Витька был хорошим и довольно смелым артистом и в театрах жил смело

Караван историйРепортаж

О Викторе Павлове. «Он был скромным, но, конечно, знал себе цену»

Записал Олег Перанов

Фото: «Советский экран»/fotodom

«Однажды мы пошли в магазин, встали в очередь. Вдруг какая-то тетка пытается пробиться к прилавку. Павлов ее одернул: «Встаньте в очередь, как все. Видите, и пожилые люди стоят, и люди с детьми!» А тогда на экраны только что вышел телесериал Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», где Витя сыграл бандита Осадчего. И вот та женщина поворачивается к нему и с такой злостью бросает: «Ты как на экране гад, так и в жизни сволочь». Вот она, популярность».

Народный артист России Виктор Павлов — тот самый студент Дуб из гайдаевской комедии про приключения Шурика, Левченко из «Место встречи изменить нельзя», тюремщик из картины Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». У Павлова еще почти двести ролей в кино. Он ушел из жизни 18 лет назад, и до сих пор его супруга, заслуженная артистка России Татьяна Говорова, вспоминая мужа, еле сдерживает слезы. Мы сидим с ней в гостиной их квартиры на Тверской улице, перебираем семейный архив с фотографиями, рисунками Павлова, письмами, записями и вспоминаем.

— Находиться рядом с Витей для меня было большим счастьем, Скажу безо всякого позерства: Витюшка — это неохватная страна, у него было столько способностей! Будь он врачом, был бы знаменитым ветеринаром, потому что любил всякую живность, а как он всех наших собак и кошек лечил! В детстве хотел стать художником, учился в художественной школе, всю жизнь прекрасно рисовал, делал и мои портреты, и своих коллег — вот Саша Лазарев в роли Дон Кихота, это великая Елена Гоголева, а вот — Михаил Царев... А на этой фотографии Витя поет под гитару. Он же мальчиком пел в хоре, потом научился играть на гитаре, особенно волшебно исполнял романсы. И стихи писал. Сохранился листочек со стихами, которые он написал в день смерти своего друга актера Валерия Носика. Некоторые буквы размытые, это от слез Вити, писал и плакал.

Ушел мой друг навеки, навсегда,
Оставив о себе тепла и верности безбрежье.
Как в ярком пламени звезда,
Сгорает в одиноком безнадежье.
Меж первым криком и последним вздохом
Всевышний подарил нам жизни суету.
Стремись не растерять судьбу по крохам,
Грех всякий твой у Бога на счету.
Со стоном просыпаюсь по ночам,
В душе другие ритмы, чем когда-то.
Не верю я надгробным всем речам,
Ты для меня всегда живой и ближе брата.

И все эти таланты ему пригодились в актерской профессии, тяга к лицедейству все-таки победила. Его мама мне рассказывала, что актерство в нем с рождения. «Кто стихи будет читать?» — «Я!» — «Кто станцует?» — «Я станцую». Он всегда старался быть первым.

Витя учился в Театральном училище имени Щепкина, где его сокурсниками и близкими друзьями были будущие известные артисты Олег Даль, Миша Кононов, Виталий Соломин. Вместе учились, вместе сбегали с уроков, вместе хулиганили. Помню, Витька однажды рассказывал, как с Далем они сдавали экзамен по французскому языку. Они должны были разыграть какую-то сценку на французском. Накануне, конечно, гуляли и не подготовились. И тогда по аудитории разложили листочки — подсказки. Чья очередь говорить, тот знал, где его текст лежит, подходил к этому месту и читал. Вдруг открылась дверь, и сквозняком все эти листки сдуло. Но они те еще ребята, что-то сымпровизировали, несли какую-то абракадабру, то есть все слова, которые помнили на французском. Присутствующие на этом экзамене лежали от хохота. За находчивость ребятам поставили по пятерке.

Кстати, во время учебы в театральном училище Павлов овладел гримерным мастерством. Дело в том, что на последнем курсе учебы у него что-то случилось со связками, и пропал голос. Испугавшись, что придется распрощаться с театром, он стал учиться у театральных гримеров.

После училища Павлов два года проработал в театре «Современник», но он не любил рассказывать о том периоде, несмотря на то что тогда «Современник» был в самом расцвете, там работали большие мастера! Вите не давали новых ролей, только редко вводили на эпизоды в уже идущие спектакли. И он переживал. Но мне кажется, что этот период все равно не прошел для него даром. Я это чувствовала по его последующим работам, по актерской технике, по подходу к делу.

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Весной 1965 года Витя пришел в труппу Театра имени Ермоловой, где я уже служила. Помню, нам его представили среди прочих вновь пришедших молодых людей. Честно говоря, я отнеслась к новичкам несколько скептически: кто это? что это? Когда назвали Павлова, он встал, как-то пошатываясь. Я еще подумала: какой-то нервный человек, то бледнеет, то краснеет, ухо торчит. Кстати, потом за это оттопыренное ухо я его прозвала «Витьюушко». И Гайдай эту особенность использовал в фильме «Операция «Ы»...» — помните, там у героя Вити, студента по прозвищу Дуб, ухо торчит из-под повязки?! Мне кажется, в этой новелле про экзамен именно ухо Павлова стало главной ролью. Кстати, я так и не знаю, почему у него было такое ухо: родился таким или что-то в детстве произошло. С вопросами на эту тему не лезла, а он сам не рассказывал. Думаю, там какая-та травма была, он же боксом занимался в детстве. А может, уличная драка?

