Российская компания WayRay разработала уникальную голографическую технологию

ЭкспертHi-Tech

Голография на миллиард

Алексей Грамматчиков

Российская компания WayRay разработала уникальную голографическую технологию, которая может сделать ее мировым лидером в области автомобильных навигационных систем. WayRay уже привлекала более 100 млн долларов инвестиций, сотрудничает с ведущими мировыми автопроизводителями и в скором времени рассчитывает достичь капитализации в миллиард долларов.

Машина движется по сложному сплетению дорог в мегаполисе. В какой-то момент перед водителем появляется трехмерное изображение стрелки, протягивающейся в ближайший переулок, затем указатель изгибается к центру дороги, понятно демонстрируя, где нужно идти на разворот. Примерно так работает навигационная система от российской компании WayRay, которая создала уникальный продукт, позволяющий проецировать на лобовое стекло перед водителем удобное трехмерное голографическое изображение, существенно облегчающее пользование навигационной и другой информацией. Изобретение уже готовы устанавливать на свои машины Porsche, Hyundai и другие ведущие автопроизводители, а крупные международные инвесторы, в том числе китайский хайтек-гигант Alibaba Group, в общей сложности вложили в проект более 100 млн долларов.

Голографическая дополненная реальность

Компанию WayRay создал молодой столичный предприниматель, специалист в области маркетинга Виталий Пономарев. Как-то друг подарил ему навигатор, который работал настолько плохо, что, отвлекшись, Виталий попал в небольшую аварию. Тогда у него родилась идея создать свою систему удобной автомобильной навигации. Так в 2012 году появилась компания WayRay, которой удалось разработать уникальный технологичный продукт.

Главное его отличие — использование трехмерного голографического изображения, когда стрелки и прочие подсказки возникают на лобовом стекле и как бы проецируются на дорогу, благодаря чему пользоваться навигацией становится гораздо удобнее. «Наше голографическое решение создает дополненную реальность, в которой виртуальные объекты естественным образом накладываются на реальный мир вокруг автомобиля, — объясняет Виталий Пономарев, генеральный директор WayRay. — По сравнению с другими доступными на рынке решениями технология WayRay предполагает меньший размер устройства, которое может быть разработано для любого автомобиля. При этом более значимый угол обзора позволяет отображать больше виртуальной информации и на комфортном для водителя расстоянии. На данный момент ни одна другая компания не предлагает решение, которое соответствовало бы этим параметрам».

Компании WayRay удалось найти и привлечь в свой штат квалифицированных инженеров-физиков — специалистов по голографическим технологиям; команде также помогали российские научные институты: в частности, WayRay получает консультации от Физического института имени П. Н. Лебедева Российской академии наук.

Работа голограмм, как известно, построена на действии светового волнового поля. Изображение считывается благодаря взаимодействию двух световых волн — объектной (которая отразилась от запечатлеваемого предмета) и когерентной, или опорной. Когда две волны пересекаются, их взаимодействие при участии лазера фиксируется, например, на специальной фотополимерной пластинке, и тогда человек видит трехмерный образ. WayRay удалось создать способную помещаться на автомобильное стекло фотополимерную пластину, на которую голографический визуальный образ проецирует компактное цифровое устройство. Компания назвала свою новую систему Navion.

WayRay развивается на рынке так называемых устройств Head-up display (HUD), которые проецируют на стекло нужную для водителя информацию (навигацию, скорость и проч.). На рынке HUD работают как производители автокомпонентов (Bosch, Continental, Delphi), так и сами автопроизводители (BMW, Toyota, Volkswagen). Есть и стартапы, например российская компания Hudway Glass, которая предлагает проецировать изображение на стекло через смартфон с помощью установленного на него приложения, — такой подход рынок встретил с интересом: в частности, продажи компании неплохо идут в США.

Но большинство решений в области HUD предлагают транслировать информацию на автомобильное стекло в двухмерном виде с помощью специальных прозрачных дисплеев или с помощью пленки, изображение с которых получается к тому же не очень четким. Компании же WayRay удалось адаптировать для навигации в автомобили технологии голограммы, ее четкое и яркое трехмерное изображение гораздо более наглядно и меньше отвлекает водителя от дороги.

Такое решение сразу вызвало большой интерес. В июне 2016 года, вскоре после презентации прототипа своего устройства, WayRay привлекла инвестиции на 9 млн долларов от АФК «Система». Позже, в марте 2017-го, компания получила очередные инвестиции в размере 18 млн долларов с участием китайского хайтек-гиганта Alibaba Group. В сентябре 2018-го WayRay привлекла 80 млн долларов в ходе очередного инвестиционного раунда, где основным инвестором выступил один из ведущих немецких производителей — Porsche. «По итогам трех инвестиционных раундов WayRay привлекла более 100 миллионов долларов от таких компаний, как Alibaba, Porsche, Hyundai Motor, Jvckenwood, China Merchants Capital», — рассказал «Эксперту» Виталий Пономарев.

