Что умеет ИИ-поиск: возможности и риски следующего поколения поисковых систем
В апреле 2024 года в России появился новый сервис Нейро, объединяющий интернет-поисковик и ИИ. Партнер Digital & Analogue Partners Екатерина Смирнова и юрист Digital & Analogue Partners Александра Югунян рассказывают, почему запуск Нейро— не просто обновление, а огромный шаг в конкурентной борьбе, а также о том, какие риски могут быть связаны с использованием умных поисковых систем.
Что нового в интернете
Не так давно, 16 апреля 2024 года, компания Яндекс представила свой новый продукт Нейро, в котором соединились классический интернет-поисковик и большие языковые модели (те, что сегодня принято называть ИИ). Теперь поиск информации выходит на новый уровень — любой пользователь может ввести запрос в поисковой строке, а ИИ подберет информацию по теме, самостоятельно проанализирует информацию и выдаст полноценный ответ с актуальными ссылками на источники.
До Яндекса запустить ИИ-поиск успела только компания Microsoft. Так, 7 февраля 2023 года Microsoft совместно с OpenAI представили новую версию поисковой системы Bing с ИИ на базе чат-бота ChatGPT. На презентации СЕО Microsoft Сатья Наделла заявил, что наступила новая эпоха веб-поиска, суть которого не менялась десятилетиями.
У Google, конечно же, тоже есть наработки в этой области — ИИ-модель Gemini, которая была анонсирована в декабре прошлого года. На недавней конференции компания объявила, что планирует объединить Gemini со своим ключевым продуктом — поисковиком Google — и выдавать пользователям ИИ-резюме.
На сегодняшний день функция ИИ-резюме (AI Overviews) уже запущена в Америке, но вскоре будет доступна и в других странах.
Ключевое отличие ИИ-поисковиков от больших языковых моделей (например, ChatGPT от OpenAI) состоит в том, что поисковик берет информацию не из «памяти» ИИ, а анализирует информацию из открытых источников в интернете - именно поэтому его ответы всегда будут основаны на актуальной информации.
Как ИИ меняет правила интернет-поиска
ИИ-поисковик — это «умная» поисковая система, которая не ограничивается подбором ссылок и сайтов по теме. Она самостоятельно изучает источники, анализирует информацию и предоставляет полноценный ответ на запрос пользователя.
На практике это означает, что ИИ-поисковик лучше справляется со следующими задачами
Сложные запросы
ИИ-поисковики лучше понимают и отвечают на запросы на «естественном» человеческом языке. Они также могут отвечать на вопросы, которые содержат много деталей. Например, в отличие от обычных поисковиков, ИИ-поисковику не сложно ответить на вопрос: «Как лучше добраться до центра Москвы с учетом пробок на дорогах, погодных условий и стоимости проезда?»
Тон запроса и контекст
Обычные поисковые системы опираются на наиболее распространенные толкования слов, тогда как умный поисковик может улавливать тонкости, исходя из формулировки запроса или дополнительного контекста. Пользователь может продолжать работать со сгенерированным ответом, задавать уточняющие или дополнительные вопросы, чтобы получить более развернутую информацию. При этом модель будет учитывать контекст предыдущих запросов, поэтому не нужно будет каждый раз начинать поиск с начала.