Российская компания WayRay разработала уникальную голографическую технологию

ЭкспертHi-Tech

Голография на миллиард

Алексей Грамматчиков

Российская компания WayRay разработала уникальную голографическую технологию, которая может сделать ее мировым лидером в области автомобильных навигационных систем. WayRay уже привлекала более 100 млн долларов инвестиций, сотрудничает с ведущими мировыми автопроизводителями и в скором времени рассчитывает достичь капитализации в миллиард долларов.

Машина движется по сложному сплетению дорог в мегаполисе. В какой-то момент перед водителем появляется трехмерное изображение стрелки, протягивающейся в ближайший переулок, затем указатель изгибается к центру дороги, понятно демонстрируя, где нужно идти на разворот. Примерно так работает навигационная система от российской компании WayRay, которая создала уникальный продукт, позволяющий проецировать на лобовое стекло перед водителем удобное трехмерное голографическое изображение, существенно облегчающее пользование навигационной и другой информацией. Изобретение уже готовы устанавливать на свои машины Porsche, Hyundai и другие ведущие автопроизводители, а крупные международные инвесторы, в том числе китайский хайтек-гигант Alibaba Group, в общей сложности вложили в проект более 100 млн долларов.

Голографическая дополненная реальность

Компанию WayRay создал молодой столичный предприниматель, специалист в области маркетинга Виталий Пономарев. Как-то друг подарил ему навигатор, который работал настолько плохо, что, отвлекшись, Виталий попал в небольшую аварию. Тогда у него родилась идея создать свою систему удобной автомобильной навигации. Так в 2012 году появилась компания WayRay, которой удалось разработать уникальный технологичный продукт.

Главное его отличие — использование трехмерного голографического изображения, когда стрелки и прочие подсказки возникают на лобовом стекле и как бы проецируются на дорогу, благодаря чему пользоваться навигацией становится гораздо удобнее. «Наше голографическое решение создает дополненную реальность, в которой виртуальные объекты естественным образом накладываются на реальный мир вокруг автомобиля, — объясняет Виталий Пономарев, генеральный директор WayRay. — По сравнению с другими доступными на рынке решениями технология WayRay предполагает меньший размер устройства, которое может быть разработано для любого автомобиля. При этом более значимый угол обзора позволяет отображать больше виртуальной информации и на комфортном для водителя расстоянии. На данный момент ни одна другая компания не предлагает решение, которое соответствовало бы этим параметрам».

Компании WayRay удалось найти и привлечь в свой штат квалифицированных инженеров-физиков — специалистов по голографическим технологиям; команде также помогали российские научные институты: в частности, WayRay получает консультации от Физического института имени П. Н. Лебедева Российской академии наук.

Работа голограмм, как известно, построена на действии светового волнового поля. Изображение считывается благодаря взаимодействию двух световых волн — объектной (которая отразилась от запечатлеваемого предмета) и когерентной, или опорной. Когда две волны пересекаются, их взаимодействие при участии лазера фиксируется, например, на специальной фотополимерной пластинке, и тогда человек видит трехмерный образ. WayRay удалось создать способную помещаться на автомобильное стекло фотополимерную пластину, на которую голографический визуальный образ проецирует компактное цифровое устройство. Компания назвала свою новую систему Navion.

WayRay развивается на рынке так называемых устройств Head-up display (HUD), которые проецируют на стекло нужную для водителя информацию (навигацию, скорость и проч.). На рынке HUD работают как производители автокомпонентов (Bosch, Continental, Delphi), так и сами автопроизводители (BMW, Toyota, Volkswagen). Есть и стартапы, например российская компания Hudway Glass, которая предлагает проецировать изображение на стекло через смартфон с помощью установленного на него приложения, — такой подход рынок встретил с интересом: в частности, продажи компании неплохо идут в США.

Но большинство решений в области HUD предлагают транслировать информацию на автомобильное стекло в двухмерном виде с помощью специальных прозрачных дисплеев или с помощью пленки, изображение с которых получается к тому же не очень четким. Компании же WayRay удалось адаптировать для навигации в автомобили технологии голограммы, ее четкое и яркое трехмерное изображение гораздо более наглядно и меньше отвлекает водителя от дороги.

Такое решение сразу вызвало большой интерес. В июне 2016 года, вскоре после презентации прототипа своего устройства, WayRay привлекла инвестиции на 9 млн долларов от АФК «Система». Позже, в марте 2017-го, компания получила очередные инвестиции в размере 18 млн долларов с участием китайского хайтек-гиганта Alibaba Group. В сентябре 2018-го WayRay привлекла 80 млн долларов в ходе очередного инвестиционного раунда, где основным инвестором выступил один из ведущих немецких производителей — Porsche. «По итогам трех инвестиционных раундов WayRay привлекла более 100 миллионов долларов от таких компаний, как Alibaba, Porsche, Hyundai Motor, Jvckenwood, China Merchants Capital», — рассказал «Эксперту» Виталий Пономарев.

Международный маршрут

Претендуя на международный размах, через два года после создания WayRay перенесла свою штаб-квартиру в Цюрих (Швейцария). По словам Виталия Пономарева, в Москве у компании находится центр разработок и опытное производство. Открыты также представительства в США, Китае и Гонконге, а общий штат сотрудников по всему миру насчитывает более 250 человек.

