Фильм, навеянный болью в спине за мгновение до операции
В российский прокат 12 июня выходит фильм Педро Альмодовара «Боль и слава», за исполнение главной роли в котором Антонио Бандерас получил приз на Каннском фестивале
Альмодовар принадлежит к числу тех редких режиссеров из Старого Света, кто, несмотря на всемирное признание, даже не попытался перекочевать в Голливуд. В его фильмах снимаются те же актеры, что и десятилетия назад: Антонио Бандерас и Пенелопа Крус. Ныне — мировые звезды, а в момент первой встречи с Альмодоваром еще только начинающие актеры. Бандерас дебютировал в кино в фильме «Лабиринт страстей», который в фильмографии Альмодовара числится лишь вторым. «Боль и слава» его двадцать второй фильм, и Бандерас играет в нем не просто альтер эго режиссера, но его самого. Эта ситуация там обыгрывается: Альмодовар удваивает реальность. В жизни главного героя, которого как раз и играет Бандерас, всплывает его фильм тридцатилетней давности — и становится поводом для встречи с актером, сыгравшим в нем главную роль. Актеру попадается на глаза автобиографический текст, написанный главным героем, и он выпрашивает его, чтобы поставить на сцене. Режиссер соглашается, но отказывается от упоминания себя в качестве автора текста: он слишком откровенный, и ему не хотелось бы с ним ассоциироваться.
В отличие от своего персонажа Альмодовар, наоборот, подчеркивает связь между собой и главным героем — в том числе через внешнее сходство. У героя Бандераса прическа и щетина пепельного цвета выглядят такими, какими мы привыкли их видеть у Альмодовара. По словам режиссера, он одел своего персонажа в костюм покроя и цвета, которые привык носить сам. Главный герой живет в доме, где почти в точности воспроизведены интерьеры дома Альмодовара, включая меблировку, кухонную утварь и картины. Оператор добивался того, чтобы в разное время дня освещение декораций — дома, в котором живет главный герой, и жилища режиссера было одинаковым. Персонажи то и дело заваривают себе чай в пакетиках, и можно догадаться, что это еще одна деталь быта испанца, которую он решил использовать в своем фильме, чтобы сделать его более достоверным и личным. Главный герой по ходу сюжета разбирается со своим прошлым и одновременно продумывает новый фильм, в диалоге с матерью обозначая жанр, в котором работает, как автофикшен: в нем элементы автобиографического повествования смешиваются с авторским вымыслом.
Альмодовар черпает вдохновение из собственный жизни, предоставляя зрителям самим судить о том, что правда, а что вымысел. Он начинает свой рассказ с описания болей, мучающих главного героя начиная с тридцати лет: первые три десятилетия его тело дарило наслаждения, а затем сделало страдания его постоянным спутником. Этим режиссер объясняет увлечение своего персонажа наркотиками, и мы начинаем догадываться об истинной причине, заставляющей его искать актера, с которым он когда-то давно рассорился и с тех пор ни разу не разговаривал. Он ищет его не чтобы вместе представить на публичном показе фильм тридцатилетней давности, а потому, что тот еще с давних пор имеет дело с наркотиками и можно заполучить их у него и тем самым избавиться от преследующей его боли. Боль толкает его на встречу с актером, тот находит в его компьютере повествование о давних любовных похождениях режиссера и превращает этот текст в спектакль. На первое представление случайно приходит прототип — давний любовник главного героя, и, когда он понимает, о чем идет речь, его глаза наполняются слезами.
Представление помогает главному герою избавиться от преследующих его воспоминаний — для него они тоже источник боли. Но за одним воспоминанием следует другое — его первое гомоэротическое впечатление, полученное еще в детстве и не отпускающее: оно заставляет его взяться уже не просто за рассказ, но за фильм. Герой живет, погруженный в воспоминания, — так мы можем истолковать первый кадр: главный герой, с головой погруженный в воду бассейна. Фильм — это всего лишь психотерапевтический метод, позволяющий вновь оказаться в собственном прошлом, чтобы затем отбросить его и жить дальше. Но где именно протекает его настоящая жизнь: на съемочной площадке, о чем неоднократно заявляет персонаж Бандераса, или все-таки в перерывах между сьемками? Однако, как только они заканчиваются, все его время опять поглощает боль. У него осталось лишь прошлое, и единственный способ его пережить — воспроизвести на съемочной площадке, куда и устремляется режиссер, как только боль позволяет ему это сделать. Так замыкается круг его жизни.
ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl