Антон Долотин перечисляет плюсы и минусы развития дизайн-индустрии в стране

Собака.ruДизайн

Антон Долотин

Текст: Ксения Гощицкая

От рынка в Лужниках и культовых в 1990-е кухонь «Шик» до запуска бренда с оборотом в 3 миллиарда: владелец Dantone Home Антон Долотин — пионер мебельного бизнеса в России. Пока консоли Dantone Home снимаются в сериале «Азазель» вместе с Максимом Матвеевым, Долотин готовится к открытию шоурума в Дубае, объясняет, почему молодым дизайнерам стоит как можно скорее переболеть синдромом iconic design, и перечисляет плюсы, минусы, подводные камни развития индустрии в стране.

От челнока до сети шоурумов Dantone Home в восьми городах России

Говорят, в 1990-х вы были представителем вновь актуальной профессии — работали челноком!

Я был челнок с образованием художника-живописца! Мой первый бизнес вырос из точки на ярмарке в Лужниках. Представьте картину: 1991 год, москвичи продают и покупают на рынке китайский ширпотреб, мне 21 год, я вожу из Харбина как бы европейского вида товары — и у моего прилавка всегда пусто. Тут бы смириться и закупаться, как все нормальные челноки, ангорой и лосинами, но мое художественное образование протестовало и требовало не лосин, а красоты! Что ж, тогда компаньоны отправили меня в Италию за партией обуви. У меня были пачка долларов в кармане и вдохновение — вместо ботинок я купил фуру кухонь с пармской семейной фабрики SCIC. Так мы и открыли «Шик» — первый в России магазин итальянской мебели. Через 10 лет у нас было 20 магазинов по всей стране. А к 2014 году «Шик» стали мультибрендами с очень приличным портфолио брендов: Fendi Casa, например.

Казалось бы, ретейлером Fendi Casa можно быть вечно! Как вы слезли с иглы люксовой мебели Made in Italy и запустили производство в России?

Мне помогли! Итальянцы парадоксальным образом сами начали губить ретейл своими же руками: они сбывали свою мебель налево и направо, забывая об обязательствах перед официальными дилерами. Представьте: ты открываешь пространство с премиальными брендами, инвестируешь миллионы, а все то же самое можно купить в полуподвале напротив у какого-нибудь архитектора. Учитывая сумму сделки (кухня Fendi Casa — это порядка 200 тысяч евро!), можно понять клиента, которого неудержимо тянет в подвал! В итоге у нас накопилась внутренняя обида на итальянских контрагентов, а в 2014 году подул ветер «Сделано в России» — так мы его назовем.

О, я помню первые порывы этого ветра!

Да, их сложно забыть — а мы ими еще и воспользовались: в таких обстоятельствах непреодолимой силы решение о запуске собственного бренда напрашивалось само. Плюс у нас был опыт производства мебели для отелей — и именно в России (мы сотрудничали с хорошим производителем мягкой мебели в Петербурге!).

Так и появился Dantone Home?

Запуск бренда мебели в России — это не пять минут и готово! Одно дело произвести 300 одинаковых кроватей в отель. И совсем другое — запустить модельный ряд из 40 кроватей разных конфигураций для ретейла. Я на год закрылся в импровизированной лаборатории (на самом деле это был подвал нашего шоурума!), где вместе с партнерами и дизайнерами приступил к разработкам. Конечно, где-то мы что-то копировали.

Вы в курсе, что снобы из дизайнерской индустрии выступают против бизнес-приема fake it till you make it?

Тогда я предвосхищу ваш вопрос и скажу, что сейчас мы от копирования отошли! У нас своя дизайн-команда.

Каково было запускаться в 2014-м — в год «черного вторника»?

Рубль обвалился, а у нас появился экономический гандикап. Наша мебель стала дешевле, чем у конкурентов: ведь она была произведена в России. Это сразу позволило нам серьезно нарастить обороты. И с тех пор, по большому счету, мы фиксируем каждый год рост оборота в 30 процентов.

Мебель из коллекции Dantone Home “New Classic” сняли в интерьерах музея-усадьбы Муравьевых-Апостолов в Москве

Как устроить производство в России и какие бизнес-модели работают, а какие нет

Звучит так, будто взять и построить большой мебельный бренд в России — это так просто, что даже странно, что у нас одна русская «Икеа» не конкурирует с другой!

