Первые прогнозы о скором банкротстве Tesla

ЭкспертБизнес

Илон Маск продолжает шутить

Tesla c трудом достигла цели по выпуску электромобиля Model 3. Компания выпускает в десятки раз меньше автомобилей, чем Ford, при этом стоит в два раза больше и накапливает долги

Заур Мамедьяров

Первые прогнозы о скором банкротстве Tesla стали появляться еще прошлым летом, а весной этого года в Bloomberg посчитали, что компания теряет 6500 долларов в минуту и уже в августе может стать неплатежеспособной. По итогам 2017 года долг Tesla превысил 9,4 млрд долларов при вдвое меньшем свободном денежном потоке. Однако в компании упорно пытаются нарастить производство и найти новые источники финансирования. Анализ показывает, что не все однозначно и Tesla сохраняет шансы на выживание.

Поставка автомобилей Tesla во втором квартале 2018 года резко выросли

Еще в начале года «Эксперт» писал (см. «Хватит ли у Tesla заряда?», № 4), что 2018 год станет решающим для Tesla. Ей либо придется уйти с рынка, либо произойдет чудо и Илон Маск сможет выйти на высокие объемы производства и привлечь еще один раунд инвестиций. По итогам второго квартала 2018-го Tesla показала убыток 717 млн долларов — почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года, однако свежие данные по объему производства обнадеживают.

Tesla продает три модели автомобилей: X, S и Model 3. В июле Маск, давая интервью Bloomberg, признал, что ключевой момент в выживании компании — успех в производстве Model 3. «Нам придется много работать и дальше, быть бдительными и не расслабляться, потому что автомобильной компании в принципе выжить очень трудно. Но такого же напряжения, как сейчас, когда нужно достичь целевого уровня производства Model 3, уже не будет», — сказал Илон Маск. В отчете компании за второй квартал утверждается, что именно третий квартал 2018-го станет решающим.

Оценим финансовые перспективы Tesla. Всего в третьем квартале компания планирует произвести 50–55 тыс. Model 3, а за весь год продать еще 100 тыс. моделей X и S. При этом за первые два квартала было продано 44 тыс. моделей X и S. То есть нужно продавать еще по 29 тыс. S и X в квартал, что выглядит вполне реально. Их средняя цена — 104 тыс. долларов за единицу. Средняя цена Model 3 составляет 65 тыс. долларов. Если исходить из этих данных, получается чуть менее 7 млрд долларов выручки за третий квартал. Вместе с другими продажами (системы накопления и услуги) совокупная выручка Tesla в третьем квартале может достичь рекордных 7,5 млрд долларов, то есть почти удвоиться.

Операционные расходы компании во втором квартале 2018 года составили 1,2 млрд долларов, но в июне Tesla проводила реструктуризацию (были сокращены 3600 человек), и можно надеяться на незначительный их рост — с учетом предыдущих темпов получится около 1,3 млрд долларов по итогам третьего квартала. Аналитики Financial Times провели консервативные оценки динамики валовой прибыли и валовой маржи Tesla. По экспертным расчетам, убыток компании в третьем квартале может снизиться втрое и составить чуть более 200 млн долларов.

Конечно, все эти оценки имеют право на жизнь, если Tesla сумеет поставить те самые 50 тыс. Model 3 за квартал. Согласно оценкам экспертов, десять тысяч машин уже произведены и находятся в пути еще с прошлого квартала, а с начала июля компания выпустила еще 27 тыс. Model 3. В Bloomberg ежедневно мониторят выпуск Model 3 и показывают, что в последние две недели компания впервые стала производить более пяти тысяч электромобилей в неделю. Аналитики Bloomberg предполагают, что к концу текущего квартала компания может выйти на уровень выпуска шесть тысяч единиц в неделю, и это новый целевой ориентир Tesla.

Финансовые показатели Tesla

Снова нужны деньги

Изначальная переоценка темпов производства, которые пришлось пересматривать в сторону понижения уже дважды, стала главной стратегической ошибкой Илона Маска. Model 3 была представлена еще в начале 2016 года и с энтузиазмом встречена теми, кто хотел видеть на рынке доступный электромобиль. Заявлялось о цене 35 тыс. долларов за штуку — недешево, но гораздо меньше, чем стоят модели X и S. Впрочем, реальная цена оказалась выше. На модель посыпались сотни тысяч предзаказов — их было даже больше, чем общее количество всех проданных до этого автомобилей Tesla. Маск пообещал, что в декабре 2017 года сможет производить пять тысяч машин в неделю, но переоценил возможности Gigafactory 1, гигантской фабрики Tesla по производству аккумуляторов.

Дальше — хуже: 23 марта этого года произошел инцидент, который усугубил положение компании. Погиб водитель Tesla Model X. Автомобиль не справился с управлением, загорелся и взорвался. Через неделю Tesla отозвала 120 тыс. электромобилей, объявив о технических проблемах с системой управления. Агентство Moody’s сразу понизило кредитный рейтинг компании до B3. Но Илон Маск продолжал играть на публику в своем стиле. Первого апреля он запустил шутку, объявив о банкротстве компании и выставив свое фото с надписью «Банкрот» в руках. А неделю назад Маск — опять же в своем твиттере — заявил, что планирует вывести Tesla с биржи при цене 420 долларов за акцию, уточнив, что «финансирование гарантировано» (на момент написания статьи акция компании стоила 336 долларов). Позже Маск опубликовал письмо к сотрудникам компании, где пояснил, что его твит не был шуткой.

