Переизобрести Пушкинский
Внедрение современных технологий для классического музея — всегда вызов. От того, как институция на него ответит, зависит не только ее восприятие посетителями, но и в некотором смысле «самоощущение». Консервативность, как и чрезмерная гибкость, при этом могут только навредить, полагает директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачёва. Вместе с ней рассказываем о том, как музей ищет баланс между инновациями и традициями и какую роль в этом процессе играет искусственный интеллект.
Устойчивость институций проверяется временем — сегодня очевидно, что проверку эту ГМИИ им. А.С. Пушкина успешно прошел. Музей остается одной из главных культурных площадок страны более века. Интересно, что, несмотря на свой возраст, Пушкинский не ограничивается ролью «капсулы времени», в которой консервируются шедевры мирового искусства. Музей по-прежнему хочет удивлять. Так, как делал это в 1956 году, когда представлял первую в отечественной истории выставку Пабло Пикассо, или, например, в 1981-м, когда запускал революционный даже по позднесоветским меркам проект «Москва — Париж. 1900–1930» — экспозицию произведений русского, советского и французского авангарда.
Новую повестку ГМИИ уже больше года формирует искусствовед Елизавета Лихачёва, ставшая его директором в марте 2023-го. Своей главной задачей она называет «переизобретение музея». За этой емкой формулировкой — масштабная работа, которую только предстоит провести. Ее сроки во многом определяет реконструкция музея. Уже около 10 лет архитекторы и строители пытаются развить замысел Ивана Цветаева — создателя и первого директора Музея изящных искусств (под таким названием в начале XX века открылся Пушкинский). В 1898 году в своем дневнике он писал: «Заднюю часть площади просили мы оставить незастроенной, на случай будущих расширений здания Музея в эту сторону. <...> Музей должен расти в своих коллекциях, здание его неминуемо потребует в будущем расширений. Всякая постройка здесь со стороны города погубила бы наше дело, осудив его на существование без развития».
Несколько позже Цветаев предложил концепцию Музейного городка: объединение находящихся рядом галерей и их корпусов в единое пространство. Сейчас на реконструкции находятся четыре здания будущего Музейного квартала: усадьбы князей Вяземских-Долгоруковых и Голицыных, доходный дом братьев Стуловых и здание Отдела личных коллекций. Ведется строительство Депозитарного реставрационно-выставочного центра. Работы должны завершиться к 2028 году — тогда площадь ГМИИ увеличится более чем в два раза, до 105 тысяч квадратных метров.
Что будет представлять собой вся эта территория «содержательно» — вопрос открытый. По словам Елизаветы Лихачёвой, внятный ответ на него за 10 с лишним лет, прошедших с начала стройки, сформулирован не был.