Сейчас я очень быстро развею ваши фантазии. Возьмем, например, отношения бизнеса и банковской системы России. Вот мы — бренд Dantone Home. Но здесь встает вопрос: а кто такие эти «мы»? В банковской системе РФ, например, этого понять никак не могут. С их точки зрения, есть производители. И есть продавцы. А мы не те, и не другие. Поэтому у нас нет никаких льгот.

Да, мы бренд, но 70% нашей продукции мы делаем на аутсорсе, сотрудничая с более чем 100 производствами: на сегодняшний день это наиболее жизнеспособная бизнес-модель. Так построен процесс у вышеупомянутой вами Ikea: одни придумывают — другие реализуют.

То есть вы не хотите становиться хозяином заводов и пароходов?

Про пароходы вы как в воду глядите — я ведь занимался яхтами, представлял группу Azimut Benetti в России. А вот заводы — нет. Все, что мы можем отдать на аутсорс — отдаем. Кухни делаем сами. А мягкую мебель заказываем у подрядчика, который 95% единиц делает под нас. Да, это значит, что завтра мы можем стать владельцами этой фабрики. Но мы не хотим! Производственные процессы — лишняя компетенция, которая может разрушить наш рост: вместо развития компании мы будем заниматься вопросом, кто спер поролон со склада.

В чат вошли эджайл, скрам и дорожная карта!

Все так! Вот есть калифорнийские мастодонты Restoration Hardware. В прошлом году они заявили: «Хотим по капитализации и узнаваемости быть на уровне Hermes». Заявка вау. Смотрю, как устроены их шоурумы, маркетинг, и вынужден согласиться: они действительно лежат в этом направлении. Но если они будут резать поролон и клеить фанеру, им будет не до Hermes — они будут круглосуточно заняты фанерой и поролоном! Английские и американские бренды в средней ценовой категории, к коей мы себя причисляем, сами ничего не делают. Развивают ретейл, бренд, дизайн-экспертизу, как принято сейчас говорить, но стулья сами не пилят. Для этого у них исторически еще с колониальных времен были Китай, Индия, Вьетнам.

Извините за колониальный вопрос: а что в таком случае есть у нас? Наше российское производство вообще по правильному пути идет?

Нет, по неправильному. Нужно разделять бренд и производственные площадки. Тогда в выигрыше будут все: производство сможет делать не только для себя, а бренд — тендерить продукт на разных производствах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глаша Гурьянова Глаша Гурьянова

Глаша Гурьянова — петербургский бьюти-феномен

Собака.ru
Легендарная пара: как компания Nike и Майкл Джордан подсадили весь мир на кроссовки Легендарная пара: как компания Nike и Майкл Джордан подсадили весь мир на кроссовки

«Air: большой прыжок» — о том, как Air Jordan изменили отношение к кроссовкам

Forbes
Мария Миногарова Мария Миногарова

Мода — это работа! Что мы будем носить осенью? Русских дизайнеров!

Собака.ru
Как стартап Writer решает большие проблемы генеративного ИИ Как стартап Writer решает большие проблемы генеративного ИИ

Writer обещает клиентам, что их языковые модели не будут фантазировать

Forbes
Черви под анандамидом принюхались и захотели перекусить Черви под анандамидом принюхались и захотели перекусить

Механизм действий каннабиноидов оказался схож с человеческим

N+1
Стесняюсь спросить: от чего зависит запах пота и как его устранить Стесняюсь спросить: от чего зависит запах пота и как его устранить

Что влияет на запах пота, как его уменьшить и можно ли вообще перестать потеть?

Правила жизни
Как сделать конфликт конструктивным: 7 шагов Как сделать конфликт конструктивным: 7 шагов

Конструктивно дискутируя, мы можем прийти к оптимальному решению конфликта

Psychologies
Ум отъешь Ум отъешь

Про игры, в которые человека вовлекает еда

Grazia
Как на самом деле женщины и мужчины относятся к браку: ожидания, страхи и приоритеты — объяснение психологов Как на самом деле женщины и мужчины относятся к браку: ожидания, страхи и приоритеты — объяснение психологов

Почему даже счастливые браки рушатся из-за досадного недопонимания?

Psychologies
Прощай, молочница Прощай, молочница

Молочница: в чем ее причины, чем она опасна и почему возвращается снова и снова

Лиза
Сколько чувств на самом деле необходимы человеку Сколько чувств на самом деле необходимы человеку

У любого могут возникнуть сомнения в том, что наши чувства ограничиваются пятью

ТехИнсайдер
«Нет никакого развития»: в чем особенности зависимых отношений — 3 компонента «Нет никакого развития»: в чем особенности зависимых отношений — 3 компонента

Что отличает зависимые отношения и можно ли превратить их в здоровые?

