Полет миллиардера Ричарда Брэнсона сделает космос доступнее

ЭкспертНаука

Эх, прокачу!

Полет миллиардера Ричарда Брэнсона на ракетоплане VSS Unity, разработанном в его собственной компании Virgin Galactic, не даст человечеству нового знания и технологий, но сделает космос доступнее для любителей неба и скорости. Наиболее состоятельных

Александр Астапов

AP Photo/Andres Leighton/ТАСС

«Это приключение всей моей жизни», — сказал Ричард Брэнсон в прямом эфире, разглядывая землю сквозь иллюминатор с высоты 88 километров. 71-летний миллиардер известен как «бизнесмен в стиле панк» (причем в прямом смысле — еще в молодом возрасте его звукозаписывающая компания не дала цензуре и истеблишменту убить легендарную группу Sex Pistols), так и эксцентричными выходками (и не эпатажа ради, а просто так он живет — ну, проиграл спор, пришлось весь день ходить в женском платье, а что такого?). И когда Америку в начале нулевых захлестнула мода на новые технологии, решил поступить по-своему: сделать полеты в космос пусть дорогой, но доступной забавой, вроде уличных гонок. Или, что еще ближе, коммерческих полетов на «демилитаризированных» самолетах (немало читателей «Эксперта» хоть раз в жизни, да прокатились в передней кабине L-39, а то и МиГ-29 — думаете, в Америке по-другому?).

По проторенной дорожке

Итак, суборбитальные полеты (по большинству регламентов официальная граница космоса — 100 км, так называемая линия Кармана, но некоторые классификации, например ВВС США, определяют границу ниже — на уровне 80 км) на ракетоплане, стартующем с самолета-носителя. Технически это было реализовано 62 года назад американской компанией North American. Ее экспериментальный ракетоплан Х-15 впервые отделился от крыла самолета (бомбардировщика В-52) 8 июня 1959 года. Всего три ракетоплана совершили 199 полетов, один закончился катастрофой (потеря управления с попаданием в плоский штопор на высоте 18,9 км и скорости около 5000 км/ч). Полеты выглядели так: после отделения от самолета-носителя на высоте около 15 км ракетоплан уходил вперед и вверх, после чего приземлялся на поверхность высохшего соляного озера. Длительность полета — около 15 минут, максимально достигнутая высота — 107 960 метров, максимальная скорость — 6206 км/ч. Программа Х-15 была закрыта NASA в пользу орбитальных полетов на ракетах, а один из ее участников, Нил Армстронг, стал первым человеком на Луне.

Закрытие программы отменило в 1963 году и ее продолжение, проект космического истребителя-бомбардировщика Х-20 — он должен был разгоняться уже до 25 тыс. км/ч на высоте около 160 км, а при пролете над целью «нырять» на 4560 км и осуществлять бомбометание. Чуть позже, в 1964 году, стартовала и советская программа, но уже полноценного орбитального самолета «Спираль» — спустя десяток лет экспериментов и пусков необитаемых аппаратов она была закрыта, чтобы дать старт известной программе «Энергия-Буран», выросшей как ответ американскому «Спейс Шаттлу», в свою очередь, «выросшему» из проекта Х-20.

Импрессионист от инжиниринга

Как видим, наработки в области «крылатого космоса» у человечества в изобилии. Но одно дело дорогостоящие эксперименты NASA и совсем другое — коммерческий проект для любителей экстрима. И тут они нашли друг друга — «бизнесмен в стиле панк» Брэнсон и Берт Рутан, роль которого в современном авиаинжиниринге можно сравнить лишь с ролью Малкольма Макларена, продюсера Sex Pistols, в популярной музыке… и с репутацией Брэнсона в мире бизнеса. Крошечный Quickie, облетевший вокруг света без посадки Voyager, гоночный Pond Racer — и эти, и десятки других разработок Рутана выделялись и нестандартной компоновкой (как следствие, непривычным, но всякий раз крайне «облизанным» видом), и технологическими новшествами. В 1930-е годы таких радикалов в авиаинжиниринге было много (в том числе в СССР — Калинин, Москалев, Бартини…), да и позже они встречались не раз, но последние полвека — «он такой один», возмутитель спокойствия, экспериментатор и импрессионист от инжиниринга Берт Рутан.

