«Кокуйский патриарх»
В окружении царя Петра Алексеевича не было фигуры более противоречивой. Родом из евреев-выкрестов, он в молодые годы слыл знатоком Священного Писания и человеком редкой набожности. В зрелые — развратником и записным «питухом». Потомственный бюрократ-служака начинал карьеру на военной службе, заканчивал — хитроумным исполнителем тайных поручений и ближним советником царя. При поступлении во дворец не имел ни капиталов, ни поместий, но за время службы превратился в одного из богатейших людей России.
Педагог
В марте 1677 года скромному подьячему Челобитного приказа Никите Зотову, по ходатайству боярина Фёдора Соковнина, доверили воспитание царевича Петра, не достигшего ещё и пяти лет. В помощь Зотову отправили стрелецкого сотника Афанасия Нестерова. Окончательное решение в назначении Зотова на новый пост приписывают то царю Фёдору, старшему брату Петра, то его матери Наталье Нарышкиной. Достоверно известно, что испытание будущего учителя перед вступлением в должность проводил Симеон Полоцкий, выдающийся русский богослов, проповедник, просветитель и поэт, убеждённый сторонник «латинского» образования и спичрайтер царя. Образование царских детей на начальном этапе включало обучение чтению, письму, Священному Писанию, литургии, церковному пению, священной и отечественной истории. В дальнейшем к этому добавлялись иностранные языки (в XVII веке обычно латынь и польский), риторика, пиитика и далее смотря по склонностям царевен и царевичей, но для последних — непременно военное дело.
Зотову было поручено начальное образование царевича как человеку грамотному, религиозному и особенно сведущему в истории. Он, очевидно, достиг определённых успехов. Взрослый Пётр хотя и не выработал красивый или по крайней мере удобочитаемый почерк, ладно пел на клиросе и наизусть знал Апостол и Евангелие, так что мог цитировать их дословно. Известно, что дядька царевича в обучении активно использовал «заморские куншты» (европейские гравюры) и книжки с картинками, как рукописные, так и печатные, где самого Петра более всего привлекали изображения иноземных городов, кораблей и оружия.
К 1682 году начальное образование маленького Петра завершилось, а дальнейшего царевич получить не успел: образовательный процесс был прерван разразившимся в мае 1682 года Стрелецким бунтом… После него Пётр учился уже сам и всюду, где только можно. Первый же учитель, уже при вступлении в должность награждённый по-царски и деньгами, и землями, заняв сторону своего ученика в противоборстве с царевной Софьей, сделал блестящую карьеру...