Международный маршрут

Претендуя на международный размах, через два года после создания WayRay перенесла свою штаб-квартиру в Цюрих (Швейцария). По словам Виталия Пономарева, в Москве у компании находится центр разработок и опытное производство. Открыты также представительства в США, Китае и Гонконге, а общий штат сотрудников по всему миру насчитывает более 250 человек.

Нынешний год должен стать важным для WayRay, так как должно начаться массовое производство ее навигационных систем. «Сейчас мы находимся на этапе индустриализации, готовимся к массовому производству. В настоящее время мы выбираем место для производства, которое предположительно будет находиться в Западной Европе», — рассказывает Виталий Пономарев.

По его словам, компания уже заключила контракты с 20 автопроизводителями. Хотя названия многих из них WayRay пока обнародовать не может из-за ограничений на разглашение информации, публичные партнеры у нее тоже есть. Такова упомянутая компания Porsche, сотрудничество с которой началось несколько лет назад в рамках пилотного проекта на конференции по транспортным инновациям Startup Autobahn. Немецкий автопроизводитель стал одним из самых активных партеров компании, он возглавил третий раунд финансирования WayRay вместе с China Merchants Capital — одной из крупнейших инвестиционных компаний Китая. Другой стратегический инвестор компании, о котором стало известно, — корейская Hyundai Motor. В частности, на последней международной выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе (CES) WayRay представила свой встроенный голографический дисплей на модели корейского седана Genesis G80. А на Женевском автосалоне в марте 2019-го объявила о начале партнерства с Pininfarina — известной итальянской компанией в области автомобильного дизайна; с ней компания также намерена развивать совместные проекты. Помимо этого WayRay публично сотрудничает с японской Honda, швейцарской Rinspeed, китайской SAIC Motor.

Курс на миллиард

Руководство WayRay пока не раскрывает планы производства, а также оборот компании. Известно, что розничная цена Navion составляет от 300 до 500 долларов.

«Информацию по обороту пока мы не можем раскрывать публично, но постепенно мы хотим стать главным игроком на рынке HUD, — говорит Виталий Пономарев. — Человек, который однажды приобрел автомобиль с HUD, вероятнее всего, купит и следующий с дисплеем. Поэтому рынок соизмерим с количеством производимых люксовых автомобилей и будет только расти за счет расширения в другие сегменты».

Сегодня у WayRay несколько ключевых продуктов. Это вышеупомянутая навигационная система с дополненной голографической реальностью Navion, а также аппаратное решение для того, чтобы эту систему можно было бы интегрировать в любой тип автомобиля. Одновременно компания развивает продукт под названием True AR SDK — платформу для сторонних разработчиков, на которой можно создавать приложения для голографических дисплеев WayRay в автомобилях. По замыслу, подобные приложения могут получать информацию о текущем позиционировании автомобиля, о его скорости, маршруте, достопримечательностях и показывать интересный для водителя контент, используя эти данные: например, во время семейного путешествия система может показывать голографическую информацию о расположенном неподалеку от маршрута детском зоопарке или же сообщать желающим пообедать данные о ближайших кафе.

Но в будущем WayRay намерена развивать продукты не только для автомобильной индустрии. «WayRay создает дисплеи и для других видов транспорта. Компания также разрабатывает умные стекла с дополненной реальностью, которые найдут применение в промышленности и в строительстве умных зданий, — отмечает Виталий Пономарев. — Наша миссия — создать будущее, в котором любая прозрачная поверхность — это окно в виртуальный мир. Воздействуя на все органы чувств человека через дополненную реальность, мы можем сделать нашу жизнь интереснее, комфортнее и безопаснее».

Виталий Пономарев рассказал «Эксперту», что успешный запуск производственных проектов в текущем году предположительно позволит компании уже в 2020-м достигнуть капитализации в миллиард долларов. И наблюдатели считают, что такая цель вполне достижима. Например, известное международное хайтек-издание TechCrunch недавно заявило, что, по его оценкам, по состоянию на конец прошлого года WayRay уже оценивалась в 500 млн долларов.