Psychologies
5 типов токсичных родителей: как исправить отношения — психологический разбор 5 типов токсичных родителей: как исправить отношения — психологический разбор

Пять типов токсичных матерей и отцов и способы пересмотреть отношения с ними

Psychologies
Может ли подруга заменить мать: история одной женской дружбы Может ли подруга заменить мать: история одной женской дружбы

Отрывок из книги «Элиза и Беатриче. История одной дружбы»

Forbes
Венгерское море: чем прославилось озеро Балатон Венгерское море: чем прославилось озеро Балатон

Озеро Балатон — живой свидетель многих событий национальной истории

Вокруг света
Японцы сделали рюкзак с руками Японцы сделали рюкзак с руками

Этот рюкзак позволяет подключать до шести роборук одновременно

N+1
Хроника «оздоровления»: как Twitter изменился под руководством Илона Маска Хроника «оздоровления»: как Twitter изменился под руководством Илона Маска

Как Twitter изменился с тех пор, как его купил Илон Маск

Inc.
«Искатели закономерностей». Как аутизм способствует человеческой изобретательности «Искатели закономерностей». Как аутизм способствует человеческой изобретательности

Гиперсистематизирующий склад ума позволяет экспериментировать с закономерностями

N+1
Почти за те же деньги. Jeep Wrangler & УАЗ «Хантер» Почти за те же деньги. Jeep Wrangler & УАЗ «Хантер»

Американская классика vs не менее классическая отечественная продукция

4x4 Club
Светлана Колпакова: «После «Оттепели» я отказывалась от многих предложений в кино. Не хотелось понижать планку» Светлана Колпакова: «После «Оттепели» я отказывалась от многих предложений в кино. Не хотелось понижать планку»

Главное для меня — понимание роли

Коллекция. Караван историй
Хотите перестать прокрастинировать? Нейробиолог из Стэнфорда советует принять холодный душ. Вот почему Хотите перестать прокрастинировать? Нейробиолог из Стэнфорда советует принять холодный душ. Вот почему

Зачем мы прокрастинируем, если это нелогично?

Inc.
Не маскирует возраст, но сохранила рыжую гриву: как изменилась обаятельная звезда Не маскирует возраст, но сохранила рыжую гриву: как изменилась обаятельная звезда

Австралийская актриса Миранда Отто стала звездой мирового масштаба в одночасье

VOICE
Цена удовольствия! Мужчина сломал пенис во время самой опасной позы в сексе Цена удовольствия! Мужчина сломал пенис во время самой опасной позы в сексе

Всегда полезно не только прочитать "Камасутру", но знать о своих возможностях

ТехИнсайдер
Дуракам счастье: история Тимоти Декстера — человека, разбогатевшего благодаря глупым поступкам. Или нет Дуракам счастье: история Тимоти Декстера — человека, разбогатевшего благодаря глупым поступкам. Или нет

Тимоти Декстер вошел в историю как глупый, но очень удачливый предприниматель

Maxim
Рыба гниет с головы: татарская притча о лжи и пороке Рыба гниет с головы: татарская притча о лжи и пороке

Одна из притч из книги Татьяны Муравьевой «Мифы Поволжья»

Psychologies
Что такое anti-age питание Что такое anti-age питание

Оставаться молодыми и красивыми можно благодаря правильной и вкусной пище

Лиза
Почему в России так популярны фильмы Marvel — мнение психолога Почему в России так популярны фильмы Marvel — мнение психолога

Что притягивает нас в супергеройских картинах?

Psychologies
Голливудская «Аллея славы» Forbes: самые богатые знаменитости в истории Голливудская «Аллея славы» Forbes: самые богатые знаменитости в истории

Собственная голливудская «Аллея славы» Forbes

Forbes
Капля за каплей: правда и мифы об инфузионной терапии Капля за каплей: правда и мифы об инфузионной терапии

Витаминные капельницы называют одним из ЗОЖ-трендов. Всем ли они подходят?

Правила жизни
Альтернативное будущее: 5 научно-фантастических книг о других мирах Альтернативное будущее: 5 научно-фантастических книг о других мирах

Подборка электронных и аудиокниг – романов о том, что нас ждет

ТехИнсайдер
Открыть в приложении