Как убирали Маннергейма
Два года президентства стали для Маннергейма вершиной политической карьеры и одновременно ее концом. Сумев успешно вывести Финляндию из войны, маршал оказался лишним человеком на политическом олимпе.
Маннергейм стал президентом Финляндии в августе 1944 года, сменив на этом посту Ристо Рюти. К этому моменту уже стало ясно, что Германия войну проиграет, и в Хельсинки придумали такую комбинацию: поскольку соглашение о взаимопомощи с Германией подписывал Рюти, было решено заменить президента и таким образом отказаться от взятых обязательств. Самой подходящей кандидатурой на президентский пост оказался главнокомандующий финской армией маршал Маннергейм. После того как сейм избрал его президентом, Маннергейм написал вежливое письмо Гитлеру с извинениями (Гитлер не ответил), а потом в Москву отправилась финская правительственная делегация, заключившая соглашение о перемирии с СССР.
Финляндия взяла на себя обязательство вывести из страны немецкие войска, выплатить репарации за оккупацию Карелии и нанесенный ущерб, а также наказать военных преступников. Со стороны СССР соглашение подписал представитель Союзного (Советского) главнокомандования, член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов, который затем возглавил Союзную контрольную комиссию (СКК) в Финляндии, наблюдавшую за выполнением условий соглашения. СКК не ограничилась только наблюдением, она принимала активное участие в финской политической жизни, в том числе в решении судьбы президента Маннергейма, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в фонде Жданова в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ).
В ноябре 1944 года финляндское правительство возглавил сторонник «мирной оппозиции» (противников войны на стороне Германии) Юхо Кусти Паасикиви, а на выборах в сейм в марте 1945 года победу одержал недавно образованный Демократический союз народа Финляндии (ДСНФ), коалиция коммунистов и левых социал-демократов (они получили 49 мест из 200).
Встал вопрос о формировании нового правительства, и у руководства Компартии Финляндии возникла идея устроить Маннергейму почетную отставку, чтобы назначить на его место Паасикиви. Это позволило бы провести на пост премьер-министра Урхо Калева Кекконена, которого коммунисты считали «просоветски настроенным». С такой идеей член ЦК КПФ Юрье Лейно в конце марта пришел в гостиницу «Торни» в Хельсинки, где размещалась Союзная контрольная комиссия. Он изложил Жданову план коммунистов, но в ответ председатель СКК возразил: если Маннергейма отправить в почетную отставку, то потом не получится привлечь его к суду как военного преступника. Жданов считал это важным, «поскольку Маннергейм является главным виновником войны и поскольку вопрос о привлечении к ответственности виновников войны являлся одним из основных избирательных лозунгов Демократического союза».
Тем не менее в телеграмме Сталину от 25 марта 1945 года Жданов все же рекомендовал поддержать план отставки Маннергейма, но с определенными условиями: сначала получить согласие Паасикиви, а в случае провала задуманного — организовать кампанию против Маннергейма через сейм и печать. Сталин этот план не поддержал.
Руководству КП Финляндии пришлось тогда отказаться от своего замысла, но в апреле неожиданно к этому вопросу вернулся сам Паасикиви. В беседе с Лейно премьер поинтересовался, не считает ли тот, что «настало время для ухода Маннергейма с поста президента». По словам Паасикиви, на одной из последних встреч с Маннергеймом последний заявил ему, что он «уже стар, не держится за президентское кресло, что он считает свою миссию законченной, поскольку он вывел Финляндию из войны и из положения внутреннего кризиса».