Российские судостроители нацелились на крупносерийное производство судов

ЭкспертБизнес

Сухогрузы ставят на конвейер

Российские судостроители нацелились на крупносерийное производство судов проекта RSD59 класса «река—море»

Сергей Куликов

К 2022 году количество сухогрузов проекта RSD59 нижегородского производства будет доведено до 40 единиц. Михаил Солунин/ТАСС

Потребность России в сухогрузах класса «река — море» на ближайшие десять лет оценивается примерно в 270 штук. По оценке Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая выступает заказчиком в том числе и этих судов, российские судостроительные предприятия в состоянии закрыть эту потребность.

По заказу ГТЛК на нижегородском заводе «Красное Сормово» заложили первое судно из крупной серии транспортников проекта RSD59 — весной предприятие выиграло соответствующий конкурс на поставку лизинговой компании 11 этих судов. Общая сумма контракта — 12,87 млрд рублей. Срок его выполнения — 2022 год.

Начало его реализации позволит загрузить мощности на ближайшее время, отмечают на предприятии, входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). С одной стороны, 11 судов — серия крупная, с другой — сормовцы настолько преуспели в оптимизации и повышении производительности труда, что резко сократили сроки строительства.

Сами себе оптимизаторы

С 2017 года сормовская верфь построила уже 29 судов проекта RSD59, это рекорд для российских предприятий.

Суда этого проекта, обладающие хорошей маневренностью и большой вместимостью трюма, предназначены для плавания в прибрежных и внутренних водах России. Они служат для перевозки генеральных (штучных и упакованных) и навалочных грузов, пиломатериалов, круглого леса, металла и металлолома и т. д.

Спрос на них есть: в ГТЛК заявили, что у компании «есть понимание по возможным лизингополучателям судов этой серии, но называть их считаем преждевременным».

Аналогичные сухогрузы строятся и на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (тоже входит в ОСК), однако с нижегородцами по объемам им не сравниться. Возможно, связано это с тем, что на нижегородском предприятии сумели серьезно оптимизировать производство. «Благодаря внедрению производственной системы, отличной организации труда нижегородцы смогли сократить срок нахождения судна на стапеле, что позволило им нарастить выпуск сухогрузов и существенно снизить их себестоимость, сохранив при этом отличное качество и не затягивая сроки», — заявил на церемонии закладки первого судна генеральный директор ОСК Алексей Рахманов.

На предприятии с 2018 года выстраивается производственная система, основанная на принципах бережливого производства. Программа повышения производительности труда рассчитана до 2025 года. В ходе ее реализации удалось сократить срок изготовления днищевой секции судна почти в два раза. Кроме того, оптимизации подверглись склад стали, корпусообрабатывающий и сборочно-сварочный участок.

Гендиректор «Красного Сормова» Михаил Першин заявляет, что его предприятие сегодня может строить одновременно десять судов, а срок строительства одного сухогруза снижен с девяти до шести месяцев.

Это позволило предприятию побороться и за другие заказы, за выполнение которые оно ранее не бралось: «Красное Сормово» выиграло тендер на строительство серии из пяти судов-краболовов проекта КСП01.

«Конечно, судно-краболов имеет определенную специфику — все-таки это не сухогруз или танкер, к строительству которых мы привычны, — отметил заместитель гендиректора по производству Олег Тюкаев. — Оно более технологично, к тому же здесь будет размещаться полноценная фабрика, которая позволяет отгружать на берег готовую продукцию — крабы». Тем не менее строительство идет по графику первый краболов готов уже на 30%, второй от него немного отстает, третий находится на стадии заготовки металла, а всю пятерку серии планируется сдать заказчику — Северо-Западному рыбопромышленному консорциуму (СЗРК) — в 2025 году.

«Красное Сормово» активно осваивает новую для себя продукцию — краболовы

Кто на новенького

В ГТЛК полагают, что спрос в этом сегменте промышленности сохранится на ближайшие годы, а то и десятилетия. Как отметили в компании, возраст почти 60% судов сухогрузного флота России преимущественно составляет от 27 до 47 лет, а средний достигает 40 лет. Кроме того, в среднем нормативный срок эксплуатации превышен более чем у 80% эксплуатируемых в настоящее время сухогрузов. Ежегодно из эксплуатации выводится около 90 сухогрузов, и, по прогнозам аналитиков, до 2025 года объем выбытия составит до 100 судов в год, а с 2026 года возрастет до 110–130 единиц.

