Американская трагедия: когда цифра не лучше локомотива
Как General Electric не сумела превратиться в глобального цифрового лидера и чуть было не стала банкротом
В прошлом году одна из старейших промышленных корпораций мира американская General Electric пережила один из худших периодов в своей истории. Котировки GE обрушились: если в январе акции компании стоили дороже 18 долларов за бумагу, то в декабре они упали до 6,5 доллара. Убытки, огромные долги (в третьем квартале 2018 года соотношение долга к капиталу превысило 230%), неудачные инвестиции и другие проблемы тянули компанию на дно. Если сравнить декабрьский минимум с котировками начала 2000-х, когда GE была на пике, то падение будет примерно восьмикратным.
После того как компанию в 2001 году покинул «нейтронный» Джек Уэлч, считающийся одним из лучших менеджеров XX века, General Electric, которая была ведущим производителем железнодорожной техники, авиадвигателей, оборудования для энергетики, начала активно инвестировать в разработку цифровых решений. Новый глава компании Джеффри Иммельт обещал превратить ее в глобального цифрового лидера. Кроме того, он практиковал масштабные инвестиции и сделки M&A. Но не все проекты оказались успешными, а некоторые можно считать провалом, ставшим одной из причин кризиса.
В 2015 году корпорация создала подразделение GE Digital для интеграции в этой структуре многолетнего опыта различных подразделений компании в области промышленных и программных сервисов, а также для развития консолидированных решений на базе облачной платформы Predix, в разработку которой General Electric инвестировала несколько миллиардов долларов.
Аналитические сервисы Predix включают в себя разноуровневую обработку собранных индустриальных данных, подсистему превентивной диагностики и мониторинга состояния оборудования на основе статистических моделей. Predix была создана для собственных нужд компании, связанных с внедрением интернета вещей (IoT). Затем General Electric решила на ее базе сделать продукт для других компаний и, в частности, открыла доступ к платформе для авиакомпаний и коммунальных служб.
В 2017 году у Predix было около тысячи клиентов и более 960 партнеров в цифровой экосистеме, включая Amazon и Microsoft — крупнейших игроков на рынке облачных технологий. Их облачные платформы AWS и Azure были использованы для запуска цифровой платформы Predix. Количество заказов на Predix выросло более чем вдвое по сравнению с 2016 годом. География пользователей была достаточно обширной, на тот момент платформа работала более чем в 85 странах.
GE совместно с Apple создала инструментарий для разработчиков (Predix SDK for iOS), который упростил взаимодействие мобильной операционной системы iOS с Predix. Выгода Apple от сделки с GE заключается в увеличении числа корпоративных клиентов, среди которых калифорнийский гигант мог продвигать свою платформу.
И хотя цифровое направление оставалось приоритетным для материнской компании, в конце прошлого года GE Digital столкнулась с финансовыми трудностями, что привело к сокращению бюджета и штата сотрудников. Несмотря на большие инвестиции в Predix, GE не сумела создать универсальный «коробочный» продукт. Платформа могла работать в основном с оборудованием производства GE. Кроме того, разработчики не обновляли программное обеспечение, а для выполнения обычных задач требовалось много времени. В 2017 году система, которая должна отвечать за оптимизацию производственных процессов, даже уходила на профилактику. В итоге без развития собственной ИТ-инфраструктуры и с развитием конкуренции на рынке платформ интернета вещей проект попросту устарел.
В результате в декабре прошлого года General Electric объявила о реструктуризации цифрового сегмента. Будет создана новая компания — разработчик программного обеспечения для IoT, куда войдут продукты GE Digital, GE Power Digital и Grid Software Solutions. Контрольный пакет перейдет к инвесткомпании Silver Lake. При этом управляться компания будет независимым советом директоров, а глава GE Digital Билл Рух покинет свой пост. С идеей глобального цифрового лидерства де-факто пришлось расстаться.
Стоит отметить, что Джеффри Иммельт ушел из GE еще раньше — в 2017-м. Его сменил Джон Фланнери. Правда, и он проработал недолго, и в прошлом году компанию возглавил Лари Карп. Ему и придется решать накопившиеся проблемы.
Помимо не полностью оправдавших себя цифровых решений компания столкнулась с проблемами в бизнесе в целом, связанными с неудачными инвестициями, сделками M&A, выкупом собственных акций, падением продаж и прибыли в отдельных сегментах. В итоге за последние два года убытки GE составили почти 32 млрд долларов.
Чтобы сократить издержки, General Electric вынуждена закрывать нерентабельные объекты и продолжить сокращение персонала. Например, потери в энергетическом бизнесе в четвертом квартале 2018 года были значительнее, чем ожидалось: падение выручки составило 22% год к году. Что касается авиационного сегмента, денежный поток от которого в прошлом году составил более 4 млрд долларов, то авиакатастрофа Boeing 737 MAX может негативно сказаться на рентабельности и авиаконцерна, и самой GE в среднесрочной перспективе. Сокращение производства 737 МАХ на 20% грозит сорвать план поставок двигателей для самолетов и привести к снижению свободного денежного потока от авиационного сегмента. В итоге не исключено еще большее торможение стагнирующего бизнеса в текущем году.
General Electric необходимо обеспечить приток наличности, чтобы осуществить выплаты по долгу в размере более 18 млрд долларов в 2020 году. Новый менеджмент компании собирается это делать в том числе за счет продажи части активов. В частности, уже объявлено о сделке по дочерней компании Life Sciences.
Продажа этого биофармацевтического подразделения за 21 млрд долларов плюс около 400 млн долларов пенсионных обязательств может спасти компанию от дефолта. Тем не менее при успешной продаже компания лишается второго по величине источника наличности, который принес компании около 3 млрд долларов свободного денежного потока в 2018 году. Более того, не исключена продажа доли в совместном предприятии с итальянской Enel в области возобновляемой энергетики, которая на текущий момент оценивается более чем в миллиард долларов. Если эта сделка состоится и прочие меры оптимизации, заявленные компанией в текущем году, будут реализованы, General Electric сможет нарастить положительный поток денежных средств на 0,5–1 млрд долларов к 2020 году.
После того как новое руководство начало предпринимать энергичные шаги по сокращению затрат и снижению долга, GE удалость получить прибыль в четвертом квартале прошлого года и в первом квартале 2019-го. За январь–март компания заработала 3,55 млрд долларов против убытка 1,18 млрд за аналогичный период прошлого года. Ее акции тоже начали дорожать. Сейчас они торгуются в районе 10 долларов за бумагу.
При этом стоит обратить внимание, что в текущем году компания сократила выплаты дивидендов с 0,96 доллара на акцию до 0,04 доллара из-за высокого риска дефолта и отсутствия положительного денежного потока, в результате дивидендная доходность акций GE упала с 5,17 до 0,4%. Таким образом, в связи с финансовой нестабильностью, трудностями в ключевых сегментах и замораживанием проектов в перспективных направлениях, таких как IoT и Индустрия 4.0, сегодня бумаги GE выглядят очень рискованным активом.
Финансовые показатели GE в 2018 году по сегментам (млрд долл.)
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl