Жираф и манна небесная
Картина Франческо Убертини «Раздача манны небесной» не имеет яркой детективной истории. Её не похищали и не атаковали вандалы. Интрига связана с одним из центральных персонажей полотна — жирафом.
Как раздавалась манна
Франческо Убертини — вполне рядовой художник эпохи Возрождения. При всём уважении к его таланту живописцев, подобных ему, было немало. Он не стал ни вторым Рафаэлем, ни вторым Леонардо. Отдельные искусствоведы вообще считают творчество Убертини вторичным, что не удивительно, ведь художник зарабатывал на жизнь в основном созданием копий картин своих более именитых коллег. В какой-то момент ему и вовсе пришлось заняться росписью мебели в домах богатых римлян и флорентийцев.
Работа над «Раздачей манны небесной» заняла у Убертини пятнадцать лет, если верить официальному сайту Национальной галереи искусств в Вашингтоне, где сейчас находится полотно. Там указано, что художник создавал её с перерывами между 1540 и 1555 годами. В самом центре картины можно увидеть животных: типичных для Европы быка, козла и лошадь, а также совершенно нетипичного для Европы жирафа. Точнее, только шею и голову жирафа. Сам Убертини никогда жирафов не видел, он скопировал его с другого рисунка. При этом он не смог изобразить туловище жирафа, поскольку не представлял себе, как оно выглядит. И спрятал его за лошадью, оставив на картине лишь грандиозную шею.
И тут нельзя не упомянуть один очень важный факт. Убертини написал вполне конкретного жирафа. Жирафа, известного ныне под именем Жираф Медичи.
Первый за полторы тысячи лет
В 1485 году на севере Африки разразилась война между Мамлюкским султанатом (Египет) и Османской империей. Египет выстоял в этой войне во многом благодаря флорентийцам. Медичи, правившие жемчужиной Тосканы, не вступили в конфликт напрямую, но, желая ослабить османов, поддержали Египет деньгами и другими ресурсами. В 1486-м был подписан договор о дружбе и торговле, и в знак уважения правители