«Космическая» часть карьеры Рутана стартовала немногим позже авиационной: еще в 1990 году вышла на орбиту первая в истории космическая ракета-носитель Pegasus, разработанная с его участием. Она стала еще и первой космической ракетой, запущенной с борта самолета — и первым крылатым аппаратом, превысившим в атмосфере скорость 8000 км/ч. А в 2004 году полетел суборбитальный пилотируемый аппарат SpaceShipOne, разработанный на деньги Пола Аллена, сооснователя Microsoft. Напоминающий бочонок с крылышками аппарат отделялся от самолета-носителя (тоже созданного Рутаном) на высоте 14 км и продолжал вертикальный полет на собственном ракетном двигателе со скоростью около 3000 км/ч, в семнадцатом своем полете достигнув высоты 112 км. Приз X-Prize, учрежденный частным фондом, — 10 млн долларов тому, кто запустит в космос аппарат дважды подряд в течение двух недель, — был получен, и Рутан со товарищи решил более не рисковать. Приз, к слову, крошечный в сравнении со стоимостью проекта — но Пол и Берт гнались отнюдь не за деньгами.

Помимо спонсоров «на проект» у Рутана и его авиаинжиниринговой компании Scaled Composites с 1982 года был постоянный инвестор и меценат, не менее известный и эксцентричный миллиардер, летчик и воздухоплаватель, обладатель многих рекордов Стив Фоссет, И именно Фоссет сразу после закрытия проекта SpaceShipOne вовлек в космическую авантюру Брэнсона. А заодно и в другой проект — одиночный беспосадочный кругосветный перелет (конечно же, за штурвалом Фоссет, а машина разработки Рутана). Вокруг света за 80 часов (точнее, 41,7 тыс. км за 76 часов) были пройдены в феврале 2006-го. Но через полтора года Фоссет разбился на прогулочном самолете, и Рутан с Брэнсоном остались без общего друга, но по-прежнему в одной компании, названной Virgin Galactic.

Ричард Брэнсон остался доволен тем, как прошел первый в истории человечества культурно-развлекательный полет в космос. Susan Montoya Bryan/AP/TASS

Второе рождение авиаматки

Прототип будущего космолета был показан в 2009 году. И удивил своей консервативностью. По меркам Рутана, конечно. Дозвуковой самолет-носитель (в СССР 1930-х это называлось «авиаматкой») — четырехмоторный, двухфюзеляжный, к высокорасположенной средней консоли (соединяющей фюзеляжи) снизу подвешивался собственно ракетоплан — одномоторная бесхвостка с дельтовидным крылом и двумя килями на концах плоскостей. Но внешность обманчива: за почти традиционным силуэтом скрываются оригинальная схема торможения при входе в атмосферу (хвостовые балки складываются, после чего аппарат становится похожим на волан) и ракетный двигатель, использующий в качестве топлива твердый полибутадиен, а окислителя — газообразную закись азота (прямо как у стритрейсеров!). Да и перфорированный множеством круглых иллюминаторов дизайн — фирменный почерк Рутана. И напоминает скорее футуристический бизнес-джет, чем космический корабль. В том числе внутри: шесть кресел с широким проходом между ними и большими иллюминаторами по бортам и поменьше — на крыше созданы явно не для аскетов-экстремалов.

Но за первой выкаткой последовали долгие испытания и доводка машины, и на это ушли многие годы. К 2011-му стоимость проекта уже превысила 400 млн долларов и продолжала расти (по разным оценкам, в программу уже вложено от 1,1 до 2,5 млрд долларов, в том числе сторонними инвесторами). Ударом для команды стала катастрофа первой машины (как выяснилось, по причине человеческого фактора) в 2014 году. Рутан в отчаянии подал в отставку и сложил с себя полномочия СЕО, согласившись остаться лишь главным техническим директором. Но работы продолжались. Подлеты, полеты, первое включение «ракеты» в воздухе… И лишь после двух «полноценных» суборбитальных (на высоту выше 80 км) полетов в декабре 2018-го и феврале 2019 года стало ясно: машина получилась, можно и пассажиров на борт.

