Крупный российский экспортер угля создает транспортно-логистический кластер

ЭкспертHi-Tech

ЭЛСИ готова на все сто

Зачем крупный российский производитель и экспортер угля создает собственный транспортно-логистический кластер

Александр Лесных

Дальневосточные экспортные ворота ЭЛСИ — морской терминал «Порт Вера»

Одним из главных препятствий для масштабного разворота российской экономики на Восток в прошлом году стала относительно слабо развитая транспортная инфраструктура Сибири и регионов, граничащих с азиатскими странами. В первую очередь это сильно ударило по угольщикам, обеспечивающим значительную долю отечественного энергетического экспорта. Одна из крупнейших компаний отрасли, ЭЛСИ, создает собственный транспортно-логистический кластер и с его помощью будет поставлять покупателям 100 млн тонн угля в год — на такой показатель добычи компания рассчитывает выйти уже к 2025 году.

Тонкая транспортная линия

Низкая готовность транспортной инфраструктуры в восточной части России к реальному развороту всей экономики на Восток ни для кого не стала сюрпризом, но именно необходимость перестроить в этом направлении потоки высокомаржинальных импортных товаров (прежде всего из Китая) привела к тому, что поставки многих российских экспортеров оказались на грани рентабельности. Причем многие отраслевые аналитики уверяют, что самый тяжелый удар пришелся именно по бизнесу угольных компаний — и на то есть несколько причин.

Во-первых, еще в прошлом году был отменен дисконт на зарубежные перевозки угля практически одновременно с повышением тарифов. В результате, как подсчитал генеральный директор агентства «INFOline-аналитика» Михаил Бурмистров, по сравнению с декабрем 2021-го уже в этом январе тариф на перевозки в среднем вырос на 30%, а для угольщиков и вовсе на 70–75%. И это при том, что значительная переориентация российских угольных экспортеров на восточные рынки привела к серьезному превышению предложения над спросом. Из-за этого, как говорил в прошлом октябре первый вице-премьер Андрей Белоусов, отечественным компаниям пришлось продавать сырье с дисконтом 50–60%.

Во-вторых, с момента резкого усиления санкционного давления в отношении России нагрузка на портовую и железнодорожную инфраструктуру Дальнего Востока выросла настолько, что буквально создала коллапс: еще в августе 2022 года представительство Владивостокского морского торгового порта объявило, что импорт контейнеров за последние три месяца вырос в полтора раза; аналогичная ситуация, как пишут СМИ, сложилась и в других портах региона. Причем контейнерные пробки возникли сразу на обоих направлениях, как на экспортном, так и на импортном, ведь России пришлось замещать очень значительный объем оборвавшегося европейского экспорта товарами с азиатских рынков.

На сухопутной границе между Россией и восточными странами происходит то же самое: с начала прошлого года и до конца июля поток автотехники из Хуньчуня в Краскино вырос на 150%, а на погранпереходе Турий Рог — Мишань подскочил на 50%.

В совокупности это означает, что логистическая нагрузка выросла не только на порты, изначально не рассчитанные на такие объемы перевалки грузов, но и на железнодорожную инфраструктуру, которая впоследствии помогает распределять все эти товары по территории страны.

Но сложность именно с перевозками угля еще и в том, что его транспортировка производится на тяжеловесных поездах, движущихся на малых скоростях, — а контейнерные могут ехать с той же скоростью, что и пассажирские. Из-за этого РЖД фактически вынуждена совмещать график движения медленных и менее маржинальных перевозок угля с высокомаржинальными и быстрыми контейнерными поездами. Подробно об этом в недавнем материале «Эксперта» рассказывал президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой (см. «Как разгрузить инфраструктуру на востоке», № 7 за этот год).

В такой сложной ситуации очевидно, что проблема сама собой не решится, ведь поворот российской экономики на Восток определенно стал долгосрочным явлением, а финансовые ресурсы государства в плане инвестиций в новые инфраструктурные проекты явно ограничены (ввиду того же растущего бюджетного дефицита). Остается два пути: либо сами угольщики займутся созданием новой качественной и рассчитанной именно на них инфраструктуры, либо России придется запускать иностранных концессионеров из тех же азиатских стран, чтобы они построили новые порты и дороги, а затем сами же получали от этого выгоду.