Фотографии предоставлены компанией WayRay

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Город под снос Город под снос

В Сочи начался массовый снос многоквартирных домов

Эксперт
В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума» В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума»

Какие темы поднимает фильм Дмитрия Давыдова «Чума»

СНОБ
Когда закончится нефть Когда закончится нефть

Медленное угасание отрасли, служащей хребтом российской экономики, неизбежно

Forbes
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
Смертельный отскок Смертельный отскок

Призывы запретить полеты лайнеров SSJ сильно смахивают на провокацию

Эксперт
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
«Водород взрывоопасен только в голове» «Водород взрывоопасен только в голове»

Насколько оправданна ставка именно на водородный транспорт

Эксперт
Меньше атома: как работает квантовая механика Меньше атома: как работает квантовая механика

Отрывок из книги «Сто лет недосказанности» о квантовой механике

Inc.
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера

Лучшие материнские платы X99 для сборки достойного игрового ПК

CHIP
Молочные и мясные антигены сдерживают появление рака кишечника Молочные и мясные антигены сдерживают появление рака кишечника

Как пищевые антигены запускают иммунную систему кишечника

ТехИнсайдер
Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота

Как инженерам удалось разработать шестиногого микроробота Picotaur

N+1
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
Как продвигать сезонные товары на маркетплейсах: реальный опыт селлеров Как продвигать сезонные товары на маркетплейсах: реальный опыт селлеров

Как ретейлеру работать с сезонными товарами на маркетплейсах?

Inc.
Чудеса системы Сатурна: жизнь на Титане? Чудеса системы Сатурна: жизнь на Титане?

Почему на Титане можно представить только неземлеподобную жизнь?

Наука и Техника
Палеогенетики прочитали ДНК людей эпохи неолита из французской карстовой шахты Палеогенетики прочитали ДНК людей эпохи неолита из французской карстовой шахты

Палеогенетики проанализировали ДНК из карстовой шахты Авен-де-ля-Букль

N+1
У кошек есть весомый аргумент, чтобы спать на вещах своего хозяина У кошек есть весомый аргумент, чтобы спать на вещах своего хозяина

Зачем кошки спят на вашей одежде?

ТехИнсайдер
Пираты в юбке: 5 неочевидных вопросов про разбойничьих капитанш Золотого века пиратства Пираты в юбке: 5 неочевидных вопросов про разбойничьих капитанш Золотого века пиратства

​​​​​​​Как пираткам удавалось избежать виселицы, когда мужчины уже были обречены

ТехИнсайдер
Маленькая мисс Одиннадцать: как Милли Бобби Браун добивается успеха в кино и бизнесе Маленькая мисс Одиннадцать: как Милли Бобби Браун добивается успеха в кино и бизнесе

Как Милли Бобби Браун удалось не стать заложницей одной роли?

Forbes
Быть женщиной Быть женщиной

Основательница бренда OLOLOL — как опыт в бизнесе помогает строить модный бренд

Grazia
«Револьвер»: стоит ли смотреть новый корейский триллер с мажором Чжи Чан Уком и очень хитрым Ли Джон Джэ «Револьвер»: стоит ли смотреть новый корейский триллер с мажором Чжи Чан Уком и очень хитрым Ли Джон Джэ

«Револьвер»: история о женщине в беде, которая спасает саму себя

VOICE
Сезон не охоты Сезон не охоты

Как вдохновиться на подвиг вернуться к тренировкам?

Men Today
Уберите руки от телефона: чем опасны «пьяные» посты в соцсетях Уберите руки от телефона: чем опасны «пьяные» посты в соцсетях

Почему важно воздерживаться от чересчур эмоциональных постов в соцсетях?

Psychologies
Как мозг регулирует кашель и чихание Как мозг регулирует кашель и чихание

Ученые обнаружили нервные клетки, которые вызывают кашель или чихание у мышей

ТехИнсайдер
Куда поедут российские шрот и жом Куда поедут российские шрот и жом

Пошлины на импорт продукта в ЕС могут привести к профициту на внутреннем рынке

Агроинвестор
Вперед, к гармонии Вперед, к гармонии

В чем отличие Seadeck 6 от лодок предыдущего поколения?

Y Magazine
Мы в моде Мы в моде

Достаточно ли твердо отечественные модные марки стоят на ногах?

VOICE
7 странных, но работающих способов найти себе пару 7 странных, но работающих способов найти себе пару

Подумать только, когда-то мы считали, что онлайн-знакомства — это странно!

VOICE
Сам и носи Сам и носи

Александр Цыпкин и не думает защищать независимость мужского гардероба

VOICE
Озоновый слой в этом году восстанавливается особенно быстро Озоновый слой в этом году восстанавливается особенно быстро

Ученые заметили, что дыра в атмосфере постепенно затягивается

ТехИнсайдер
Открыть в приложении