Когда меня спрашивают о секретах нашего супружеского долголетия, отвечаю: это потому, что я понимала, у Вити есть свои тайны, секреты, куда мне влезать не нужно. Вот, например, путаница с его днем рождения. Сам он считал, что родился 5 октября, а в паспорте было указано 6-е число. Я спросила однажды: «Витя, ну расскажи, почему такая путаница?» А он как-то странно ответил: «Мама рожала как бы два дня...» И, если честно, я ничего не поняла. Ну и настаивать не стала: раз он захотел запутать, значит, ему так нужно!

Так вот, тогда в театре решили ставить спектакль «Время и семья Конвей» по потрясающей пьесе Джона Пристли. Это такая трагическая, философская история одной английской семьи, которая двигается от самых радужных мечтаний о будущем до несостоявшихся надежд, серых будней. Павлова назначили на роль Эрнеста Биверса — этакого скромного юноши, который потом превращается в самодовольного дельца, а я играла подругу семьи Конвей Джоан Хелфорт. Еще на читке пьесы, наблюдая, как читает Павлов, подумала: «Господи, да что ж такое, каких-то нервных берут в труппу!» — так он волновался.

Виктор Павлов и Татьяна Говорова. Фото: из архива Т. Говоровой

Витя к тому времени вовсю снимался. Приедет с каких-нибудь съемок на репетицию со своим кожаным портфельчиком, отрепетирует и снова уезжает на другие съемки. Я наблюдала за ним, и, признаться, хотя и не увлеклась еще Павловым, меня задевало, что он никакого внимания на меня не обращает. Конечно, к тому времени у меня были поклонники, но ни с кем никаких серьезных отношений не получилось, и в душе мне было очень одиноко. Однажды после очередной репетиции мы собрались компанией в квартире одного нашего артиста. Витька взял в руки гитару и запел романсы. У меня такой мороз пошел по коже! Такие у него были печальные глаза! А потом он подошел ко мне и говорит: «Ты сидишь как-то неудобно. Давай я тебе подушечку подложу». И коснулся моей руки. И вот от этого прикосновения природа во мне и проснулась.

А дальше... Все было по-прежнему: Витька не очень-то и клевал на меня. Я тогда решила показать себя во всей красе. Как-то была в поездке в Венгрии, и в Будапеште зашла в мастерскую, где шьют купальники. Мне понравился образец черного цвета: бикини, тут сетка, тут клеточка. Мне 25 лет, фигурка-то была точеная. Я заказала такой купальник. Когда пришла на примерку, мастер вывел меня в этом купальнике в вестибюль, где заказчики находились: мол, смотрите, как я шью! И вот мы с театром поехали на месяц на гастроли в Ростов-на-Дону. Я вышла в этом купальнике на пляж и произвела настоящий фурор! Витьку это тоже впечатлило.

Потом мы шли большой компанией по улице, и на другой стороне я увидела развал с цветами. И вот почему-то я вдруг подумала: «Если он сейчас мне не купит розу, то, значит, ВСЕ!» Ну вот мысль такая проскочила. Вдруг Павлов отделился от нас, перебежал большую дорогу с трамваями к цветам и принес мне большую красивую розу. Мистика какая-та! Судьба есть судьба! Столько потом он мне дарил цветов, а вот та роза особенно врезалась в мою память.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!» «Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!»

«Я к вам больше не приду никогда. Потому что в вашем доме книги — пленницы»

Коллекция. Караван историй
Научить хорошему Научить хорошему

Как транслировать ребенку именно то, что для нас ценно?

Psychologies
Разбитое сердце Брэда Питта Разбитое сердце Брэда Питта

Каково будущее у Брэда Питта, который в 61 год должен строить жизнь заново?

Караван историй
Все секреты о том, как работодатели понимают, что сотрудник им подходит Все секреты о том, как работодатели понимают, что сотрудник им подходит

Какие черты соискателя по-настоящему привлекают работодателей?

Inc.
Почему болит запястье? Почему болит запястье?

Целый день работаешь за компьютером? Тебе грозит туннельный синдром

Лиза
Девочка созрела Девочка созрела

Как помочь дочери принять свое тело и вовремя заметить, если что-то идет не так

Лиза
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев

Кого бы ни играл, эти роли любили миллионы зрителей — искренне, всей душой

Коллекция. Караван историй
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
«Птица» с Барри Кеоганом: магический реализм в британской глубинке «Птица» с Барри Кеоганом: магический реализм в британской глубинке

Как Андреа Арнольд возвращается к корням и находит надежду в магическом реализме

Forbes
7 вредных советов, которые быстро уничтожат даже очень хорошую АКБ 7 вредных советов, которые быстро уничтожат даже очень хорошую АКБ

При умелом использовании, АКБ легко привести в негодность за год

ТехИнсайдер
Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе

Прекрасные фильмы о боксе и борьбе

Правила жизни
«Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем «Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем

Кристина Вайнас — о фильме «Финист. Первый богатырь» и сыне

VOICE
Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса

Шесть необычных боксерских поединков прошлого

Forbes
Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет» Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет»

Говорят, что мы выбираем мужей, похожих на наших отцов

Караван историй
Свидание с Россией Свидание с Россией

Успешные россияне рассказали о близких их сердцу регионах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Удачная покупка Удачная покупка

Аффирмации, чудо-кошелек и другие способы не прогадать на распродаже

Лиза
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Закрасить седину Закрасить седину

Методы, которые помогут замаскировать седые волосы и освежить образ

Лиза
Дело мастера Дело мастера

Тест-драйв первого люксового внедорожника Tank

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса

Главные фильмы и эксперименты в карьере Роберта Земекиса

СНОБ
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
«Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история «Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история

Почему не стоит испытывать чувство вины за свои решения и как что-то поменять

Psychologies
Открыть в приложении