Провинциал — он и в Эрмитаже провинциал
Эрмитаж давно живёт в массовом сознании в неисчислимых вариациях — от статей в специальных журналах до высказываний широкой аудитории в разных жанрах. Вспомним байку про свадебный сервиз или бородатое: «В Эрмитаже бедненько, но чистенько». Сам жанр анекдота про Эрмитаж едва ли не его ровесник. Пример — рассказ в картинках «Провинциалы в Эрмитаже» из №46 журнала «Стрекоза» за 1876 год.
Эрмитаж, официально открытый в 1852 году, со временем становился общедоступным музеем. Его первый директор Степан Гедеонов отмечал, что «предоставление публике... удобства к доступу в императорский музеум, новые приобретения значительных художественных коллекций, издания каталогов и т.п. имели следствием постоянное посещение Эрмитажа с.-петербургскими жителями».
Возможность посещать Императорский Эрмитаж распространялась, конечно же, не только на жителей столицы. «Кто приехал в Петербург без того, чтобы хоть раз не побывать в Эрмитаже? “Были вы в Петербурге?” — “Да, и был в Эрмитаже!” Такой ответ слышите вы в провинции от каждого сколько-нибудь просвещённого человека... Произнесите слово “эрмитаж!” в любом конце России — каждый уже слышал его. О нём расспрашивают даже те, которые никогда не бывали в Петербурге». Так писал в 1865 году Дмирий Григорович. В том же году в журнале «Отечественные записки», а затем и отдельным изданием вышел его путеводитель по музею «по всем его отделам и залам», названный «Прогулка по Эрмитажу». Григорович отмечал, что число посетителей увеличивается с каждым днем и достигает около «600 человек в день».