Практика > Видеопамять
Турбопамять для видеокарт
Графическим платам для высокопроизводительных ПК требуется большой объем высокоскоростной памяти. Самые подходящие решения — это новые технологии HBM2 и GDDR5X.
Виртуальная реальность требует графической производительности, в несколько раз превышающей таковую при использовании монитора. Количество ошибок программ по распознаванию речи методами глубинного обучения (deep learning) снижается на 40% при увеличении объемов анализируемых выборок в десять раз. И виртуальная реальность, и искусственный интеллект задействуют ресурсы графических процессоров, отлично подходящих для решения задач, хорошо поддающихся распараллеливанию, что, в свою очередь, требует памяти очень большой емкости и очень высокой скорости для обработки постоянно растущих объемов данных. Компьютерные игры, которые становятся все более реалистичными, тоже жаждут быстрой видеопамяти. «Обычная» память типа DDR для ПК всегда была в лучшем случае слабым решением для требований видеокарт. Специально для использования в графических картах была разработана память GDDR (Graphics DDR), в настоящее время уже выросшая до пятого поколения. Однако из-за требований разрешения 4K, виртуальной реальности и ИИ даже она доходит до пределов своих возможностей. Новые технологии GDDR5X и HBM2 должны решить эту проблему.
Эволюция: GDDR5X
Новая спецификация GDDR5X была утверждена в январе этого года, а нынешним летом в продажу поступила первая видеокарта NVIDIA GeForce GTX 1080, оснащенная такой памятью.
В GDDR5X традиционная структура памяти, представленная отдельными микросхемами, соединенными с ГП линиями передачи данных, адаптирована под новые требования. При этом основная структура карты изменилась мало. Обновился техпроцесс, и в итоге все это вместе держит в узде цены на память GDDR5X. По сравнению с предыдущей, вышедшей еще в 2008 году памятью GDDR5, новая технология обладает следующими преимуществами.
- Предвыборка данных (prefetch) увеличилась с 8n до 16n. Теперь благодаря оптимизации внутренних линий передачи данных за один цикл доступа к памяти контроллер может выбирать не 32, а все 64 байта на чип, в результате чего пропускная способность памяти увеличивается вдвое без необходимости повышения тактовой частоты.