Что такое DSG и как работает эта коробка передач
Робот, преселектив, автомат с двойным сцеплением — все это про автоматизированную коробку передач от концерна VW. Как работает одна из самых передовых трансмиссий — в материале Autonews.ru
Что такое DSG
DSG — это автоматическая трансмиссия, в основе конструкции имеющая два сцепления и механизм смены передач с минимальным разрывом мощности. Является аббревиатурой от немецкого direktschaltgetriebe — буквально «коробка передач с прямым переключением».
Принципиальным отличием от классического автомата является отсутствие гидротрансформатора, планетарного ряда и фрикционных пакетов. Несмотря на формальное сходство с классическими АКПП, в виде отсутствия третьей педали и полной автономности работы, DSG конструктивно гораздо ближе к обычной механике, нежели к гидротрансформаторным трансмиссиям.
Еще роботизированные коробки называют преселективными, от английского pre-select — буквально «предвыбор». Что подразумевает вышеописанный алгоритм выбора последующей передачи заранее, одновременно с подключением текущей.
Устройство DSG
Принцип работы DSG описан ниже, а пока коротко перечислим основные узлы и детали данной трансмиссии. Здесь и далее будет схематично приведено устройство 6-ступенчатой DSG-6. Тем не менее, более сложная 7-ступенчатая трансмиссия (DSG-7), несмотря на некоторые компоновочные отличия, работает по аналогичному принципу.
- Двойное сцепление. Попеременно, в зависимости от выбранной электроникой передачи, осуществляет связь двигателя либо с внутренним, либо с внешним первичным валом коробки.
- Первичные валы. В соответствии с количеством сцеплений их два: внутренний и внешний. Внутренний вал отвечает за связь двигателя с нечетными передачами 1,3 и 5, внешний — с четными передачами 2, 4 и 6.
- Вторичные валы. На них расположены шестерни передач в соответствии с указанным выше порядком: нечетные на одном, четные на другом.
На самом деле в DSG-6 каждый вторичный вал несет на себе шестерни как четных, так и нечетных передач. Но для наглядности ниже они изображены как вал только с четными и только с нечетными шестернями.
Также некоторые модификации DSG-коробок, такие как S-Tronic разработки Audi («дочка» концерна Volkswagen), имеют единый вторичный вал. Такое решение обосновано компоновочными особенностями полноприводных автомобилей с продольным расположением силового агрегата.
- Выходной вал. Последнее звено в цепочке передачи момента от двигателя на дифференциал.
- Мехатроник. Фирменное название концерна VW для обозначения электронно-механического блока контроля и управления всей коробкой. Данный узел объединяет в себе как цифровой «мозг» агрегата, так и исполнительные механизмы — для переключения передач и управления сцеплениями.
Как работает DSG простыми словами
Опираясь на размещенную выше упрощенную схему устройства DSG-коробки, попробуем разобраться в алгоритмах ее работы.
- При переходе в режим движения (селектор на «D») мехатроник включает первую передачу. При этом, как и при включении «первой» на обычной механической коробке, возникает жесткая связь между шестерней 1-й передачи и первичным валом — в случае DSG, внутренним (см. схему выше). Как только водитель начинает движение, мехатроник дает команду замкнуть первое сцепление. Таким образом, крутящий момент передается от двигателя на внутренний первичный вал, далее на шестерню первой скорости «нечетного» вторичного вала, и далее на выходной вал DSG.