Томске.
В прототипе сторонние только комплектующие. Система управления — собственной разработки: в Политехе своя команда разработчиков «беспилота», как и конструкторов электротранспорта. Собственно, машина и предназначена быть демонстратором их возможностей (не иначе по примеру «Сберавтотеха», на майском ПМЭФ показавшего свой шестиместный «Флип») — катая випов по выставке или парку, куда сподручнее убедить в своих возможностях как разработчика, нежели листая слайды в переговорной.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl