Первые прогнозы о скором банкротстве Tesla

ЭкспертБизнес

Илон Маск продолжает шутить

Tesla c трудом достигла цели по выпуску электромобиля Model 3. Компания выпускает в десятки раз меньше автомобилей, чем Ford, при этом стоит в два раза больше и накапливает долги

Заур Мамедьяров

Первые прогнозы о скором банкротстве Tesla стали появляться еще прошлым летом, а весной этого года в Bloomberg посчитали, что компания теряет 6500 долларов в минуту и уже в августе может стать неплатежеспособной. По итогам 2017 года долг Tesla превысил 9,4 млрд долларов при вдвое меньшем свободном денежном потоке. Однако в компании упорно пытаются нарастить производство и найти новые источники финансирования. Анализ показывает, что не все однозначно и Tesla сохраняет шансы на выживание.

Поставка автомобилей Tesla во втором квартале 2018 года резко выросли

Еще в начале года «Эксперт» писал (см. «Хватит ли у Tesla заряда?», № 4), что 2018 год станет решающим для Tesla. Ей либо придется уйти с рынка, либо произойдет чудо и Илон Маск сможет выйти на высокие объемы производства и привлечь еще один раунд инвестиций. По итогам второго квартала 2018-го Tesla показала убыток 717 млн долларов — почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года, однако свежие данные по объему производства обнадеживают.

Tesla продает три модели автомобилей: X, S и Model 3. В июле Маск, давая интервью Bloomberg, признал, что ключевой момент в выживании компании — успех в производстве Model 3. «Нам придется много работать и дальше, быть бдительными и не расслабляться, потому что автомобильной компании в принципе выжить очень трудно. Но такого же напряжения, как сейчас, когда нужно достичь целевого уровня производства Model 3, уже не будет», — сказал Илон Маск. В отчете компании за второй квартал утверждается, что именно третий квартал 2018-го станет решающим.

Оценим финансовые перспективы Tesla. Всего в третьем квартале компания планирует произвести 50–55 тыс. Model 3, а за весь год продать еще 100 тыс. моделей X и S. При этом за первые два квартала было продано 44 тыс. моделей X и S. То есть нужно продавать еще по 29 тыс. S и X в квартал, что выглядит вполне реально. Их средняя цена — 104 тыс. долларов за единицу. Средняя цена Model 3 составляет 65 тыс. долларов. Если исходить из этих данных, получается чуть менее 7 млрд долларов выручки за третий квартал. Вместе с другими продажами (системы накопления и услуги) совокупная выручка Tesla в третьем квартале может достичь рекордных 7,5 млрд долларов, то есть почти удвоиться.

Операционные расходы компании во втором квартале 2018 года составили 1,2 млрд долларов, но в июне Tesla проводила реструктуризацию (были сокращены 3600 человек), и можно надеяться на незначительный их рост — с учетом предыдущих темпов получится около 1,3 млрд долларов по итогам третьего квартала. Аналитики Financial Times провели консервативные оценки динамики валовой прибыли и валовой маржи Tesla. По экспертным расчетам, убыток компании в третьем квартале может снизиться втрое и составить чуть более 200 млн долларов.

Конечно, все эти оценки имеют право на жизнь, если Tesla сумеет поставить те самые 50 тыс. Model 3 за квартал. Согласно оценкам экспертов, десять тысяч машин уже произведены и находятся в пути еще с прошлого квартала, а с начала июля компания выпустила еще 27 тыс. Model 3. В Bloomberg ежедневно мониторят выпуск Model 3 и показывают, что в последние две недели компания впервые стала производить более пяти тысяч электромобилей в неделю. Аналитики Bloomberg предполагают, что к концу текущего квартала компания может выйти на уровень выпуска шесть тысяч единиц в неделю, и это новый целевой ориентир Tesla.

Финансовые показатели Tesla

Снова нужны деньги

Изначальная переоценка темпов производства, которые пришлось пересматривать в сторону понижения уже дважды, стала главной стратегической ошибкой Илона Маска. Model 3 была представлена еще в начале 2016 года и с энтузиазмом встречена теми, кто хотел видеть на рынке доступный электромобиль. Заявлялось о цене 35 тыс. долларов за штуку — недешево, но гораздо меньше, чем стоят модели X и S. Впрочем, реальная цена оказалась выше. На модель посыпались сотни тысяч предзаказов — их было даже больше, чем общее количество всех проданных до этого автомобилей Tesla. Маск пообещал, что в декабре 2017 года сможет производить пять тысяч машин в неделю, но переоценил возможности Gigafactory 1, гигантской фабрики Tesla по производству аккумуляторов.

Дальше — хуже: 23 марта этого года произошел инцидент, который усугубил положение компании. Погиб водитель Tesla Model X. Автомобиль не справился с управлением, загорелся и взорвался. Через неделю Tesla отозвала 120 тыс. электромобилей, объявив о технических проблемах с системой управления. Агентство Moody’s сразу понизило кредитный рейтинг компании до B3. Но Илон Маск продолжал играть на публику в своем стиле. Первого апреля он запустил шутку, объявив о банкротстве компании и выставив свое фото с надписью «Банкрот» в руках. А неделю назад Маск — опять же в своем твиттере — заявил, что планирует вывести Tesla с биржи при цене 420 долларов за акцию, уточнив, что «финансирование гарантировано» (на момент написания статьи акция компании стоила 336 долларов). Позже Маск опубликовал письмо к сотрудникам компании, где пояснил, что его твит не был шуткой.

