Дочь Нила: как феминистка Дориа Шафик боролась с диктаторским режимом в Египте
Дориа Шафик училась в Сорбонне, руководила редакцией женского глянцевого журнала, входила в ближний круг бывшей королевы Египта, штурмовала парламент, требуя избирательных прав для женщин, и провела 18 лет под домашним арестом. Вот ее история
Девушка, которая много училась
В 1924 году 16-летняя египтянка Дориа Шафик должна была выйти замуж — об этом перед своей смертью настояла ее мать. К счастью, помолвка была отменена, и вместо свадьбы Дориа сдавала экзамены. Она училась в лицее Сен-Венсан-де-Поль, где занятия шли на французском — это был престижный язык, на котором тогда говорили представители египетской элиты, печатались газеты и журналы. Спустя несколько лет Дориа выиграла национальный конкурс сочинений, посвященный памяти Касима Амина — египетского философа и общественного деятеля, выступавшего за равные права мужчин и женщин, — и ее пригласили выступить с речью в штаб-квартире Союза египетских феминисток.
Египет 1920-х–30-х ассоциируется с археологическими раскопками и детективами Агаты Кристи, но это еще и время борьбы за обретение независимости — и подъема феминистского движения. Когда в 1914 году Египет официально попал под протекторат Великобритании, по всей стране начались акции протеста и забастовки. Факелом движения стала дочь влиятельного чиновника Худа Шаарави. Ее муж стал одним из основателей партии Вафд, требовавшей независимости Египта, а сама она была президентом Центрального комитета женщин-вафдисток. После того, как в 1922 году британский протекторат был отменен, многие из этих женщин продолжили борьбу — только теперь за свои права. В 1923 году Шаарави основала Союз египетских феминисток, который добивался предоставления женщинам избирательных прав, реформы законов о личном статусе и расширения доступа к образованию.
Там-то и выступила с речью Дориа Шафик. Она рассуждала о книге Касима Амина «Освобождение женщины» и о важности женского образования. Вероятно, именно тогда завязались ее дружеские отношения с Шаарави.
Худа Шаарави добилась для Дории стипендии от Министерства образования на обучение в Сорбонне, и в августе 1928 года та отправилась в Париж. Она поддерживала переписку с Шаарави и печаталась в журнале «L’Egyptienne» («Египтянка»), которым руководила близкая подруга Худы. Для своих диссертаций Дориа выбрала темы «Искусство ради искусства в Древнем Египте» и «Женщины и религиозное право в современном Египте», утверждая, что ислам допускает равенство мужчин и женщин. В 1940 году она получила докторскую степень и вернулась домой. Но Каирский университет отказался назначить ее ассистентом преподавателя на факультете искусств, посчитав «слишком современной» женщиной. Она была вынуждена согласиться на должность инспектора по французскому языку в Министерстве образования.
Дориа была полна идей, как трансформировать египетского общество. Получив блестящее образование, она добивалась таких же возможностей для других. Дориа основала движение за искоренение невежества и неграмотности. А позже участвовала в организации курсов грамотности для взрослых женщин. Министерство образования предоставило для них школьные классы, которые можно было занимать во второй половине дня. 80% студенток этих курсов получали официальные аттестаты.
«Полное понимание между мужчиной и женщиной»
Еще учась в Сорбонне, в середине 1930-х Дориа ненадолго вернулась в Египет — чтобы после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, ей надо было заново подать заявку на стипендию. Приехав в Каир, она узнала о конкурсе «Мисс Египет». Участвовали в нем по большей части женщины европейского или коптского происхождения, — но не мусульманки. Желая бросить вызов традициям, Дориа приняла участие в конкурсе, объясняя это так: «В Париже я заявила о себе в интеллектуальной сфере, теперь мне захотелось самоутвердиться в женской». Она заняла второе место.