На санкциях заработали американцы
2022 год лишил инвесторов аппетита к риску
По оценкам «Денег», основанным на отчетах Bank of America (BofA), учитывающих данные Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), за неполные 12 месяцев все мировые фонды акций привлекли $208 млрд. Это почти в пять раз ниже чистых инвестиций в такие фонды за аналогичный период 2021 года. Меньший объем средств международные инвесторы направляли в акции в 2020 году, но тогда мировая экономика погрузилась в рецессию из-за пандемии коронавируса, спровоцировавшей введение правительствами многих стран ограничений, которые, в свою очередь, нарушили глобальные производственные и торговые цепочки. Тогда все фонды акций привлекли за год немногим более $100 млрд, половина из которых была инвестирована в фонды Китая ($14,5 млрд) и Японии ($38,5 млрд). Эти страны рассматривались инвесторами как тихие гавани, поскольку смогли остановить распространение пандемии.
В уходящем году мировая экономика столкнулась с новым вызовом — ростом геополитических рисков в связи с украинским кризисом и санкционной войной, которую западные страны развязали против России. Это привело к разрыву торговых связей и стремительному росту цен на энергоносители и продовольствие. Средняя цена североморской Brent за год выросла на 43%, до $101 за баррель — максимального значения с 2013 года ($109). Газ на нидерландском хабе TTF подорожал еще больше, его средняя цена с начала года составила $1500 за 1 тыс. куб. м, что втрое выше показателя 2021 года. Пшеница подорожала на 20%, до $825 за тонну. По оценкам Bloomberg Economics, в третьем квартале глобальная инфляция достигла 9,8% в годовом выражении.
Для акций пагубна не столько сама инфляция, сколько реакция на нее финансовых регуляторов. В этом году более 90% всех мировых центробанков повысили ставки. ФРС США с марта по ноябрь подняла ключевую ставку на 3,75 процентного пункта (п. п.), до 3,75–4%, ЕЦБ — на 2 п. п., до 2%, Банк Англии — на 2,75 п. п., до 3%. Повышение ставок усложняет рефинансирование долгов, общий объем которых в этом году превысил 350% глобального ВВП. «Аппетит инвесторов к риску упал на фоне ухудшения макроэкономической ситуации, снижения реального располагаемого дохода и коррекции глобальных рынков акций и облигаций»,— отмечает управляющий директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Сергей Беляев.
Трансатлантический переток
В непростых экономических условиях управляющие и инвесторы активно ребалансировали свои портфели, перестраивая позиционирование между регионами. В рамках фондов developed markets отмечались массовые продажи акций европейских компаний. По оценкам «Денег», за неполный год данная категория фондов лишилась почти $90 млрд, что в девять раз больше привлечений в 2021 году, и это максимальный отток с 2019 года. В американские фонды акций инвесторы вложили почти $180 млрд — второй по величине результат за шесть лет наблюдений «Денег». Больший объем средств поступал в такие фонды лишь в прошлом году. Тогда на фоне масштабных монетарных стимулов со стороны ФРС и Белого дома, включавших прямые выплаты населению, международные инвесторы вложили в фонды американских акций более $350 млрд.