Легкая прогулка в космос

Что было дальше — все мы видели в прямом эфире. Брэнсон приехал в свой космопорт на велосипеде (предварительно позавтракав в компании Илона Маска), после чего занял место позади двух пилотов в пассажирской кабине рядом с тремя пассажирами разного пола и цвета кожи. Без скафандров и гермошлемов, в обычных комбинезонах, подобно пассажирам авиарейсов столетней давности. Взлет носителя, отделение на 15 км ракетоплана, 20 минут суборбитального полета на скорости около 4000 км/ч и успешное приземление в штатном режиме.

Так продолжилась, но отнюдь не завершилась, наверное, самая мечтательная история в мире космоса, исследований и технологий. Скоро за четверть миллиона долларов стать ее частью сможет каждый. Да и очереди будут не такими и большими: в планах Virgin Galactic флот из пяти космических… катеров.

А 20 июля мы ожидаем полет в космос другого миллиардера, основателя Amazon Джеффа Безоса. Тоже суборбитальный, тоже на многоразовом аппарате — но уже классической, ракетной, конструкции. И тоже созданном для прогулок над земным шариком для всех богатых и влюбленных в небо.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Делимобиль»: трудности коммунистического роста «Делимобиль»: трудности коммунистического роста

Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании

Эксперт
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

Эксперт
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Если что, я мигом подлечу Если что, я мигом подлечу

Вот-вот мы сможем вырваться из потока машин и подняться над городской суетой

GQ
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Гингивит: десна болит Гингивит: десна болит

Что делать, если десны воспалились?

Лиза
Как взлетает мирный атом Как взлетает мирный атом

О новых возможностях мирного атома и критических технологиях безопасности

Монокль
Муравьи запомнили запах своих врагов Муравьи запомнили запах своих врагов

Черные садовые муравьи запоминают своих сородичей из других колоний после стычек

N+1
Повреждения на 30-тысячелетних зубах кроманьонцев объяснили пирсингом Повреждения на 30-тысячелетних зубах кроманьонцев объяснили пирсингом

Антрополог проанализировал повреждения на зубах древних людей

N+1
Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских? Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских?

Что собой представляет фольклор Азии и как он отражается в современной культуре?

Правила жизни
5 самых страшных форм манипуляции 5 самых страшных форм манипуляции

От газлайтинга до триангуляции: как вами может манипулировать партнер?

Psychologies
Tabor уехал домой Tabor уехал домой

Почему сервисы онлайн-знакомств теряют аудиторию

Ведомости
Сладкая правда Сладкая правда

Не все знают, что и у сахарозаменителей есть свои плюсы и минусы

Лиза
До чего дошел прогресс До чего дошел прогресс

Главные тренды, которые стали знаковыми для развития науки и технологий в 2024

Ведомости
7 признаков психического здоровья 7 признаков психического здоровья

Как понять, что ваше психическое здоровье в норме?

Psychologies
Миллионы за штопку дырок Миллионы за штопку дырок

За год белые хакеры обнаружили более 6000 уязвимостей в российских IТ-системах

Ведомости
7 фильмов про близнецов, которые стоит увидеть хотя бы единожды 7 фильмов про близнецов, которые стоит увидеть хотя бы единожды

Фильмы, которые показывают невероятную химию между близнецами

Maxim
Детский стресс повлиял на метилирование ДНК в сперматозоидах у взрослых мужчин Детский стресс повлиял на метилирование ДНК в сперматозоидах у взрослых мужчин

В сперме у мужчин с тяжелым детством уровень метилирования ДНК ниже

N+1
Ветер с Востока Ветер с Востока

Принципы «Магической уборки» японской писательницы Мари Кондо

Лиза
Воздушные винты помогли ходячему роботу сохранить равновесие во время бега Воздушные винты помогли ходячему роботу сохранить равновесие во время бега

Робот KOU-III не может летать — он использует винты для равновесия

N+1
Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям

60 вопросов, которые пока еще не поздно задать своим родителям

Psychologies
Открыть в приложении