Одна из крупнейших российских угледобывающих компаний — ЭЛСИ — решила пойти именно по первому пути: уже в 2026 году, после ввода в эксплуатацию строящейся Тихоокеанской железной дороги (ТЖД), общая протяженность частной железной дороги, принадлежащей компании, составит около 1200 км.

К 2025 году ЭЛСИ рассчитывает выйти на показатель добычи 100 млн тонн угля в год

Сами добываем — сами вывозим

Для ЭЛСИ ограниченные возможности существующей транспортной инфраструктуры являются препятствием не просто для экспорта готовой продукции, но и для наращивания ее производства: если в 2022 году угольные предприятия компании добыли 45 млн тонн угля, то в 2023-м этот показатель превысит 50 млн тонн. В 2025 году благодаря динамичному развитию компании ее объем добычи вырастет еще в два раза — до 100 млн тонн. Именно поэтому ЭЛСИ инвестирует в развитие собственных транспортно-логистических мощностей — это позволит ей обеспечить себя независимыми от внешних факторов возможностями для экспорта.

Главный проект компании — Тихоокеанская железная дорога, которая строится в рекордно короткие сроки. Она пройдет по территории Якутии и Хабаровского края. Уже в 2026 году ТЖД будет введена в эксплуатацию и станет самой протяженной частной железнодорожной веткой России (626 км с учетом разъездов и станций). Сейчас строительство ведут собственная строительная компания «Эльга-Строй» и еще четыре подрядчика: «Рудтех», «Современные горные технологии», «СибГТК» и «Техвеб».

В работах задействованы около 4000 специалистов и более 550 единиц спецтехники: к началу апреля построено 112 км железной дороги, причем работы идут во встречных направлениях одновременно со стороны Эльгинского месторождения и мыса Манорский. Компания закупила 50 тыс. тонн рельсов, шпал, скреплений и других элементов верхнего полотна, а также 7500 тонн водопропускных труб — этих ресурсов достаточно для выполнения почти половины всего проекта. Суточный трафик на ТЖД составит 18 пар грузовых поездов. Грузопоток обеспечит подвижной состав из 15 локомотивов и 1200 вагонов.

Важно отметить, что у компании уже есть собственная железнодорожная ветка Эльга—Улак, по которой сейчас поставляется уголь заказчикам. В 2022 году ЭЛСИ завершила модернизацию этой ветки, связывающей Эльгинское месторождение с Байкало-Амурской магистралью. В результате ее пропускная способность выросла до 30 млн тонн угля в год.

«Все запланированные работы по модернизации перегона выполнены в полном объеме. Построены и введены в эксплуатацию все инфраструктурные объекты. Компания готова обеспечить полную загрузку перегона в соответствии с заявленными целями», — говорил по завершении работ генеральный директор ООО «УК “ЭЛСИ”» Александр Исаев.

Не только железная дорога

Чтобы обеспечить стабильные и предсказуемые поставки угля зарубежным покупателям, мало развивать только железные дороги — важна и перевалка с погрузкой на морские суда. Для создания непрерывной и устойчивой логистической цепочки ЭЛСИ строит морской угольный терминал «Порт Эльга» на побережье Охотского моря в районе мыса Манорский.

Его проектная мощность составит 30 млн тонн угля в год. Проект будет реализован в два этапа: на первом грузооборот составит 14 млн тонн в год, будут построены два грузовых причала для судов дедвейтом до 55 тыс. тонн. На втором этапе терминал сможет принимать суда дедвейтом до 85 тыс. тонн, будут построены еще два грузовых причала.

Действующий угольный терминал «Порт Вера» в Приморском крае в 2022 году ввел в эксплуатацию вторую очередь, в результате его перевалочные мощности увеличились до 7 млн тонн в год. Мощности терминала позволяют принимать суда дедвейтом до 64 тыс. тонн. В инфраструктуру терминала входят собственные подъездные железнодорожные пути, а также приемоотправочный железнодорожный парк. Благодаря работе «Порта Вера» стабильные поставки топлива получают страны Тихоокеанского региона: основными получателями грузов являются Китай и Южная Корея. Причем объем зарубежных поставок из этого порта продолжает расти: в 2022 году там произвели перевалку 6,3 млн тонн угля, на 1,3 млн тонн больше, чем годом ранее.

