Юрий Арабов заставляет и свою судьбу разбирать с учётом небесной механики

ДилетантЗнаменитости

Юрий Арабов

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

После смерти Арабова десятки человек попросили опубликовать в «Дилетанте» его литературный портрет, и повод для разговора действительно есть — разумеется, дело не в том, что появился трагический повод, но именно Арабов, разбиравший механику чужих судеб, заставляет и свою разбирать с учётом этой небесной механики, анализировать его авторский миф так же, как он описывал чужие. Его смерть символична и наглядна, как всё, что он делал, — и, как всегда, задним числом всё выстраивается в изумительно сбалансированный сценарий. Так не у всех, но Арабов вовремя родился и, страшно сказать, точно выбрал момент для ухода, хотя мог бы сделать ещё многое: видимо, он понадобился там, где за всей этой механикой надзирают главные конструкторы.

Его ученица Анна Кузьминых (сценарист, романист, участница Pussy Riot, ныне релокант) сказала о нём точно: что бы ни писал Бродский — всё получаются стихи, что бы ни писал Арабов — всё выходит кино. Я не назвал бы его поэтом первого ряда, хотя в клубе «Поэзия» — неформальном, как всё интересное в начале восьмидесятых, — он был среди мэтров, наряду с Искренко, Иртеньевым, Ерёменко. При этом он не попадал в критические обоймы (в отличие от того же Ерёменко, записанного в метаметафористы), мыслился отдельно. У него была чрезвычайно выигрышная позиция — то есть была профессия; и профессия эта была не отхожим промыслом, не формой легализации, а любимым делом. Арабов был не только замечательным сценаристом, но и прирождённым педагогом, с удовольствием размышлял вслух (что и есть оптимальный способ преподавания) и приобщал к своим мыслям пытливое студенчество сценарного факультета ВГИКа. Кино не просто так привлекает философов, и не случайно во ВГИК с такой охотой пошёл преподавать Мамардашвили — другой мастер устного философствования; великая сценаристка Наталья Рязанцева была его музой все последние годы. Есть нечто в самой проблеме композиции фильма, лейтмотивов, музыкальных пауз, — что сближает кинематограф с жизнью и делает его наиболее наглядным, что ли, материалом для изучения самого процесса существования. Все значительные философы ХХ века — Беньямин, Сартр, Фуко, Эко, Бодрийяр, Жижек — испытывали к кинематографу особенно острый интерес, поскольку в кино виднее закономерности бытия, оно вообще самый наглядный материал для изучения его механики, и профессия режиссёра наиболее сходна с занятиями Бога, то есть режиссёры — настоящие священные монстры — именно так себя и мыслят, и это делает их особенно невыносимыми. Сценаристы — иное дело, хотя настоящие гении кино вроде Хичкока повторяют формулу «Для хорошего кино нужны три вещи — сценарий, сценарий и ещё раз сценарий». Сценаристу нужно благородное самоумаление, он должен уметь поставить перед режиссёром вопрос, на который тому интересно будет отвечать. Собственно, задача идеального писателя в том и состоит — задать такой вопрос Богу; ответ обещает стать великим фильмом или грандиозным историческим событием. Можно сказать, что весь ХХ век был ответом на вопросы, которые задали русские классики. Арабов был как раз таким: он умел задавать вопросы, отвечать на которые было интересно Сокурову, Прошкину, Серебренникову, — а ещё точней, их зрителю. Потому что как раз перечисленные постановщики — большие мастера самоустранения: в кажущихся пустотах, затянутых средних планах, молчаливых проходах и проездах болезненно ощущается вот это самое отсутствие. Самый скучный, по-моему, фильм по арабовскому сценарию, — не лишённый при этом благородной загадочности, некоторой дзенской провокативности, — фильм Андрея Добровольского «Присутствие»; Арабов всю жизнь исследовал отсутствие, молчание Бога, которое в лучших работах Сокурова очень ощутимо. Что-то есть, а что — непонятно. И про всю нашу жизнь можно так сказать, и в этом её главный интерес: дураки говорят, что Бога нет и что вообще им скучно. Более умные чувствуют за этим отсутствием то самое присутствие — и всю жизнь ищут; Арабов говорил, что обиднее всего ему было бы уйти, так и не найдя. Но судя по тому, что в последние годы он от кино отошёл и новых сценариев не писал, всё у него получилось.

2.

