Ни войны, ни мира
Весной 1918 года был заключен мир между Германией и Россией. Кабальные условия капитуляции отдавали под власть немцев всю западную часть Российского государства. В советской историографии виновником унизительного соглашения было принято называть Льва Троцкого. Хотя на самом деле он до последнего затягивал переговоры и сам договор не подписывал.
Слова Троцкого «Ни войны, ни мира, а армию мы распустим» попали в советские школьные учебники. Они приводились как пример преступного легкомыслия, которое погубило процесс конструктивных переговоров. Хотя в реальности Лев Давидович лишь озвучивал позицию Ленина и его сторонников. Причем, как ни парадоксально, одним из немногих, кто на каждом этапе переговоров поддерживал идею безусловной капитуляции перед Германией, оказался Иосиф Сталин.
Брестская драма
Переправленный немцами из Швейцарии в Петроград в запломбированном вагоне Ленин и его соратники всеми силами добивались поражения России в войне. Но в Берлине от большевиков ожидали большего, чем просто развал русской армии. Германия остро нуждалась в средствах и ресурсах.
Пришедшие к власти в результате Октябрьского переворота большевики действительно сразу заявили о желании завершить войну. Уже в ноябре 1917 года в Брест-Литовск была отправлена делегация во главе с секретарем ЦК РСДРП(б) Адольфом Иоффе. Но переговоры быстро зашли в тупик. Во-первых, большевики со дня на день ожидали волны пролетарских революций в странах Западной Европы. И, соответственно, прихода к власти в Германии, Франции и Австро-Венгрии таких же марксистов. Поэтому сами переговоры они рассматривали как разведку боем и повод затянуть время. Во-вторых, российские делегаты были очень разношерстной публикой. Например, в их состав по настоянию Ленина добавили крестьянина, матроса, рабочего и солдата. Такие «дипломаты» придавали делегации невероятный колорит. Они с удовольствием посещали официальные обеды, но никак не способствовали серьезности переговоров.
Вскоре после прибытия русской делегации разыгралась настоящая драма. В группу были включены профессиональные военные из числа бывших царских офицеров. И в первый же день, не вынеся унижения и позора, застрелился генерал-майор Владимир Скалон.
Дипломаты-дилетанты
Делегаты от большевиков сделали ряд серьезных ошибок. Например, они пытались разыграть карту об обязательной возможности «самоопределения наций». Таким путем марксисты хотели спровоцировать раскол Австро-Венгрии. Но немцы с радостью уцепились за эти пожелания. И объявили, что уважают право на самоопределение Польши, Литвы, Финляндии, Украины и других территорий бывшей Российской империи. И, соответственно, начинают переговоры с представителями этих национальных автономий.