«Детям необходимо жить в семье»: как устроен процесс усыновления в России
В Международный день защиты детей рассказываем об актуальной ситуации с сиротством в России, а также о том, как родителям подготовиться к появлению нового члена семьи, и — что еще более важно — подготовить к нему самого ребенка
Сколько в России сирот
Дети, нуждающиеся в семейном устройстве, учитываются и попадают в статистику на региональном и федеральном уровнях. В России этим занимается Министерство просвещения — и с подсчетом, говорят специалисты, трудностей не возникает. «По данным министерства, в 2021 году был выявлен и учтен 46 831 ребенок. В это число входят и те дети, кто остался на территории России без попечения взрослых (это так называемые «социальные» сироты), так и те — их почти 14 000 — кто относится именно к сиротам, то есть детям, у которых умерли один или оба родителя», — говорит Ирина Зинченко, руководитель направления программ альтернативной опеки благотворительной организации «Детские деревни SOS». «Не все эти дети попадают в детские дома. Кто-то сразу оказывается под опекой родственников, кто-то незамедлительно размещается в приемные семьи, избежав опыта пребывания в сиротском учреждении. Но есть дети, судьба которых складывается гораздо сложнее — больница, дом ребенка, детский дом», — отмечает она.
По словам Зинченко, к концу мая этого года в России насчитывалось 39 126 детей, которые ждут, когда их заберут в приемные семьи. Для сравнения, в январе 2022 года их было 41 505. «Есть люди, которые предполагают, что некоторые дети и не хотят в семью, им хорошо, комфортно в детском доме. А некоторым там, возможно, и лучше — там же специальный уход за детьми с инвалидностью. На самом деле всем детям просто необходимо жить в семье, независимо от возраста, пола, состояния здоровья», — уверена Ирина.
Усыновление и опекунство
В контексте взятия ребенка из детского дома в приемную семью, подчеркивает Зинченко, важно различать два термина — непосредственно «усыновление» и «опекунство». Усыновление (или удочерение) — это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно федеральному закону. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. По просьбе усыновителя ребенку могут быть присвоены новые фамилия, имя, отчество. Для обеспечения тайны усыновления в документах могут быть изменены дата и место рождения ребенка (сдвигать дату можно не более, чем на три месяца). Все лица — судьи, которые выносили решение об усыновлении ребенка, представители власти, ответственные за государственную регистрацию усыновления, а также те, кто как-то иначе осведомлен об этом факте, — обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.
У усыновления есть свои преимущества и свои особенности. «С одной стороны, дети и родители после усыновления обретают все права и обязанности кровных родственников. С другой же, ребенок обычно лишается возможности знать свою историю, свои корни, получать поддержку государства как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Что касается цифр, то в 2021 году было усыновлено или удочерено 847 детей, — говорит Зинченко. Однако не все дети могут быть усыновлены: например, нельзя усыновить ребенка, родители которого отбывают наказание в местах лишения свободы и не лишены родительских прав.
Совсем иная форма — опека, или попечительство, при которой назначенные органом опеки и попечительства люди становятся законными представителями детей. Опекуном может быть как директор детского дома, так и человек, выполняющий функции родителя, если речь идет о семейной форме устройства. Такое семейное устройство не требует судебных решений, однако и отстранить от опеки тоже можно без решения суда.
Ирина Зинченко отмечает, что сравнивать системы устройства детей в семью в разных странах не очень правильно, так как контексты слишком сильно различаются. «Например, согласно американским законам, биологические родители имеют огромные права на ребенка, который проживает в фостерной семье — так называют некоторый аналог приемной семьи в России. У них есть возможность через некоторое время вернуть себе ребенка через суд. Из-за этого таких детей передать на усыновление далеко не так просто, особенно, если родители ребенка родительских прав не лишены, а сам ребенок передан в фостерную семью на время, скажем, в случае, если родители в тюрьме. По американской статистике, только 20% детей, живущих в фостерных семьях, могут быть теоретически усыновлены», — говорит Ирина.