Обозрение армии и флотаОбщество
Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути
Минувшим летом торгово‑экономические отношения Казахстана с Китаем преодолели знаковый рубеж: Поднебесная стала главным торговым партнером Казахстана с 19,2% внешнеторговых операций, обойдя Россию с 18,8%, ранее занимавшую это место. Что неудивительно: Казахстан чрезвычайно важен для Китая. Более того: если не учитывать США и Евросоюз с их гигантскими рынками и высокими технологиями, то Казахстан, возможно, является самым важным партнером Китая. Потому, что там сходится несколько факторов, имеющих важнейшее значение для Китая: во‑первых, обилие природных ресурсов, во‑вторых – стратегическое расположение Казахстана в самом центре Евразии и на границе между Pax Sinica с исламским миром. И, наконец, в‑третьих (и это самое важное) – через Казахстан проходит важнейший участок нового Великого Шелкового пути – китайского мегапроекта «Пояс и путь». Проект «Пояс и путь», как написано в официальных документах – это строительство новой модели международного сотрудничества, базирующейся на современных транспортных коридорах, соединяющих Китай с десятками стран. Его основой является новый Шелковый путь, соединяющий, как и его предшественник, Китай с Европой, Ближним и Средним Востоком, возрожденный с использованием современных технологий. Плюс «Морской Шелковый путь» водные транспортные артерии, но эта составляющая «Пояса и пути» выходит за рамки данной статьи, касающейся казахстанско‑китайских отношений.
В древности Шелковый путь проходил из Китая, через Джунгарские ворота, далее через территорию современного Казахстана в Европу, с ответвлением через Центральную Азию и Иран в Сирию и Малую Азию. Т.е. нынешний Казахстан был важнейшим участком пути. Теперь то же самое: недаром председатель КНР Си Цзиньпин в 2013 г. объявил о мегапроекте «Пояс и путь» (первоначально он назывался «Один пояс – один путь») во время визита в Казахстан. Через него в Европу и на Ближний и Средний Восток протянутся железнодорожные и шоссейные магистрали, вдоль которых появятся заводы, электростанции и склады, а навстречу, в Китай – нефте- и газопроводы. На картах будущего «Пояса» гигантская транспортная магистраль нарисована как идущая чуть южнее – через Кыргызстан, а ее ответвление – еще южнее, через Таджикистан и Афганистан, и далее в Пакистан. Но там – высочайшие горные хребты Тянь‑Шаня и Гиндукуша, там вечно нестабильный Афганистан и никем не контролируемая пакистанская Зона племен, так что о дорогах на юг пока можно только мечтать. Значит, товары пойдут по тому же пути, что и полторы тысячи лет назад – через Джунгарские ворота.
Казахстанский участок «Пояса» уже работает: по нему в Китай тянутся трубопроводы, по которым Поднебесная получает казахстанскую, узбекистанскую и туркменистанскую нефть и газ. По железным дорогам везут казахстанский уголь, уран, черные металлы, медь, шерсть, мясо и зерно. Навстречу этому потоку едут китайские машины и смартфоны, оргтехника, строительная техника и электрооборудование, станки и трубы, одежда и обувь.
Китай для Казахстана также крупный инвестор. Помимо того, что китайские торговые фирмы контролируют огромный сегмент казахстанского рынка, китайцы построили или строят предприятия в промышленности, энергетике, финансовой сфере и сельском хозяйстве. Крупнейшие проекты, реализованные китайскими компаниями в Казахстане – это Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, Алматинская фотоэлектрическая электростанция, Северо-Казахстанский агротехнологический парк, Восточно‑Казахстанский завод ядерных компонентов, Кызылординский стекольный завод и Костанайский автомобильный завод.
«Пояс и путь», несомненно, принесет Казахстану немалые выгоды от транзита товаров, развития инфраструктуры и появления новых предприятий. Но не факт, что «Пояс» станет основой новой казахстанской экономики и логистики, как это казалось несколько лет назад. Судя по тенденциям последних двух лет, мегапроект, хотя в 2022 г. в него вложили умопомрачительную сумму в $1 трлн., испытывает серьезные сложности. В Европе китайские проекты сталкиваются с недоверием правительств и политиков; в ряде африканских стран (например, Конго) власти открыто недовольны «китайским засильем»; некоторые страны (такие, как Венесуэла и Шри Ланка) не могут вернуть предоставленные Китаем огромные кредиты. Это значит, про мегапроект будет развиваться и дальше, но его масштабы и влияние на мировую экономику и торговлю будут ниже запланированных Пекином.