Инвесторы неоднозначно отреагировали на очередную эксцентричную выходку инноватора: многие указывают на финансовые проблемы Tesla и утверждают, что с помощью выхода с биржи Маск просто хочет уйти от обязанности публиковать ежеквартальные отчеты, которые далеко не всегда свидетельствуют об успехах компании. Финансовые корпорации T. Rowe Price Group Inc. и Fidelity Investments вскоре после публикации твита Маска сообщили, что ранее сократили свою долю в Tesla на 20% каждая. Всего было продано почти семь миллионов акций. Но общественный скепсис не отменяет заказов на электромобили компании и медленного, но уверенного роста объемов производства и продаж. При всех сложностях, с которыми столкнулась Tesla, нельзя сбрасывать со счетов накопленный человеческий и технологический потенциал компании. Только на заводе во Фримонте (Калифорния) работают около десяти тысяч квалифицированных сотрудников, а общее работников компании превышает 40 тысяч. Их компетенции и технологии Tesla (функция автопилота, наработки системы полностью автономного вождения), а также фабрика по производству литий-ионных аккумуляторов Gigafactory 1 вполне могут убедить инвесторов выкупить акции Tesla и помочь Маску осуществить идею по выводу компании с биржи.

Производство Model 3 растет

Кто покупает?

К настоящему моменту 32,89% акций Tesla принадлежат инвестиционным фондам, 27,73% — иным учреждениям, 32,86% — частным инвесторам. Крупнейшим акционером Tesla является сам Илон Маск, которому принадлежат 20% акций его компании — в денежном выражении это около десяти миллиардов долларов. После твита об уходе с биржи инноватор получил предупреждение от властей за попытку повлиять на стоимость акций (рост на 11% сразу после твита). Но Маск это предупреждение парировал: якобы уже два года он ведет переговоры с саудовским суверенным инвестиционным фондом PIF, который называют наиболее вероятным потенциальных инвестором.

Саудовцам Tesla может быть интересна по двум причинам. Во-первых, в стране объявлен план снижения зависимости от нефти и построения «зеленой» экономики — Saudi Vision 2030. Саудовская Аравия остается наименее диверсифицированной экономикой среди стран — членов ОПЕК. Правящая семья королевства (и, в частности, наследный принц Мохаммед бин Салман) понимает, что мир пытается уйти от топливной энергетики и, как следствие, доля электромобилей будет увеличиваться. Покупка лидера отрасли, пусть и испытывающего трудности, но все же наращивающего объемы производства, вполне может казаться саудовцам перспективным решением. Если опасения по поводу падения спроса на нефть оправдаются, то актив может подорожать и стать базой для массового запуска электромобилей в стране. Во-вторых, кроме нефти у Саудовской Аравии есть один важный ресурс — солнечная пустыня. Если учесть, что Tesla расширяет свой бизнес в сфере энергетических технологий, то размещение в Саудовской Аравии солнечных электростанций и накопителей может сделать страну плацдармом для продажи дешевой электроэнергии в Африку, Индию и даже Европу. При всех сложностях именно такие надежды могут питать амбициозные саудовские монархи. Следует также напомнить, что в стране только недавно женщинам было разрешено водить автомобили, что должно подстегнуть спрос на них, а значит, вызвать рост потребления топлива. Из стратегии перехода на «зеленую» экономику прямо следует, что большинство новых автомобилей в стране должны быть экологичными, чтобы уменьшить выбросы и не создавать необходимость увеличения производства бензина.

В июле PIF приобрел акции Tesla на сумму около двух миллиардов долларов и стал владельцем почти пяти процентов акций компании. Об этом стало известно 7 августа, незадолго до скандального твита Илона Маска. Вскоре сам Маск заявил, что именно представители PIF убедили его, что Tesla следует вывести с биржи: по его словам, именно поэтому он написал в Twitter, что финансирование гарантировано. В PIF слова Маска никак не прокомментировали, однако вполне вероятно, что саудовский фонд захочет увеличить свою долю в компании и заодно помочь выходу Tesla с биржи. Именно через PIF саудовцы инвестируют в такие технологические компании, как Uber и Virgin Galactic (подразделение авиакомпании Virgin, занимающееся развитием космического туризма).

Еще один возможный источник финансирования выхода Tesla с биржи — китайские инвесторы. Китайская интернет-компания Tencent уже владеет пятью процентами акций Tesla и вполне может увеличить эту долю — известно, с какой легкостью китайские инвесторы вкладывают средства даже в небольшие стартапы, занимающиеся электромобилями. Интерес китайцев к электромобилям не случаен. Спрос на дорогие автомобили в Китае огромен, а план китайского правительства по развитию электротранспорта, по которому десять процентов всех продаж автомобилей должны составлять электромобили, делает Китай одним из ключевых рынков электрокаров.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дело сестер Хачатурян и магия хайпа Дело сестер Хачатурян и магия хайпа

Почему ТВ и общество глумятся над трагедией

Русский репортер
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога

Регулярный уход за ногтями — ключ к их быстрому росту и красоте. Как это делать?

VOICE
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Тела при нагревании расширяются, но не всегда Тела при нагревании расширяются, но не всегда

Что сдерживает тепловое расширение в уникальном сплаве из четырех элементов

ТехИнсайдер
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
6 мифов о сексе, которые подрывают отношения 6 мифов о сексе, которые подрывают отношения

Самые популярные мифы, касающиеся секса

Psychologies
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Аэропорты меняют психику людей? Вот что влияет на восприятие времени и контроль над собой! Аэропорты меняют психику людей? Вот что влияет на восприятие времени и контроль над собой!

Замечали ли вы, что в аэропортах люди ведут себя иначе?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении