Один к одному
При изучении русской иконографии бывают неожиданные совпадения. Порою стоит заняться одним портретом, как вслед за ним сразу удаётся определить другой, а то и третий. Причём возвращение имени персонажа, бывает, повышает не только художественную, но и материальную ценность картины.
Осенью прошлого года при посещении фондов Государственного исторического музея коллеги показали мне несколько миниатюр, имеющих одинаковое оформление оправы. Среди них моё внимание привлёк портрет генерала с очень высокими наградами. На его груди показаны звёзды орденов Святого Александра Невского и Святого Владимира 2-й степени. Через левое плечо надета красная Александровская лента. На шее ниже Владимирского креста виден крупный крест ордена Святой Анны 1-й степени, украшенный алмазами. Уровень наград говорит о том, что на портрете изображён военачальник в чине не ниже генерал-лейтенанта.
На обороте миниатюры имеется карандашная надпись: «Сергей Румянцев». Вероятно, подразумевался граф Сергей Петрович Румянцев, занимавший при Екатерине II видные дипломатические посты, а при Александре I состоявший членом Государственного совета. Но граф не был генералом, да и внешне не имел ничего общего с миниатюрным портретом. Таким образом, имя его персонажа следовало установить заново.
При очень высоких наградах у генерала нет ордена Святого Георгия, хотя даже простые армейские офицеры становились кавалерами его 4-й степени за 25 лет беспорочной службы. Это тем более странно, что, судя по двубортному мундиру, миниатюра исполнена между 1808 и 1817 годами, когда практически все генералы имели опыт многочисленных войн с турками, персами, поляками, французами, шведами. Кроме того, на груди генерала нет серебряной медали в память Отечественной войны 1812 года. А это довольно редкий случай.
Таким образом, если в 1812 году наш генерал находился на службе, то он либо воевал на Кавказе, либо, что более вероятно, занимал должность в тылу. Проверка военных списков выявила лишь одно совпадение всех данных и позволила точно установить имя персонажа — генерал-лейтенант граф Иван Александрович Апраксин, достигший высокого чина и наград на посту главного контролёра военного ведомства. Саму же миниатюру следует датировать периодом между 26 марта 1812 года, когда граф получил орден Святого Александра Невского, и введением однобортных генеральских мундиров 7 мая 1817 года. Скорее всего, граф заказал свой портрет именно в 1812 году по случаю сразу нескольких приятных событий: награждение высоким орденом и назначение сенатором с правом ношения генеральского мундира с эполетами.