«Текущий объем заказов позволяет перекрыть базовую потребность в новых судах на ближайшие два года, — пояснили “Эксперту” в ГТЛК. — Партнерами ГТЛК является широкий пул российских верфей, которые строят по нашему заказу суда, — это “Красное Сормово”, “Окская судоверфь”, Невский ССЗ, “Нефтефлот” и другие». Качество исполнения, цена и сроки, которые предлагают отечественные производители, ГТЛК в целом устраивают. За исключением одного «но»: «Иногда на производителей сильное воздействие оказывают внешние факторы, которые приводят к задержкам в строительстве». Проще говоря, наши производители по-прежнему серьезно зависят от зарубежных поставщиков, которые в любой момент могут отказать в поставке необходимых комплектующих, ссылаясь на санкции и запрет на поставку продукции двойного назначения.

Тем не менее на строящиеся суда, в том числе те, которые сходят со стапелей «Красного Сормова», ставятся иностранные двигательные установки.

В беседе с «Экспертом» Михаил Першин посетовал, что зачастую ему как изготовителю приходится выполнять пожелания заказчика.

«Взять тот же судно-краболов, на котором процент российского оборудования будет очень низким, — пояснил руководитель завода. — Дело в том, что первое судно этого типа наш заказчик построил в Турции с использованием западного оборудования, и поэтому суда этой серии он желает получить именно с этой “начинкой”».

Отметим, что ситуация с «турецким» краболовом оказалась довольно неприятной. Немецкий поставщик отказался поставлять двигатели MAN из-за санкций, в итоге пришлось в спешном порядке менять их на финские Wärtsilä.

Таким образом, на остальные суда этой серии будут поставлены именно финские дизели.

При этом вряд ли этот факт стоит объяснять недоверием именно к российской технике. «В данном конкретном случае заказчик прямо объясняет, что единообразное оборудование ему необходимо для повышения уровня ремонтопригодности своих судов», — отметил Першин.

Тем не менее на гражданские суда, сходящие с сормовских стапелей, ставятся преимущественно иностранные двигатели. «Это, прежде всего, агрегаты компании Wärtsilä (Финляндия), Scania, Volvo (Швеция), Yanmar (Япония) и другие», — пояснил Михаил Першин. При этом его завод всегда открыт для конкуренции и различных тендеров, в ходе которых отечественные производители могли бы при желании предоставить аналогичное по качеству и ценам оборудование. «Более того, у нас в приоритете приобретение отечественного оборудования, — отмечает Першин. — Но, к сожалению, пока на российском рынке требуемого оборудования, прежде всего главных двигателей, нет».

По его словам, к 2025 году на предприятии планируется достичь уровня в 50% отечественного оборудования на гражданских судах. И даже есть соответствующая программа — лишь бы заказы на эти суда были стабильны.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Те, кто делает коммодитиз, просто туда не идут» «Те, кто делает коммодитиз, просто туда не идут»

Интервью с Сергеем Чикаловым, заместителем генерального директора ТМК

Эксперт
7 взрывоопасных фактов об истребителе Ме-163 «Комета» 7 взрывоопасных фактов об истребителе Ме-163 «Комета»

Перепутать этого пухляша с любым другим самолетом решительно невозможно

Maxim
Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
Сладкий убийца: как сахар разрушает нас Сладкий убийца: как сахар разрушает нас

Откуда появилась наша страсть к сахару?

Вокруг света
Роботы отправляются в мусор Роботы отправляются в мусор

Применение ИИ позволяет в разы уменьшить стоимость сортировки отходов

Эксперт
Мона Visa: зачем международная платежная система купила NFT-токен за $150 000 Мона Visa: зачем международная платежная система купила NFT-токен за $150 000

Зачем Visa вышла в метавселенную?

Forbes
Сэмюэл Л. Джексон в сериале «Последние дни Птолемея Грея»: вспомнить всё Сэмюэл Л. Джексон в сериале «Последние дни Птолемея Грея»: вспомнить всё

Почему сериал о болезни Альцгеймера больше чем детектив и семейная история

Эксперт
Хирурги против: какие операции просят пациенты и почему профи им отказывают Хирурги против: какие операции просят пациенты и почему профи им отказывают

Операции, которые хороший хирург точно откажется делать

Cosmopolitan
Кому нужен карельский язык Кому нужен карельский язык

Языки малых народов, живущих в России, находятся под угрозой исчезновения

Эксперт
Знаки зодиака, которые не умеют признаваться в любви, - кто они? Знаки зодиака, которые не умеют признаваться в любви, - кто они?

