Власть обидеть может каждый
История законов об «оскорблении величия» насчитывает многие столетия. О последнем таком законе, принятом в России в 1885 году, рассказывает доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Борис Колоницкий.
В различном виде ответственность за оскорбление величества существовала с XVII века и сохранилась до революции. Оскорбление членов императорской семьи, согласно действующему Уголовному уложению, было государственным преступлением. Не террористы, не революционеры, а простолюдины, позволяющие себе лишнее в адрес императора и членов императорского дома, составляли в начале ХХ века большую часть государственных преступников.
По Уложению можно было попасть за решётку на срок до восьми лет. Но чаще всего наказание ограничивалось несколькими неделями ареста при волостном правлении, не самом суровом месте заключения. Хотя бывали случаи, когда сажали и на большие сроки.
Учитывался контекст совершения преступления. Как мы знаем, значительная часть наших соотечественников строили и строят свою речь так, что любое упоминание главы государства может оказаться в окаймлении некоторых, скажем так, энергичных выражений. И тогда любое предложение, даже вполне невинное с точки зрения произносящего, но содержащее ругательства, может быть воспринято и прочитано как оскорбление.
Смягчающим обстоятельством считалось, например, пьяное состояние или низкий образовательный уровень преступника. Власти полагали, что если человек трезв и образован, то наказывать за оскорбление нужно серьёзнее. Так, в период Первой мировой редко можно было встретить среди обвиняемых представителей дворянства. Преступление подобного рода считалось русским пьяным, крестьянским. Это не значит, что люди более образованные, представители иных этнических групп или сословий не оскорбляли царя или его ближайших родственников. Просто они меньше стучали друг на друга.