Нынешний год должен стать важным для WayRay, так как должно начаться массовое производство ее навигационных систем. «Сейчас мы находимся на этапе индустриализации, готовимся к массовому производству. В настоящее время мы выбираем место для производства, которое предположительно будет находиться в Западной Европе», — рассказывает Виталий Пономарев.

По его словам, компания уже заключила контракты с 20 автопроизводителями. Хотя названия многих из них WayRay пока обнародовать не может из-за ограничений на разглашение информации, публичные партнеры у нее тоже есть. Такова упомянутая компания Porsche, сотрудничество с которой началось несколько лет назад в рамках пилотного проекта на конференции по транспортным инновациям Startup Autobahn. Немецкий автопроизводитель стал одним из самых активных партеров компании, он возглавил третий раунд финансирования WayRay вместе с China Merchants Capital — одной из крупнейших инвестиционных компаний Китая. Другой стратегический инвестор компании, о котором стало известно, — корейская Hyundai Motor. В частности, на последней международной выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе (CES) WayRay представила свой встроенный голографический дисплей на модели корейского седана Genesis G80. А на Женевском автосалоне в марте 2019-го объявила о начале партнерства с Pininfarina — известной итальянской компанией в области автомобильного дизайна; с ней компания также намерена развивать совместные проекты. Помимо этого WayRay публично сотрудничает с японской Honda, швейцарской Rinspeed, китайской SAIC Motor.

Курс на миллиард

Руководство WayRay пока не раскрывает планы производства, а также оборот компании. Известно, что розничная цена Navion составляет от 300 до 500 долларов.

«Информацию по обороту пока мы не можем раскрывать публично, но постепенно мы хотим стать главным игроком на рынке HUD, — говорит Виталий Пономарев. — Человек, который однажды приобрел автомобиль с HUD, вероятнее всего, купит и следующий с дисплеем. Поэтому рынок соизмерим с количеством производимых люксовых автомобилей и будет только расти за счет расширения в другие сегменты».

Сегодня у WayRay несколько ключевых продуктов. Это вышеупомянутая навигационная система с дополненной голографической реальностью Navion, а также аппаратное решение для того, чтобы эту систему можно было бы интегрировать в любой тип автомобиля. Одновременно компания развивает продукт под названием True AR SDK — платформу для сторонних разработчиков, на которой можно создавать приложения для голографических дисплеев WayRay в автомобилях. По замыслу, подобные приложения могут получать информацию о текущем позиционировании автомобиля, о его скорости, маршруте, достопримечательностях и показывать интересный для водителя контент, используя эти данные: например, во время семейного путешествия система может показывать голографическую информацию о расположенном неподалеку от маршрута детском зоопарке или же сообщать желающим пообедать данные о ближайших кафе.

Но в будущем WayRay намерена развивать продукты не только для автомобильной индустрии. «WayRay создает дисплеи и для других видов транспорта. Компания также разрабатывает умные стекла с дополненной реальностью, которые найдут применение в промышленности и в строительстве умных зданий, — отмечает Виталий Пономарев. — Наша миссия — создать будущее, в котором любая прозрачная поверхность — это окно в виртуальный мир. Воздействуя на все органы чувств человека через дополненную реальность, мы можем сделать нашу жизнь интереснее, комфортнее и безопаснее».

Виталий Пономарев рассказал «Эксперту», что успешный запуск производственных проектов в текущем году предположительно позволит компании уже в 2020-м достигнуть капитализации в миллиард долларов. И наблюдатели считают, что такая цель вполне достижима. Например, известное международное хайтек-издание TechCrunch недавно заявило, что, по его оценкам, по состоянию на конец прошлого года WayRay уже оценивалась в 500 млн долларов.

Фотографии предоставлены компанией WayRay

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Желание мажоритарного акционера всегда видно» «Желание мажоритарного акционера всегда видно»

Лариса Морозова — о двузначной доходности и о том, как начать инвестировать

Эксперт
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Город под снос Город под снос

В Сочи начался массовый снос многоквартирных домов

Эксперт
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Облачный бизнес: разработчики решают Облачный бизнес: разработчики решают

Конференция Microsoft Build собрала шесть тысяч разработчиков

Эксперт
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
1995 год 1995 год

Пока страна встречает Новый год, на улицах Грозного происходят перестрелки

Esquire
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Русская дигитализация Арабских Эмиратов Русская дигитализация Арабских Эмиратов

Как заработать на рынке Арабских Эмиратов: рассказывает директор iiko

Эксперт
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Женский бег с препятствиями Женский бег с препятствиями

Женщины Древней Греции и Спарты: спорт как способ борьбы за свободу и права

Знание – сила
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету

Женщины фактически сравнялись с мужчинами на рынке франчайзинга

Forbes
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
А можно спросить? А можно спросить?

9 способов отвечать на бестактные вопросы

Лиза
Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов

Пошаговый план действий для родственников человека с зависимостью

Psychologies
Белое на белом Белое на белом

В суперъяхте Extra Time верфи Conrad Yachts есть много загадочных решений

Y Magazine
Агрострахование на подъеме Агрострахование на подъеме

Площадь застрахованных площадей увеличилась более чем на треть

Агроинвестор
Открыть в приложении