Как организаторам «Формулы-1» удалось вернуть к ней интерес

ForbesСпорт

Потолок золотой: как ограничение бюджетов в «Формуле-1» помогло заработать всем

До завершения сезона в чемпионате «Формула-1» осталось шесть гонок, и впервые за много лет победитель до сих пор не предрешен. Зрители гоночной серии наблюдают самый интересный и конкурентный чемпионат за полтора десятилетия. Forbes Sport рассказывает, как организаторам серии удалось разорвать порочный круг и вернуть к ней интерес

Ильгар Сеидли

Фото Luca Bruno / AP / TASS

Чемпионат мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1», каким мы его знаем, существует с 1950 года. Сперва в турнире принимали участие лишь несколько крупных производителей автомобилей, а большинство участников представляли частные команды — мелкие конструкторские бюро или просто бизнесменов с деньгами, которые могли купить у производителя болид и выставить его на соревнования. Это было романтичное время, когда чемпионат был не закрытым клубом, а развлечением для множества людей с относительно небольшими бюджетами.

Но все романтичное заканчивается довольно быстро: рекламодатели увидели в «Формуле-1» отличную площадку для продвижения своих брендов, начали расти призовые за победы, в разработку, производство и совершенствование болидов стали вкладываться все большие средства, и независимым гонщикам и командам пришлось покинуть чемпионат, в котором у них не осталось шансов даже на локальные успехи.

В последние десятилетия «королевские гонки» превратились в элитарный клуб, а гонка вооружений в виде непрерывного роста бюджетов стала постепенно выбивать из него даже самые крупные команды и автоконцерны. К концу прошлого десятилетия команды Mercedes, Ferrari или Red Bull Racing тратили по $450-500 млн ежегодно, пытаясь оставаться конкурентоспособными. Эти расходы стали непосильными для большинства.

Команды Marussia /Manor, Campos Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) 1/HRT/Hispania, Caterham — все они приходили в чемпионат с планами закрепиться среди середняков и надеждой бросить вызов лидерам, но быстро обанкротились. Гиганты Toyota и BMW тоже оказались не готовы годами тратить огромные средства, нанимать инженеров, гонщиков, строить или обновлять базы, вкладываться в сверхдорогие симуляторы и средства вычислительной техники. И даже те, кто выжил в чемпионате, столкнулись с тем, что «Формула-1» превратилась в строго иерархическое сообщество.

Гоночная серия живет циклами в несколько лет, периодически меняя технический регламент, чтобы обнулить преимущество явных лидеров. Но только самые богатые могут позволить себе одновременно поддерживать конкурентоспособность действующего болида и тратить сотни миллионов на разработку нового, и отрыв фаворитов от остальных только возрастал.

Все это привело невиданному прежде расслоению результатов и доминированию в конце 2010-х команды Mercedes, которая выиграла семь чемпионатов (и восемь Кубков конструкторов) подряд. Некогда самый популярный гоночный чемпионат мира стала предсказуемой, а ее телерейтинги начали снижаться. В 2017 году владельцем серии стала компания Liberty Media, которая взялась все исправить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
Траектория невозврата Траектория невозврата

Как «Бег» Михаила Булгакова показал необратимость эмиграции

Weekend
Роман о Мишеле Строгоффе Роман о Мишеле Строгоффе

Как Жюль Верн написал признание в любви к России, а Россия его не поняла

Дилетант
Стихийные отношения Стихийные отношения

Громкие заявления о подъеме уровня океана голландцы не слышат, а видят

Вокруг света
Кларкономика: как вчерашняя студентка за полгода изменила женский баскетбол Кларкономика: как вчерашняя студентка за полгода изменила женский баскетбол

Как Кейтлин Кларк изменила американский баскетбол?

Forbes
Бюджет высоких обязательств: чем может обернуться желание государства больше тратить Бюджет высоких обязательств: чем может обернуться желание государства больше тратить

Высокий уровень государственных расходов будет стимулировать рост зарплат

Forbes
Не колой единой Не колой единой

Вспоминаем вкус домашнего кваса, морсов и «газировки» из СССР

Лиза
Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР

Рассказываем о 5 выдающихся, но забытых изобретениях Страны Советов

ТехИнсайдер
Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары

66% зон в мировых тропических лесах испытывают новые температурные режимы

N+1
Алина Кугуш Алина Кугуш

Перформер Алина Кугуш в фэшн-арт-объект превращает себя сама

Собака.ru
СЦБ – как много в буквах этих! Сигнализация, централизация, блокировка – «ГАИ» железной дороги СЦБ – как много в буквах этих! Сигнализация, централизация, блокировка – «ГАИ» железной дороги

СЦБ: как устроена регулировка железнодорожных путей

Наука и техника
Уйти или остаться Уйти или остаться

Почему даже самым красивым знаменитостям изменяют партнеры

Лиза
Повторение сотворения Повторение сотворения

Тавтология как главный прием Киры Муратовой

Weekend
«Гоголя почитайте, камон,— все то же самое» «Гоголя почитайте, камон,— все то же самое»

Куда смотрит Ленин спустя 100 лет после своей смерти

Weekend
Африканская пропасть Африканская пропасть

Англо-бурская война как историческая неизбежность

Знание – сила
Антидворянец: Макс Линдер Антидворянец: Макс Линдер

Слухи и сплетни о визите легендарной кинозвезды Макса Линдера в Петербург

Правила жизни
Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях

Рынок юаневых облигаций мог бы заменить закрытый рынок евробондов

Forbes
Ключ к осознанному забыванию Ключ к осознанному забыванию

Можно ли с помощью медитаций научиться намеренно забывать ненужную информацию?

Санкт-Петербургский университет
По следам ушедшей эпохи По следам ушедшей эпохи

Реконструкция уникальной исторической квартиры в стиле ар-нуво

SALON-Interior
Вторая сверхзвуковая: когда гражданские самолеты смогут летать быстрее звука Вторая сверхзвуковая: когда гражданские самолеты смогут летать быстрее звука

Сегодня человечество готово вернуться к сверхзвуку на новом уровне технологий

ТехИнсайдер
Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной

Вера Мухина: именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР

Правила жизни
Иваново Иваново

Иваново — город «с тысячью лиц», который вас удивит

КАНТРИ Русская азбука
Как понять, что вам нужно мыть голову чаще Как понять, что вам нужно мыть голову чаще

Как понять, что вы моете кожу головы недостаточно часто?

ТехИнсайдер
Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить

В чем же секрет сладости, штурмом захватившей интернет, и каков ее рецепт?

ТехИнсайдер
«Извне»: зачем смотреть мрачный и загадочный сериал от создателей «Остаться в живых» «Извне»: зачем смотреть мрачный и загадочный сериал от создателей «Остаться в живых»

«Извне»: хоррор, который заслуживает вашего внимания

Forbes
Гаджеты на колесах Гаджеты на колесах

Во сколько обходятся россиянам автомобильные инновации

Деньги
Надежная защита Надежная защита

Как помочь организму ребенка подготовиться к холодам?

Лиза
Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят

Какими бывают фуры, сколько стоят, с какой категорией можно за руль?

РБК
Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк» Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк»

Фильмы «Маяка», которые точно стоит увидеть

СНОБ
Конго тьмы Конго тьмы

Король Бельгии Леопольд II и кровавая история Конго

Знание – сила
Открыть в приложении