Мосты в голове
Что такое ассоциации, как возникают, можно ли их поменять и почему некоторые вещи, звуки, ароматы или обстоятельства у всех нас вызывают разные образы, а другие – совершенно схожие? Мы обратились к экспертам, чтобы разобраться в этих вопросах.

У всех нас любой образ вызывает какую-то мысль – осознанно или бессознательно. Почему-то при названии фильма «Ирония судьбы» большинство вспомнит Новый год, значительно меньше людей – свой поход в баню, еще меньше задумаются о кинематографе в целом. Свежие цветочные ароматы принято считать летними, а мускусные и древесные – зимними, хотя никто такое правило не придумывал. А вечер воскресенья часто вызывает тревожность – ведь мысленно мы уже в завтрашнем дне на работе. Все дело в ассоциативном восприятии: именно оно приводит к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, напрямую или косвенно связанного с ним.
Молочная пенка – это невкусно, или что такое ассоциации
Ассоциации – это врожденная функция нашего мышления и восприятия, удалить ее, как ярлык на экране ноутбука, невозможно. Они помогают нам связывать идеи, воспоминания и эмоции, создавая сложные сети в нашем сознании. «Уже у детей появляется первая ассоциация “Мама – молоко”, – объясняет Анастасия Земан, практикующий психолог. – Мы не можем игнорировать всплывающие мысли, они появляются хаотично. Кружка – пить, шоколад – сладость. Мозгу необходимо все связать и упорядочить, составить карту жизни, чтоб идти по ней и видеть готовые пути решения проблем. Мы не пойдем в кафе, в котором однажды отравились, но несколько раз отправимся в парк с красивыми цветами».
В то время как создаются паутины в голове, их обладатель бессознательно выбирает поведенческие роли. «Выходя во взрослую жизнь, человек даже не подозревает, как эти ассоциации влияют на его поведение, взаимодействие с окружением, качество жизни. Одни помогают развиваться, расти, другие “топят”. Например, мысль “Я один”. Для одного это фраза означает глубокое одиночество, тоску, депрессию. Из этого состояния он не может взаимодействовать с окружением. Для другого – радость, спокойствие, свободу. Он наполнен и может общаться с миром. Для третьего – это и первое, и второе, но в разные моменты жизни. И человек удивляется и говорит себе: что со мной не так? И еще больше погружается в негативное восприятие себя и мира», – поясняет Вита Андаран, телесно-ориентированный психолог, РПТ-терапевт.
И да, о молочной пенке. Найдется не так много людей, которые при ее виде не поморщатся. Почему так? Но и здесь ассоциации индивидуальны: кого-то горячее молоко мысленно отсылает во времена детского сада и невкусной еды, другим неприятен аромат, третьим – консистенция. Психоаналитики рассматривают эту тему глубинно, связывая молоко с младенческой привязанностью. Словом, мы можем даже не осознавать, почему тот или иной объект вызывает у нас негативные эмоции. И более того – не всегда есть смысл это выяснять.