История не самого очевидного, но важного для последующего искусства явления

Правила жизниКультура

Уходя оставляйте свет: история «Прометея», или Как в СССР появились светомузыка и медиаарт

26 и 30 июня Beat Film Festival покажет док о пионерах светомузыки в СССР (и аудиовизуального ремесла в целом), сотрудниках казанского СКБ «Прометей». По просьбе «Правил жизни» музыкальный журналист Александр Нурабаев погрузился в историю не самого очевидного, но очень важного для последующего искусства явления.

Светомузыкальный витраж в музее КГТУ

Если вбить слово «светомузыка» (или «цветомузыка») в поисковик, первым делом появятся многочисленные объявления о продаже дискотечного цветомузыкального оборудования. Как современного, так и винтажного советского, которое наверняка помнят те, чье детство пришлось на 1980-е. Тогда колонки с лампочками, ночники, светильники, цветные фонари и целые светомузыкальные системы были чуть ли не в каждой второй квартире нашей необъятной страны. Да, и любая дискотека 1970–1980-х не обходилась без цветомузыки.

Параллельно в больших концертных залах крупных городов с успехом проходили светомузыкальные концерты, существовали и до сих пор существуют оптические театры и студии музыкальной светоживописи. В Казани и других городах регулярно устраивались научные конференции, на которых ученые со всего Союза делились достижениями, новыми проектами в сфере светомузыкальной инженерии. А при заводах существовали кабинеты релаксации, в которых с помощью аудиовизуальных клипов рабочие снимали напряжение. Разрабатывался проект для создания похожих рекреационных камер для космонавтов.

И это лишь малая часть примеров применения идей синтеза звука и света, которыми были одержимы инженеры конструкторских бюро, а также музыканты и художники 1960–1970-х. Советская светомузыка — это настоящий феномен на стыке науки, прикладной инженерии и искусства, а не только забавные устройства с лампочками.

Скрябин

Настоящим пионером мировой светомузыки по праву считается композитор Александр Николаевич Скрябин. В 1910–1915 годах Скрябин работал над партитурой «Мистерии», в которой должны были соединиться музыка, танец, архитектура, свет и цвет. В симфоническую поэму «Прометей», или «Поэма огня» (1910), композитор ввел партию света (Luce), записанную обычными нотами для инструмента tastiera per luce («световой клавир»). Для этих целей композитор сконструировал специальный цветовой орган. Это был настоящий прорыв. Идея Скрябина получила широкий отклик по всему миру. «Еще в 1915 году его поэма была исполнена в [нью-йоркском] Карнеги-холле. Он к тому моменту умер и об этом уже не узнал, но факт есть факт: впервые поэма „Прометей“ была исполнена в Америке, — говорит Анастасия Максимова, руководитель проектов творческого объединения „Прометей“. — Ее позже исполняли в разных странах, но надо понимать, что одновременно не только в начале XX века, но и чуть раньше, в XVIII-XIX веке, были созданы приборы, на которых можно было играть светом. Но те, кто их изобрел, были не музыкантами, а больше инженерами. Важно, что Скрябин показал не только, как играть светом, но и как соединять это с музыкой. Как композитор, он это впервые в истории сделал».

Достижение Скрябина дало мощный толчок развитию идей «видения» музыки, которыми увлеклись многие выдающиеся ученые, художники и музыканты того времени. Среди них Василий Кандинский, Сергей Эйзенштейн, Сергей Матюшин, В. Д. Баранов-Россине и другие. В 1920–1930-е годы во Франции и в Германии целый ряд художников, например Ман Рэй и Викинг Эггелинг, делали экспериментальные абстрактные видео в сотрудничестве с композиторами. Но, по словам Анастасии Максимовой, «до второй половины XX века эта идея [светомузыки] была точечной исключительно из-за того, что электроника и кибернетика тогда не существовали и соединить это [звук и свет] было достаточно сложно. А уже во второй половине XX века был подъем этого движения в разных странах, в России в том числе».

Казань. «Прометей»

Спустя полвека идеи Скрябина будоражили умы уже другого поколения. На дворе стояла оттепель, люди были одержимыми мыслями о космосе и техническом прогрессе, страна переживала инженерный и литературный бум, а в городах при научных институтах, как правило, авиационных, один за одним создавались конструкторские бюро. Было время «физиков и лириков», или «шестидесятников», — романтиков и художников от науки. Одним из них был молодой студент физмата Казанского государственного педагогического института (КАИ) Булат Галеев.

В ранней юности, прочитав в Большой советской энциклопедии статью про Скрябина и синтез света и музыки, Галеев захотел соединить абстрактные формы и звук, а к моменту окончания учебы в 1962 году уже разработал собственную концепцию нового искусства. Галеев быстро нашел единомышленников — студентов радиотехнического факультета КАИ, и вместе они загорелись идеей сделать то, что Скрябин никак не смог бы воплотить, — поставить его «Поэму огня» со светом, максимально соответствующим авторскому замыслу. В том же 1962-м в рамках концерта студенческой самодеятельности в актовом зале 5-го здания КАИ прошло первое в СССР исполнение скрябинского «Прометея» со светом. Так родился творческий коллектив инженеров, на долгие годы ставший флагманом отечественной светомузыки и заложивший фундамент мультимедийного будущего — специального конструкторского бюро (СКБ) «Прометей».

