Потолок золотой: как ограничение бюджетов в «Формуле-1» помогло заработать всем
До завершения сезона в чемпионате «Формула-1» осталось шесть гонок, и впервые за много лет победитель до сих пор не предрешен. Зрители гоночной серии наблюдают самый интересный и конкурентный чемпионат за полтора десятилетия. Forbes Sport рассказывает, как организаторам серии удалось разорвать порочный круг и вернуть к ней интерес
Чемпионат мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1», каким мы его знаем, существует с 1950 года. Сперва в турнире принимали участие лишь несколько крупных производителей автомобилей, а большинство участников представляли частные команды — мелкие конструкторские бюро или просто бизнесменов с деньгами, которые могли купить у производителя болид и выставить его на соревнования. Это было романтичное время, когда чемпионат был не закрытым клубом, а развлечением для множества людей с относительно небольшими бюджетами.
Но все романтичное заканчивается довольно быстро: рекламодатели увидели в «Формуле-1» отличную площадку для продвижения своих брендов, начали расти призовые за победы, в разработку, производство и совершенствование болидов стали вкладываться все большие средства, и независимым гонщикам и командам пришлось покинуть чемпионат, в котором у них не осталось шансов даже на локальные успехи.
В последние десятилетия «королевские гонки» превратились в элитарный клуб, а гонка вооружений в виде непрерывного роста бюджетов стала постепенно выбивать из него даже самые крупные команды и автоконцерны. К концу прошлого десятилетия команды Mercedes, Ferrari или Red Bull Racing тратили по $450-500 млн ежегодно, пытаясь оставаться конкурентоспособными. Эти расходы стали непосильными для большинства.
Команды Marussia /Manor, Campos Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) 1/HRT/Hispania, Caterham — все они приходили в чемпионат с планами закрепиться среди середняков и надеждой бросить вызов лидерам, но быстро обанкротились. Гиганты Toyota и BMW тоже оказались не готовы годами тратить огромные средства, нанимать инженеров, гонщиков, строить или обновлять базы, вкладываться в сверхдорогие симуляторы и средства вычислительной техники. И даже те, кто выжил в чемпионате, столкнулись с тем, что «Формула-1» превратилась в строго иерархическое сообщество.
Гоночная серия живет циклами в несколько лет, периодически меняя технический регламент, чтобы обнулить преимущество явных лидеров. Но только самые богатые могут позволить себе одновременно поддерживать конкурентоспособность действующего болида и тратить сотни миллионов на разработку нового, и отрыв фаворитов от остальных только возрастал.
Все это привело невиданному прежде расслоению результатов и доминированию в конце 2010-х команды Mercedes, которая выиграла семь чемпионатов (и восемь Кубков конструкторов) подряд. Некогда самый популярный гоночный чемпионат мира стала предсказуемой, а ее телерейтинги начали снижаться. В 2017 году владельцем серии стала компания Liberty Media, которая взялась все исправить.