Инвесторы неоднозначно отреагировали на очередную эксцентричную выходку инноватора: многие указывают на финансовые проблемы Tesla и утверждают, что с помощью выхода с биржи Маск просто хочет уйти от обязанности публиковать ежеквартальные отчеты, которые далеко не всегда свидетельствуют об успехах компании. Финансовые корпорации T. Rowe Price Group Inc. и Fidelity Investments вскоре после публикации твита Маска сообщили, что ранее сократили свою долю в Tesla на 20% каждая. Всего было продано почти семь миллионов акций. Но общественный скепсис не отменяет заказов на электромобили компании и медленного, но уверенного роста объемов производства и продаж. При всех сложностях, с которыми столкнулась Tesla, нельзя сбрасывать со счетов накопленный человеческий и технологический потенциал компании. Только на заводе во Фримонте (Калифорния) работают около десяти тысяч квалифицированных сотрудников, а общее работников компании превышает 40 тысяч. Их компетенции и технологии Tesla (функция автопилота, наработки системы полностью автономного вождения), а также фабрика по производству литий-ионных аккумуляторов Gigafactory 1 вполне могут убедить инвесторов выкупить акции Tesla и помочь Маску осуществить идею по выводу компании с биржи.

Производство Model 3 растет

Кто покупает?

К настоящему моменту 32,89% акций Tesla принадлежат инвестиционным фондам, 27,73% — иным учреждениям, 32,86% — частным инвесторам. Крупнейшим акционером Tesla является сам Илон Маск, которому принадлежат 20% акций его компании — в денежном выражении это около десяти миллиардов долларов. После твита об уходе с биржи инноватор получил предупреждение от властей за попытку повлиять на стоимость акций (рост на 11% сразу после твита). Но Маск это предупреждение парировал: якобы уже два года он ведет переговоры с саудовским суверенным инвестиционным фондом PIF, который называют наиболее вероятным потенциальных инвестором.

Саудовцам Tesla может быть интересна по двум причинам. Во-первых, в стране объявлен план снижения зависимости от нефти и построения «зеленой» экономики — Saudi Vision 2030. Саудовская Аравия остается наименее диверсифицированной экономикой среди стран — членов ОПЕК. Правящая семья королевства (и, в частности, наследный принц Мохаммед бин Салман) понимает, что мир пытается уйти от топливной энергетики и, как следствие, доля электромобилей будет увеличиваться. Покупка лидера отрасли, пусть и испытывающего трудности, но все же наращивающего объемы производства, вполне может казаться саудовцам перспективным решением. Если опасения по поводу падения спроса на нефть оправдаются, то актив может подорожать и стать базой для массового запуска электромобилей в стране. Во-вторых, кроме нефти у Саудовской Аравии есть один важный ресурс — солнечная пустыня. Если учесть, что Tesla расширяет свой бизнес в сфере энергетических технологий, то размещение в Саудовской Аравии солнечных электростанций и накопителей может сделать страну плацдармом для продажи дешевой электроэнергии в Африку, Индию и даже Европу. При всех сложностях именно такие надежды могут питать амбициозные саудовские монархи. Следует также напомнить, что в стране только недавно женщинам было разрешено водить автомобили, что должно подстегнуть спрос на них, а значит, вызвать рост потребления топлива. Из стратегии перехода на «зеленую» экономику прямо следует, что большинство новых автомобилей в стране должны быть экологичными, чтобы уменьшить выбросы и не создавать необходимость увеличения производства бензина.

В июле PIF приобрел акции Tesla на сумму около двух миллиардов долларов и стал владельцем почти пяти процентов акций компании. Об этом стало известно 7 августа, незадолго до скандального твита Илона Маска. Вскоре сам Маск заявил, что именно представители PIF убедили его, что Tesla следует вывести с биржи: по его словам, именно поэтому он написал в Twitter, что финансирование гарантировано. В PIF слова Маска никак не прокомментировали, однако вполне вероятно, что саудовский фонд захочет увеличить свою долю в компании и заодно помочь выходу Tesla с биржи. Именно через PIF саудовцы инвестируют в такие технологические компании, как Uber и Virgin Galactic (подразделение авиакомпании Virgin, занимающееся развитием космического туризма).

Еще один возможный источник финансирования выхода Tesla с биржи — китайские инвесторы. Китайская интернет-компания Tencent уже владеет пятью процентами акций Tesla и вполне может увеличить эту долю — известно, с какой легкостью китайские инвесторы вкладывают средства даже в небольшие стартапы, занимающиеся электромобилями. Интерес китайцев к электромобилям не случаен. Спрос на дорогие автомобили в Китае огромен, а план китайского правительства по развитию электротранспорта, по которому десять процентов всех продаж автомобилей должны составлять электромобили, делает Китай одним из ключевых рынков электрокаров.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Джастин Тимберлейк Джастин Тимберлейк

Правила жизни музыканта Джастина Тимберлейка

Esquire
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Черная или белая? Черная или белая?

Зависть... Что же это за чувство такое и нужно ли с ним бороться?

Добрые советы
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Все в сад! Все в сад!

Отправляемся за яркими красками

Добрые советы
У нас есть всё У нас есть всё

Группа СБПЧ — о воображаемых мирах, рождении строчек и мелодий

Seasons of life
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Шеф — поставщик: здесь и сейчас Шеф — поставщик: здесь и сейчас

Как в разных регионах находят необычные продукты и превращают в уникальные блюда

Bones
Открыть в приложении