С самого начала Галеев рассматривал светомузыку как «искусство космического века», максимально далекое от мигающих лампочек на дискотеке. Размах у «прометеевцев» был соответствующий: они занимались светодинамической архитектурной подсветкой зданий, и абстрактными светомузыкальными фильмами, и созданием световых объектов, и сценографией, и мультимедиаконцертами, и даже психотерапевтическими программами для релаксации. В начале 1990-х прометеевцы написали несколько методических пособий для средних технических учебных заведений по созданию световых устройств, способных взаимодействовать со звуковой дорожкой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Для охоты, общения и навигации: как рыбы научились использовать электричество Для охоты, общения и навигации: как рыбы научились использовать электричество

Человек не может обходиться без электричества. А рыбы освоили его гораздо раньше

Вокруг света
Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию

Отрывок из книги «50 кейсов, которые изменили маркетинг»

Inc.
К вам санитары, мистер Андерсон К вам санитары, мистер Андерсон

Писатель Александр Цыпкин о наших цифровых аватарах

СНОБ
«Поел морковки и пожелтел»: какие витамины нам не нужны «Поел морковки и пожелтел»: какие витамины нам не нужны

Какими рисками чревато расхожее «попей витаминчиков», откуда взялась эта мода?

РБК
Кирилл Рябов Кирилл Рябов

Кирилл Рябов — менестрель петербургской хтони и кумир молодежи

Собака.ru
Управлять авто, ловить мошенников и писать сценарии: на что уже сегодня способны нейросети Управлять авто, ловить мошенников и писать сценарии: на что уже сегодня способны нейросети

Нейросеть — механизм, схожий по принципу работы с мозговой деятельностью

ТехИнсайдер
Когда бы не Елена... Когда бы не Елена...

Место, где Запад встречается с Востоком, а прошлое — с настоящим

Seasons of life
Технопарад Технопарад

Линзы с AR, новая ракета Nasa Space Launch System и запись звуков на Марсе

ТехИнсайдер
От Моники Геллер до Блэр Уолдорф: культовые кинообразы, которые повлияли на моду От Моники Геллер до Блэр Уолдорф: культовые кинообразы, которые повлияли на моду

Лучшие фэшн-хаки культовых и стильных персонажей

VOICE
Посттравматический рост: как стать сильнее после тяжелых потрясений Посттравматический рост: как стать сильнее после тяжелых потрясений

Тяжелые испытания могут разрушить, «убить» волю, а могут сделать нас сильнее

Psychologies
И снова Кипренский И снова Кипренский

Атрибуция каждого произведения Кипренского — настоящее событие

Дилетант
Пункт назначения для женщин: как борются с домашним насилием в Северной Осетии Пункт назначения для женщин: как борются с домашним насилием в Северной Осетии

Как столица Северной Осетии стала пунктом спасения для женщин

Forbes
Ремонт без хлопот: Будь проще и… сэкономишь Ремонт без хлопот: Будь проще и… сэкономишь

От чего следует отказаться, чтобы снизить затраты на ремонт

Лиза
Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями» Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями»

Моя мама была суровой. Я ее и любила, и боялась

Караван историй
Я ок, и ты ок: что такое экология общения? Я ок, и ты ок: что такое экология общения?

Относиться друг к другу экологично – что это значит?

Новый очаг
Дела семейные Дела семейные

Наши герои, которые не побоялись построить бизнес с близкими

Seasons of life
Ольга Еремина: Есть ли жизнь после санкций? Ольга Еремина: Есть ли жизнь после санкций?

Кейсы стран, сумевших перестроиться вопреки ограничениям и запретам

РБК
Микротоки для лица: что это, эффект от процедуры и противопоказания Микротоки для лица: что это, эффект от процедуры и противопоказания

Вместе с дерматологом и косметологом рассказываем, что нужно знать о микротоках

РБК
Беспамятство за работой Беспамятство за работой

Михаил Трофименков о французском режиссере Алене Рене

Weekend
Сергей Иванов: «Хотел бы назвать их друзьями» Сергей Иванов: «Хотел бы назвать их друзьями»

Тайны, оставшиеся за кадром, раскрывает известный фотограф Сергей Иванов

Караван историй
Один большой HDD или два маленьких: что лучше? Один большой HDD или два маленьких: что лучше?

Что лучше – использовать один большой накопитель или два маленьких?

CHIP
Химики получили топологически хиральный молекулярный узел с 14 перекрестьями Химики получили топологически хиральный молекулярный узел с 14 перекрестьями

Химики из Китая синтезировали два топологически хиральных молекулярных узла

N+1
Держим дистанцию Держим дистанцию

Как сохранить отношения на расстоянии

Лиза
«Все ненавидят Эмбер Херд»: что не так с победой Джонни Деппа в суде? «Все ненавидят Эмбер Херд»: что не так с победой Джонни Деппа в суде?

Как блогеры, активисты за права мужчин заставили всех поверить в теорию заговора

Psychologies
Что такое осознанность и как ее развить: 5 простых упражнений Что такое осознанность и как ее развить: 5 простых упражнений

Что скрывается за модным словом «осознанность»? И как она может нас изменить?

Psychologies
Может ли торий спасти Землю от энергетического кризиса? Может ли торий спасти Землю от энергетического кризиса?

Торий может спасти человечество от энергетического кризиса

ТехИнсайдер
Самые умные породы кошек, которые могут удивить своим интеллектом Самые умные породы кошек, которые могут удивить своим интеллектом

Кошки — невероятно умные существа

ТехИнсайдер
Первые соревнования по плаванию проводились в открытом море: 5 шокирующих фактов из истории Олимпийских игр Первые соревнования по плаванию проводились в открытом море: 5 шокирующих фактов из истории Олимпийских игр

Все самое интересное и неизвестное о популярных международных соревнованиях

ТехИнсайдер
10 причин, почему тебя так любят комары. От группы крови до алкоголя 10 причин, почему тебя так любят комары. От группы крови до алкоголя

Почему некоторые люди особенно «неотразимы» для комаров?

Лиза
Открыть в приложении