Так будет удобнее

Отдельной проблемой многих добывающих регионов страны остается низкая транспортная доступность промышленных объектов — из-за этого зачастую (особенно в тяжелых погодных условиях) возникают серьезные сложности в перемещении сотрудников компаний на места их работы и обратно к семьям.

В связи с ростом добычи тема транспортной доступности Эльгинского месторождения остается актуальной. Чтобы организовать более быструю и простую транспортировку людей, ЭЛСИ строит частный аэропорт. Сейчас ближайший к Эльгинскому месторождению авиатранспортный узел находится в Нерюнгри — оттуда рабочие должны сначала добраться до станции Верхний Улак или временного вахтового поселка «4 км», после чего в зависимости от времени года ехать от 7 до 12 часов на вахтовке до самого месторождения.

Запуск аэропорта позволит значительно сократить время в пути. Строятся взлетно-посадочная полоса длиной 2,5 км и аэропортовая инфраструктура. На первых порах перелет будет обеспечиваться бортами сторонних авиакомпаний.

В совокупности все транспортно-логистические проекты ЭЛСИ обеспечат компании возможности для стабильного наращивания производства угля и его устойчивых поставок зарубежным потребителям. А это, в свою очередь, гарантирует занятость местным специалистам и дополнительные налоговые отчисления в региональный бюджет, что позволит реализовывать новые программы по строительству и модернизации социальных объектов.

Фото: предоставлено пресс-службой

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Небо вам в клеточку, а не в алмазах Небо вам в клеточку, а не в алмазах

Стратегический вызов для отрасли — расширение сегмента искусственных алмазов

Эксперт
Почти 20 лет спустя: как сейчас выглядят герои культовой комедии нулевых Почти 20 лет спустя: как сейчас выглядят герои культовой комедии нулевых

Что стало с актерами "Евротура"?

VOICE
Склад вскладчину Склад вскладчину

Закрыт один из крупнейших фондов коллективных инвестиций в недвижимость

Эксперт
Как живут обладатели дополнительных пальцев: все, что вы не знали о полидактилии Как живут обладатели дополнительных пальцев: все, что вы не знали о полидактилии

Люди с полидактилией — кто это и в чем заключаются особенности их заболевания?

ТехИнсайдер
«Шелковая нить» для Персидского залива «Шелковая нить» для Персидского залива

Что сулит Ближнему Востоку ирано-саудовское примирение и при чем тут Китай

Эксперт
Лёгкость бытия Лёгкость бытия

Интерьер в стиле лёгкой современной классики в авторской интерпретации

SALON-Interior
УГМК: оцифровать порядок УГМК: оцифровать порядок

Экономический эффект может быть достигнут за счет цифровизации и организации

Эксперт
Ито Огава, «Канцтовары Цубаки» — отрывок из романа в переводе Дмитрия Коваленина Ито Огава, «Канцтовары Цубаки» — отрывок из романа в переводе Дмитрия Коваленина

Отрывок из книги, «Канцтовары Цубаки» в переводе Дмитрия Коваленина

СНОБ
Электронные слуги народа Электронные слуги народа

Антивирусные ограничения подстегнули цифровизацию государства

Эксперт
Капиталист в стране коммунистов. Каким получился «Тетрис» с Никитой Ефремовым? Капиталист в стране коммунистов. Каким получился «Тетрис» с Никитой Ефремовым?

«Тетрис»: учдачно ли сложился американский паззл в коммунистических декорациях

Правила жизни
Как разгрузить инфраструктуру на востоке Как разгрузить инфраструктуру на востоке

История с углем на востоке в определенной степени традиционная

Эксперт
Терпение, мудрость и прагматизм: 7 слов, помогающих жить в неопределенности, — обретите устойчивость Терпение, мудрость и прагматизм: 7 слов, помогающих жить в неопределенности, — обретите устойчивость

Как существовать в эти смутные времена полноценно, не теряя ни дня своей жизни?

