Новейшее издание мемуаров Сергея Эйзенштейна

ЭкспертСобытия

Формула личной жестокости

Новейшее издание мемуаров Сергея Эйзенштейна — история гения, родившегося, по его собственному признанию, в нужном месте и в нужное время

Вячеслав Суриков

Эйзенштейн, будучи выдающимся кинематографистом, с невероятной выразительностью показывал на экране сцены жестокости и насилия. В его мемуарах есть впечатляющее перечисление сцен подобного рода: «Действительно, в моих фильмах расстреливают толпы людей, дробят копытами черепа батраков, закопанных по горло в землю, после того как их изловили в лассо (“Мексика”), давят детей на одесской лестнице, бросают с крыши (“Стачка”), дают убивать их своим же родителям (“Бежин луг”), бросают в пылающие костры (“Александр Невский”); на экране истекают настоящей кровью быки (“Стачка”) или кровяным суррогатом артисты (“Потемкин”); в одних фильмах отравляют быков (“Старое и новое”), в других — цариц (“Иван Грозный”); расстрелянная лошадь повисает на разведенном мосту (“Октябрь”) и стрелы вонзаются в людей, распластанных вдоль тына под осажденной Казанью». Режиссер подчеркивает, что Иван Грозный не случайно стал его любимым героем и властителем дум.

Из мемуаров мы узнаем, что он предполагал показать в фильме сцены детства русского царя, которые объясняли бы его поведение и ту жестокость, которую он проявлял по отношению к своим подданным. Обращаясь к собственному эмоциональному опыту, полученному в детстве, Эйзенштейн предполагает, что и личность Грозного предопределили острые детские впечатления и сопутствующие им чувства: «Когда ряд детских травм совпадает по эмоциональному признаку с задачами, стоящими перед взрослым, тогда “добро зело”». Себя он определяет как скверного ребенка, который не ломал предметы, не вспарывал животы кукол или животики часов, «чтобы узнать, что там у них внутри», не мучал животных, не отрывал ноги и крылья мухам, что, по его мнению, делает «всякий порядочный ребенок». И если у обычных детей этот зуд агрессивного самоутверждения с возрастом проходит, то у «хороших» детей он только возрастает, и они лихорадочно ищут сферу, где могут его реализовать.

Ивану Грозному это удалось. Эйзенштейну тоже. Он пишет, что ему повезло: «Я оказался нужным своему времени, на своем участке, именно таким, как определилась моя индивидуальность». Эйзенштейн — автор фильма «Броненосец “Потемкин”», шедевра, который одновременно и предопределил ход истории современного кинематографа, и создал образ русской революции. И, как не устают шутить его биографы, если бы сразу после создания этого фильма он умер, то непременно стал бы одним из иконических персонажей нового советского искусства. Но он прожил после «Потемкина» еще двадцать с лишним лет, которые были насыщены творчеством в самых разнообразных формах, и вновь изданные мемуары — из их числа. Парадокс тридцатых годов заключался в том, что всеми признанный, имеющий множество замыслов гений никак не мог запуститься с новой картиной ни в России, ни в Америке. А если и запускался, то кончалось это ничем: картину «Да здравствует Мексика!», снимавшуюся на деньги американских продюсеров, ему завершить не удалось, а «Бежин луг», снятая по возвращении в СССР, была попросту уничтожена.

Все тексты, созданные Эйзенштейном, это и самоанализ, и эскизы будущих замыслов, возникающих у него чуть ли не в момент, когда «перо касается бумаги». Эйзенштейн — обладатель необычайно развитой способности мыслить не только образами, но и монтажно. Его мемуары написаны на одном дыхании и без какойлибо четкой структуры, даже обобщенной: детство, отрочество, юность и т. д. В них мы то и дело встречаемся с фильмами, которые режиссер снимал в своем воображении и фиксировал на бумаге. Природу таланта — и своего, и других кинематографистов — он объясняет способностью остро воспринимать все происходящее: небольшая деталь могла привлечь его внимание и становилась для него источником ужаса и вдохновения. Одно время у него была привычка писать тексты исключительно ночью, поддерживая работоспособность множеством чашек кофе. А все потому, что именно в таком рабочем режиме создавал свои произведения Бальзак. Тот прожил пятьдесят один год, Эйзенштейн — пятьдесят. И здесь они почти пересеклись.

Сергей Эйзенштейн: «Действительно, в моих фильмах расстреливают толпы людей, дробят копытами черепа батраков, закопанных по горло в землю, после того как их изловили в лассо, давят детей на Одесской лестнице, бросают с крыши, дают их убивать своим же родителям, бросают в пылающие костры»

 Эйзенштейн Сергей. Yo. Мемуары: в 2 т. / ред.-сост. Наум Клейман. — М.: Музей современного искусства «Гараж», 2019.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мяу по-русски Мяу по-русски

Налаживая связь с человеком, кошки изменили тональность мяуканья

Популярная механика
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит

Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца?

Inc.
Порно и предубеждение Порно и предубеждение

«Соперники»: чисто английские 1980-е

Weekend
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы

Очистить гору орехов можно в домашних условиях и без особых усилий

ТехИнсайдер
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Заводские настройки Заводские настройки

Заводские настройки фэшн-индустрии

Grazia
На пороге перемен На пороге перемен

Как женщине поддержать красоту и молодость кожи в период менопаузы

Лиза
Чувство дома Чувство дома

Места, где связь с прошлым ощущается особенно сильно

Grazia
«Окольцованная» Земля «Окольцованная» Земля

Где планеты находят свои кольца? Могли ли они быть и у Земли?

Наука и жизнь
Во власти эмоций Во власти эмоций

В чем разница между воришкой и клептоманом?

Лиза
Плюс в карму Плюс в карму

Как влиять на свою судьбу и менять ход событий

Лиза
Шеф, а что с зарплатой? Шеф, а что с зарплатой?

Почему тебе давно не повышали оклад и как изменить ситуацию

Лиза
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Открыть в приложении