Когда школа превращается в тюрьму: в прокат выходит бельгийская драма «Невидимый мир»
Дебютантка Лаура Вандель впервые показывает школьный буллинг глазами совсем маленьких детей. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, сможет ли «Невидимый мир» занять достойное место среди картин о жестокости школьной жизни
Если бы «Невидимый мир» показывали на фестивале американского независимого кино «Сандэнс», в начале картины обязательно поставили бы плашку: «Фильм содержит сложные для восприятия сцены». Российские прокатчики, а также устроители Каннского фестиваля, где прошла премьера дебюта Лауры Вандель, не столь щепетильны, и, возможно, зря. Плашку поставить бы стоило — чтобы подготовить зрителей к тому, что их ждет.
Фильм длится всего 72 минуты — Вандель не тратит время на экспозицию и сразу с головой окунает нас в действие. У маленькой Норы (Майя Вандербек) первый день в школе. Со слезами на глазах она льнет к своему брату Абелю (Гюнтер Доре) и отцу (Карим Леклу), но воспитательница тянет девочку за руку — Норе надо идти на урок. Совершенно потерянная в школьных джунглях, героиня пытается найти утешение у близкого человека, на перемене отправляется на детскую площадку, чтобы отыскать там Абеля — и попадает прямиком к местным хулиганам. Абель пытается защитить сестру — и тоже становится мишенью для жестоких издевок. Нора пробует обратиться за помощью к взрослым, но безуспешно — им неведомы законы «невидимого» мира детей.
«Невидимый мир» — это «сырой», ничем не разбавленный реализм. В плане цвета в кадре доминирует серо-голубой стальной монохром, почти нет солнечного света. Саундтрека тоже нет: вместо него практически непрекращающийся шум детских криков на площадке. Все это отображение неприглядной реальности школьной жизни с ее жестокостью и четкой иерархической структурой. Маленькая Нора очень одинока и абсолютно дезориентирована. Камера Фредерика Нуаромма всегда держится на одном уровне с героиней, размывая фон вокруг нее. Нора — единственный фокус фильма, взрослые появляются