Psychologies
Эксперты рассказали о ловушках с реверсивным движением: как ездить Эксперты рассказали о ловушках с реверсивным движением: как ездить

Как ездить по дорогам с реверсивным движением и какие ошибки допускают водители?

РБК
Гедонизм в эпоху дедлайнов: как менялся культ наслаждения от античности до наших дней Гедонизм в эпоху дедлайнов: как менялся культ наслаждения от античности до наших дней

Что такое гедонизм и может ли он сделать нас счастливее

Forbes
Одна вокруг света: инопланетное озеро Архентино и зубы дракона в Патагонии Одна вокруг света: инопланетное озеро Архентино и зубы дракона в Патагонии

214-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Патагония

Forbes
Как Анна Философова создала «Общество дешевых квартир» и решала женский вопрос Как Анна Философова создала «Общество дешевых квартир» и решала женский вопрос

Анна Философова — светская дама, боровшаяся за образование для женщин

Forbes
Максимально быстрый интернет на даче: как этого добиться Максимально быстрый интернет на даче: как этого добиться

Как сделать так, чтобы интернет на даче был максимально быстрым

CHIP
Смертоносные тренинги: как псевдопсихологи заманивают в секты и доводят учеников до самоубийства Смертоносные тренинги: как псевдопсихологи заманивают в секты и доводят учеников до самоубийства

Что же это за смертоносные тренинги и почему люди идут туда за помощью

Psychologies
Робоблоху научили высоко прыгать и быстро бегать с помощью высокого напряжения Робоблоху научили высоко прыгать и быстро бегать с помощью высокого напряжения

Робоблоху научили высоко прыгать и быстро бегать с помощью высокого напряжения

N+1
Как появилась мода на сейфы — имитации книг Как появилась мода на сейфы — имитации книг

Отрывок из книги «Книга как иллюзия» — о том, почему люди стали ценить книги

СНОБ
Пираты поневоле: чем опасны существа, которые дрейфуют по океану на кучах мусора? Пираты поневоле: чем опасны существа, которые дрейфуют по океану на кучах мусора?

Выброшенный людьми пластик становится новым домом для разных видов

Вокруг света
Проломленный череп и не только: причины, по которым британские монархи попадали в больницу Проломленный череп и не только: причины, по которым британские монархи попадали в больницу

Здоровье не купишь, и даже сильные мира сего не застрахованы от травм и болезней

VOICE
«Это всего лишь одно из жизненных испытаний»: как справиться с тревогой перед экзаменами «Это всего лишь одно из жизненных испытаний»: как справиться с тревогой перед экзаменами

Что такое тестовая тревожность и как справиться с ней перед экзаменами?

ТехИнсайдер
Романтическая, страховочная, протестная: 6 видов измен — психологическая типология Романтическая, страховочная, протестная: 6 видов измен — психологическая типология

Измены случаются по разным причинам и сопровождаются разными переживаниями

Psychologies
Короли небес: история о том, как создавались легендарные широкофюзеляжные самолеты Короли небес: история о том, как создавались легендарные широкофюзеляжные самолеты

1960-е – золотой век мировой гражданской авиации

ТехИнсайдер
Дэниел пропал, когда ему было 13 лет. Только через 8 лет родители узнали страшную правду Дэниел пропал, когда ему было 13 лет. Только через 8 лет родители узнали страшную правду

Крупнейшее расследование в истории Квинсленда, продолжавшееся 8 лет

ТехИнсайдер
Привычка расставаться: 9 признаков избегающего типа привязанности Привычка расставаться: 9 признаков избегающего типа привязанности

Вы обладаете избегающим типом привязанности? Прочитайте про него

Psychologies
«Слабакам тут не место!» «Слабакам тут не место!»

Профессиональный рыбак об особенностях своей работы

Лиза
Роуд-муви Ларисы Роуд-муви Ларисы

История бывшей секс-работницы Ларисы, которая открыла парикмахерскую на колесах

СНОБ
Ночные кошмары: почему нам снятся ужасы — 4 причины Ночные кошмары: почему нам снятся ужасы — 4 причины

Кошмары снятся всем: тревожат, пугают, парализуют. Но зачем-то они нам нужны?

Psychologies
Открыть в приложении