Знаки, которые скорее язык себе откусят, чем признаются в любви?

Cosmopolitan
История одной фотографии: один, который не зиговал История одной фотографии: один, который не зиговал

Один в толпе воин! Он сражался за любовь

Maxim
Канарские палеопочвы «записали» пылевые бури Сахары и Сахеля Канарские палеопочвы «записали» пылевые бури Сахары и Сахеля

Бури бушуют в регионе Сахары и Сахеля уже больше 400 тысяч лет

N+1
«Мои дети — лучшие в классе» «Мои дети — лучшие в классе»

Оксана Акиньшина о воспитании собственных детей и работе над собой

OK!
Кто есть хтонь Кто есть хтонь

Алексей Сальников, автор первоисточкиа фильма Серебренникова «Петровы в гриппе»

Glamour
13 замечательных киноляпов 13 замечательных киноляпов

Перлы, фактические ошибки и сюжетные дыры в культовых фильмах

Maxim
По прозвищу Леший: как погиб мужчина, сбежавший в лес, чтобы не платить алименты По прозвищу Леший: как погиб мужчина, сбежавший в лес, чтобы не платить алименты

Принципиальность обошлась дорого: заплатить за нее пришлось собственной жизнью

Cosmopolitan
Сплошное надувательство Сплошное надувательство

Лучший шеф-повар России Владимир Мухин выводит чебуреки в свет

Tatler
Разорительные катастрофы и проблема климата: почему в России вырос спрос на экологов Разорительные катастрофы и проблема климата: почему в России вырос спрос на экологов

В каких отраслях может вырасти спрос на специалистов по охране труда?

Forbes
Если вы так делаете, то вам скоро пришлют пачку штрафов. Разбор ситуаций Если вы так делаете, то вам скоро пришлют пачку штрафов. Разбор ситуаций

Разбираемся, за что точно прилетят «письма счастья» и как их избежать

РБК
Сооснователь «Кооператива Черный» — о кофейной культуре и снобизме Сооснователь «Кооператива Черный» — о кофейной культуре и снобизме

Владелец кофейни «Кооператив Черный» Артем Темиров о кофейной культуре

РБК
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Таежный роман: стоит ли отправиться в путешествие в Красноярск Таежный роман: стоит ли отправиться в путешествие в Красноярск

В последние годы Красноярск становится новым туристическим центром Сибири

Forbes
Просьба выйти из вагона: 6 транспортных проектов, которые так и не изменили мир Просьба выйти из вагона: 6 транспортных проектов, которые так и не изменили мир

Шесть проектов поездов, которым не суждено было воплотиться в жизнь

Вокруг света
Как животные и растения переживают зиму. Отрывок из бестселлера The New York Times Как животные и растения переживают зиму. Отрывок из бестселлера The New York Times

Зима. Секреты выживания растений и животных в самое суровое время года

СНОБ
Следствие вели: громкие происшествия с участием животных-людоедов Следствие вели: громкие происшествия с участием животных-людоедов

Человек чувствует себя хозяином на Земле, пока не встретится с хищником

Вокруг света
Любовь Рыжкова. Держать за руку: история больничной няни Любовь Рыжкова. Держать за руку: история больничной няни

Любовь Рыжкова работает няней, чтобы детям-сиротам было чуть менее страшно

Домашний Очаг
Цели и личности. Как избавиться от ошибок прошлого и изменить свое будущее Цели и личности. Как избавиться от ошибок прошлого и изменить свое будущее

Отрывок из книги «Гибкая личность» Бенджамина Харди

Inc.
Смертельный треугольник: где нельзя давить прыщи никому и никогда Смертельный треугольник: где нельзя давить прыщи никому и никогда

Давить прыщи плохо. Это мы знаем, но всё равно продолжаем делать это

Cosmopolitan
Не только Болливуд: потрясающие индийские драмы Не только Болливуд: потрясающие индийские драмы

Наши любимые индийские фильмы последних лет

Cosmopolitan
Как Коко Шанель заимствовала элементы мужского гардероба и как мужчины сейчас используют наследие Chanel Как Коко Шанель заимствовала элементы мужского гардероба и как мужчины сейчас используют наследие Chanel

Мужчины переосмысливают наследие Chanel по-своему

Esquire
Открыть в приложении