Гибридный двигатель высшей школы
Традиционный университет должен остаться жить, но ему придется усиленно заниматься онлайн-образованием
Пандемия стала драйвером развития онлайн-образования. Карантинные ограничения резко интенсифицировали цифровизацию. Даже консервативные университеты вынуждены были начать перестраивать образование и существенно увеличивать долю дистанционного обучения, отвечая на вызовы ковида.
Конечно, цифровизация рынка образования началась до пандемии, как и дистанционное образование. Если не всегда, то очень давно и достаточно широко существовал частичный дистант в форме заочки в Советском Союзе. Заочное образование — программы и даже целые факультеты — было, как выражались в те времена, кузницей управленческих кадров, а также инженерных и педагогических. Хотя к такому образованию в академической среде принято относиться свысока и с определенной долей иронии.
Не стоит сбрасывать со счетов и экстернат, малораспространенная форма получения высшего образования, но встречающаяся на практике и разрешенная законом.
Казалось бы, онлайн — это очередное такое новшество, которое надо посчитать как хорошо забытое старое. Так ли это?
Как интуитивно, так и на уровне здравого смысла понятно, что на наших глазах происходят структурные сдвиги в организации высшего образования и параллельно с этим в способах получения знаний и освоения компетенций.
Чтобы разобраться в том, что происходит, и понять, что делать, нужно выделить ключевые тенденции, которые позволили совершиться цифровой онлайн-революции в образовании на рубеже 2020-х годов.
Тенденция первая
Простая и очевидная — интенсивное развитие интернета и вызванный этим взрывной рост коммуникационных технологий. Это позволило втянуть образовательную деятельность в технологический бизнес. Или говоря иначе, потребность учиться оказалось достаточно легко коммерциализировать, когда с помощью цифровых коммуникаций можно дотянуться до миллионов пользователей. Точные данные отсутствуют, но по оценкам ЮНЕСКО и ОЭСР, количество студентов в 2020 году во всем мире было более 150 млн. Целая университетская страна, готовая платить деньги за обучение. Если к этому добавить еще несметное количество желающих получать дополнительное образование, то возникает гигантский и весьма привлекательный рынок для инвесторов в технологические стартапы.
Образовательный рынок в мире в 2020 году оценивался в $77 млрд, по прогнозам, в 2026 году он достигнет $115 млрд. При этом рынок технологий образования оценивался почти в $75 млрд в 2019 году, и ожидается, что к 2027 году он достигнет $318 млрд.
Одним из первых и наиболее успешных технологических проектов в онлайн-образовании стала платформа Coursera. Она возникла в 2012 году, а уже через пять лет у нее было 87 млн пользователей. За 10 лет возникло более 1 тыс. онлайн-платформ, которые предлагают пользователям профессиональное обучение. Самые популярные глобальные образовательные ресурсы — LinkedIn Learning, Udemy, Skillshare и Khan Academy, а в России — Skillbox, GetCourse, Netology. Онлайн-платформы вступают в коллаборации с университетами. Так, с Coursera сотрудничает около 150 учебных заведений.
Тенденция вторая
В последние 10–20 лет происходили достаточно успешные трансформации в высшей школе в странах, лидирующих в сфере образовательных услуг. Отчасти это следствие изменений, происходящих на рынке труда, а отчасти это связано с формированием глобального рынка высшего образования. Рынок образования заставляет коммерциализироваться традиционные университеты, в том числе за счет увеличения массовости обучения и расширения связей с университетами других стран, это так называемая академическая мобильность. И с этой задачей помогают справиться онлайн-курсы, которые доступны в любое время и в любой точке мира. Одни университеты сами готовы предлагать свои курсы студентам, а другие на взаимовыгодных условиях захватывают ниши на рынке глобального образования, сотрудничая с той же Coursera.