Как сценарист Арабов занимался главным образом поисками божественной логики — отсюда его интерес к чуду, одноимённый роман, сделанный из сценария замечательного фильма, и главная сфера его интересов, а именно механика судьбы. Арабов не отвлекался на такие вещи, как стилистические ухищрения или выпячивание собственной индивидуальности; залог его сценарного успеха был именно в том, что этот сценарист умел раствориться в режиссёре. Его стихи написаны предельно просто, прозаизированно, а проза — романы «Биг-бит», «Орлеан», «Столкновение с бабочкой» — стилистически нейтральна, даже когда автор пишет внутренний монолог, например, Ленина. Арабова вообще занимала история, её первые лица, их пресловутая роль в историческом процессе: отсюда его роман о Николае II и Ленине, «тетралогия власти» Сокурова, для которой он писал сценарии, и «Русский ковчег», где звучат его же монологи; механику судьбы Наполеона он тоже рассмотрел с особым интересом. Больше всего на свете Арабова интересовал миф — он во многих лекциях говорил о том, что голливудские фильмы именно потому кассово успешны, что опираются на архетипические сюжеты, укоренённые в памяти человечества. Что есть миф? — те основные истории, которые рассказывает о себе человечество. Их не так уж много: самый древний и распространённый — миф о падшем ангеле, который пытается использовать человечество для борьбы с Богом, а самого Бога всё время шантажирует: пусти меня обратно или я взорву мир. Миф о Прометее, Люцифере, Мефистофеле. Воланде, Румате, Штирлице — этой самой природы; в современной истории России этот сюжет тоже чрезвычайно нагляден. Есть миф о Ромео и Джульетте, или о любви поверх фамильных, социальных и расовых барьеров (из него, кстати, сделаны все истории о подростковых бандах, не исключая «Слова пацана», которое прямо восходит к американским Warriors). Есть миф о Золушке, которая либо вознаграждается, либо мстит. Есть миф об Эдипе, то есть о роке. Арабов учил вычленять в своих и чужих биографиях эти великие мифы — и либо избавляться от них (если вас не устраивает такая судьба), либо им следовать.

Юрий Арабов и Александр Сокуров, лауреаты кинематографической премии «Ника». 2016 год

У него получалось, что большинство биографий можно переписать. Вот «Столкновение с бабочкой» — как раз альтернативная история, в которой не было революции и цареубийства; у него выходило так, что революция не фатальна, что могли включиться тормоза, что Ленин слишком прозаичен, чтобы быть неотвратимым орудием рока. Напротив, историю о Фаусте переписать невозможно — потому что не в Мефистофеле дело, а сам человек вечно соблазняет себя и ни на чём не успокаивается (у него в Фаусте Мефистофель скорее жалок). Арабова занимали те биографии, в которых проступает миф: случайное его не волновало. В «Механике судеб» он подробно рассмотрел случаи Наполеона, Пушкина и Гоголя: сценарные закономерности, которыми управляются судьбы и сюжеты (он считал, — по-моему, обоснованно, — что закономерности одни и те же). Пушкин пытался «перевязать узлы» — его выражение — своей биографии и в этом не преуспел; Гоголь пытался убежать от логики своей судьбы, — но она ползла к нему, как могила к колдуну в «Страшной мести»; У Наполеона всё получалось, пока спала его совесть, — но как только она проснулась, он стал жалеть солдат и задумываться о последствиях своих действий, удача оставила его. Законы судьбы и морали вообще свершаются только для тех, кто признаёт их действие, вот почему великим злодеям при жизни ничто не угрожает, и умирают они чаще всего своей смертью. Но стоит вам признать ответственность и задуматься, как вы становитесь подсудны.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
Без крыши дороже Без крыши дороже

Стоят ли кабриолеты своих денег

Деньги
«Я же по милосердию Божьему остался невредим…» «Я же по милосердию Божьему остался невредим…»

Письмо Александра II дочери

Дилетант
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
От поражения до победы От поражения до победы

Йом-кипур в Израиле отмечают практически все, даже не очень верующие люди

Дилетант
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Открытка против голода Открытка против голода

«Спасите умирающих детей Поволжья»

Дилетант
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
«Книга Страшного суда» «Книга Страшного суда»

«Книга Страшного суда» — итог первой всеобщей переписи земель в Европе

Дилетант
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
«У нас хватило ума…» «У нас хватило ума…»

Как завершалась холодная война между СССР и США?

Дилетант
Вторую межзвездную комету заподозрили в рекордной старости Вторую межзвездную комету заподозрили в рекордной старости

Какие свойства у открытого межзвездного объекта — кометы 3I/ATLAS

N+1
Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество» Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество»

Сати Казанова – о том, чем итальянский муж может раздражать кабардинскую жену

Здоровье
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
Загадочная смерть Дороти Хант, жены одного из ключевых участников Уотергейтского скандала Загадочная смерть Дороти Хант, жены одного из ключевых участников Уотергейтского скандала

Трагедия Дороти Хант и ее связь с Уотергейтским скандалом

ТехИнсайдер
Искусство убеждать Искусство убеждать

Как не попасть под чужое влияние, но и самой добиться желаемого

Лиза
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации

Как строить из того, что предлагает сам Марс?

Inc.
Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра

О том, почему профессия папарацци все еще жива и востребована

Forbes
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах

Герои, на которых хочется быть похожим: вспоминаем главные роли Харрисона Форда

Правила жизни
Нарыли контент Нарыли контент

Звездные фермеры, которые учат выращивать урожай и разводить скот

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Болит слева, но не сердце! Болит слева, но не сердце!

Боль в груди: сердечные и несердечные причины – как различить?

Здоровье
Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
Открыть в приложении